Инновационные разработки в сфере домашнего аудио/видео часто отмечаются наградой EISA, хотя некоторые из призеров впоследствии так и остаются технологической экзотикой. Но у этого беспроводного комплекта шансы на рыночный успех весьма высоки. Возможно, это самая достойная альтернатива серьезным многоканальным системам.
ЭКШН ДЛЯ ОДНОГО
Если вам не терпится узнать результаты прослушивания, то пролистайте до второй главы. А здесь я просто обязан изложить предысторию