Ещё один новый бренд появился на российском рынке, на этот раз из Сербии. Продукция этой марки относится к сегменту Ultra High End и выполнена в соответствии с самыми строгими требованиями к надёжности и качеству.
Первый российский тест будет посвящен связке из предварительного усилителя KA Line Mk 3 и двухканального оконечника KAS 600.
НЕПОДЪЕМНАЯ ЛЁГКОСТЬ БЫТИЯ
Очередной раз убеждаюсь в том, что чем выше класс техники, тем более значимой становится роль личности при её создании. High End Audio вообще удел талантливых одиночек с индивидуальными представлениями о правильном звуке, в этой сфере крупные корпорации с бухгалтерами, указывающими инженерам, как и что нужно делать, выживают редко. Здесь первостепенное значение имеют сами идеи и качество их воплощения, а себестоимость — дело десятое. Для такой техники был даже введён особый термин cost no object – цена не имеет значения. Но не стоит думать, что в High End она берётся с потолка, законы рынка одинаковы для всех.
Общее и частное
Уподобившись Людовику XIV, Милан Каран мог бы сказать: «Karan Acoustics – это я». Компания была основана им летом 1986 года в сербском городе Нови Сад, первое время занималась техническим обслуживанием медицинского и телевещательного оборудования. Но любовь Милана к музыке привела к тому, что в один прекрасный день под маркой Karan Acoustics появился первый интегральный усилитель мощностью 2 x 100 Вт. Успех этого проекта привёл к тому, что Каран решил направить интеллектуальные и финансовые ресурсы компании на производство высококачественных аудиокомпонентов. После многочисленных технических экспериментов и сеансов прослушивания была разработана собственная схемотехника и основные принципы её реализации. Все усилители имеют конструкцию двойное моно и полностью балансную схемотехнику без общей обратной связи. В схеме используются современные быстродействующие биполярные транзисторы, все каскады предварительного усиления работают в классе A. Быстрые и мощные источники питания имеют очень низкое внутреннее сопротивление. Печатные платы изготавливаются на заказ и механически развязываются от шасси аппарата во избежание передачи вибраций. Элементы корпусов вытачиваются из высококачественного алюминия, вся техника изготавливаются вручную в собственной мастерской Karan Acoustics.
Всё перечисленное в полной мере воплощено в объектах нашего нынешнего исследования.
Предварительный усилитель KA Line Mk 3 — самый младший в каталоге Karan Acoustics, но выглядит он очень солидно, да и весит немало, 20 кг без упаковки. Архитектура — двойное моно с тремя сетевыми трансформаторами для раздельного питания каждого канала и системы управления с индикацией. В сглаживающих фильтрах – солидная батарея «быстрых» емкостей.
Архитектура — двойное моно с тремя сетевыми трансформаторами для раздельного питания каждого канала и системы управления с индикацией.
Звуковой тракт полностью балансный, и для регулировки громкости задействован четырёхканальный потенциометр с моторизованным приводом. На пути сигнала нет разделительных конденсаторов, и рабочий диапазон KA Line Mk 3 начинается от 0 Гц. По сути, это усилитель постоянного тока, а такие схемы, как правило, отличаются минимальными фазовыми сдвигами в области нижних частот, что всегда благоприятно сказывается на звучании. Традиционно для Karan Acoustics в тракте нет общей обратной связи, и даже без неё удалось достичь чрезвычайно высоких технических характеристик (приведены в таблице).
Слева на лицевой панели – селектор входов на пять положений, причём один источник можно подключить по балансной линии. Вся коммутация осуществляется особыми малосигнальными реле. Выходов два, одна стереопара на RCA и одна на XLR.
На индикаторе при включении высвечивается логотип Karan Acoustics и выбранный вход, а при регулировке громкости – её уровень в децибелах.
Пульт ДУ выполнен в оригинальном круглом корпусе, в соответствии со стилем старших компонентов серии Master Collection.
При производстве массивного корпуса использовалась лазерная резка, на верхней крышке имеется рельефный логотип компании. Патентованные антивибрационные опоры — от норвежской компании Soundcare.
Топология усилителя фирменная: без разделительных конденсаторов и общей обратной связи, местная ОС организована по току.
Вторая новинка в нашей системе – двухканальный усилитель мощности KAS 600. Этот 76-килограммовый гигант способен раскачать любую акустику – его мощность 600 Вт на восьми омах, 1000 Вт на четырёх и 1800 Вт на двух. В каждом канале задействовано по 20 сверхбыстрых транзисторов Sanken RET, что позволяет отдать в нагрузку ток до 400 ампер. RET расшифровывается как Ring Emitter Transistor, по этой технологии на единой кремниевой подложке создаётся несколько параллельных структур с линейной характеристикой и высокой граничной частотой. Один такой транзистор способен рассеять до 200 Вт мощности. Выходные каскады работают с переменным смещением: независимо от амплитуды входного сигнала ток через транзисторы поддерживается таким, чтобы они не выходили из класса А. В режиме покоя он снижается почти до нуля, а на полной громкости увеличивается до максимума, но вся мощность при этом передаётся в нагрузку. Поэтому усилитель практически не греется, в чём мы имели возможность убедиться.
Каждый канал питается от собственного тороидального трансформатора мощностью 1500 ВА, изготовленного по индивидуальному заказу с низким уровнем вибраций. В корпусе они установлены друг над другом. И для каждого из них организован собственный сетевой ввод, т.е. усилитель подключается к розеткам двумя силовыми кабелями. Энерговооружённость также обеспечивается и конденсаторами фильтра общей ёмкостью 132 000 мкФ. Проводники на печатных платах позолочены, разводка предусматривает максимально короткий путь сигнала.
Топология усилителя фирменная: без разделительных конденсаторов и общей обратной связи, местная ОС организована по току. В заявленных характеристиках поразил коэффициент демпфирования – он превышает 10000 на 8-омной нагрузке в диапазоне частот 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц. Это фантастический демпфинг фактор, позволяющий контролировать акустику с любыми провалами импеданса.
Глубокий корпус имеет по бокам огромные теплоотводы, на верхней крышке сделаны конвекционные жалюзи.
Нежный звук грома
Выявить в звучании вклад предусилителя тем сложнее, чем выше его класс. Что в полной мере относится к KA Line Mk 3 – этот пред абсолютно прозрачен, он выполняет своё предназначение, совершенно не вмешиваясь в процесс воспроизведения. Ставлю великолепный релиз от Deutsche Grammophon – Сибелиус, концерт для скрипки с симфоническим оркестром. Запись 4D, т.е. АЦП встроен в микрофон, и все последующие стадии подготовки фонограммы осуществлялись в цифре. Колоссальная детальность, богатейший спектр инструментов, скрипка Анне Софи Муттер абсолютно живая, на tutti какой-то нереальный динамический диапазон. И всё это мы слышим на нашей системе без малейших упрощений.
Остаётся постоянной и пространственная картина – она не собирается в точку, а при полной ширине исчезает вдали.
Начинаю уменьшать громкость с пульта ДУ – передний план сцены плавно уходит назад вместе оркестром, тембральный состав которого не меняется практически до нулевого уровня. Остаётся постоянной и пространственная картина – она не собирается в точку, а при полной ширине исчезает вдали. То же самое происходит и при увеличении громкости: оркестр наплывает на слушателя, саунд накрывает с головой, но все инструменты на своих местах. Всё это говорит о полной идентичности каналов предусилителя, и в первую очередь их фазовых характеристик. Разумеются в процессе участвуют и акустические системы, в нашем случае это безукоризненные Avalon Precision Monitor 3, которым мы посвятим следующий обзор.
С усилителем мощности KAS 600 всё намного более очевидно. Во-первых, здесь редкий случай, когда гигантский демпфинг-фактор идёт на пользу звучанию. Низкое выходное сопротивление усилителя шунтирует звуковые катушки, но при этом бас не зажимается, а деликатно и чётко контролируется. Отсутствие общей обратной связи красиво открывает звук, снимает все зажимы. И вот что получается: на некоторых треках Dream Theater «Falling Into Infinity» можно услышать фоновый низкочастотный гул – именно так он воспроизводится на большинстве систем. В нашем же случае отчётливо слышно, что это не непрерывный звук, а серии быстрых ударов рабочего барабана.
При колоссальном звуковом давлении сохраняется и чистота в верхнем диапазоне, и колоссальное спектральное разрешение.
Во-вторых, те самые эксперименты с громкостью, что я проводил с KA Line Mk 3, не дали бы описанных результатов, если бы KAS 600 не был в состоянии показывать столь тонкие нюансы на малой громкости. Кроме того, такая деликатность дополняется поистине невероятным энергетическим потенциалом, что даёт очень ценный, на мой взгляд результат: при колоссальном звуковом давлении сохраняется и чистота в верхнем диапазоне, и колоссальное спектральное разрешение. При том, что Precision Monitor 3 акустика совсем не детская, KAS 600 легко и непринуждённо извлекает из неё колоссальный динамический потенциал с басом, уходящим в тектоническую глубину. И вот эта лёгкость, с которой система передаёт сложнейшие спектральные структуры, и есть важнейшее свойство техники, которую принято относить к классу High End Audio.
МУЗЫКА
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- Sting, «Ten Summoner’s Tales». A&M Records, 1995
- Jimmie Vaughan, «Strange Pleasure». Epic, 1994
- Hugh Masekela, «Hope». Triloka Records, 1999
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Esoteric K-05XS
- Акустические системы Avalon Precision Monitor 3
- Дистрибьютор питания Fisch Reference Line
- Кабели:
- межблочные Kimber Kable 1116, 1136
- акустические Kimber Kable 6063
- силовые Kimber Kable Paladin, Fisch P7
- Амортизирующие опоры Hifi Stay Soft Jelly
- Подставки под акустические кабели Hifi Stay Sound Wings
Karan KA Line Mk 3
Производитель: Karan Acoustics (Сербия)
www.karanacoustics.com
Входы: 2 х XLR стерео, 3 х RCA стерео || Выходы: XLR стерео, RCA стерео || Отношение сигнал/шум: -110 дБ || Полоса усиливаемых частот (+0/-3 дБ): DС – 300 кГц || Коэффициент интермодуляционных искажений: >0,008% || Входная чувствительность сопротивление: RCA 750 мВ/30 кОм; XLR 1,5 В/30 кОм || Выходной уровень/ сопротивление: 6 В/0,6 Ом || Дистанционное управление: да || Габариты: 500 × 110 x 340 мм || Масса: 20 кг || Цена: €12 800
Karan KAS 600
Конфигурация: стерео || Выходная мощность на розовом шуме: 600 Вт (8 Oм), 1000 Вт (4 Oм), 1800 Вт (2 Ома) || Полоса усиливаемых частот (+0/-3 дБ): DC — 300 кГц || Усиление: 26,2 дБ || Коэффициент интермодуляционных искажений (600 Вт, 8 Ом): 0,02% || Отношение сигнал/шум: -112 дБ || Входная чувствительность: 2 В || Коэффициент демпфирования: <10000 (8 Ом, 20 Гц — 20 кГц) || Габариты: 500 x 240 x 600 мм || Масса: 76 кг || €30 000
Комментарии [7]
Abaraggi
При такой выходной мощности никакого класса А в выходом каскаде быть не может.
Николай ЕФРЕМОВ
Вы невнимательно читали. «Выходные каскады работают с переменным смещением: независимо от амплитуды входного сигнала ток через транзисторы поддерживается таким, чтобы они не выходили из класса А. В режиме покоя он снижается почти до нуля, а на полной громкости увеличивается до максимума, но вся мощность при этом передаётся в нагрузку».
А.Б.
Обычно принято делать наоборот, максимальный ток покоя , с ростом выходного сигнала либо остается неизменным, либо падает. А тут нечто нарочито странное. И что можно ждать от схемы на биполярных транзисторах, лишенных общей оос и практически нулевым током покоя. Мда….
Николай ЕФРЕМОВ
А вот ни фига — в адаптивных схемах обычно ток через выходные транзисторы снижают на тихих фрагментах (зачем он там большой нужен), а на пиках сигнала дают по максимуму. Принцип известный, но в «Каране» реализован грамотно — сохраняется правильный динамический масштаб между тихими и громкими звуками.
А.Б.
идея понятна, лишь бы не убавили ток покоя до появления треска от ступеньки. А то можно любую идею до абсурда довести, причем, с очень важным видом.
Николай ЕФРЕМОВ
С какой стати? Там силовые трансы на фото видели какие? И на пики хватает, а уж на piano и подавно
сергей
Очень интересно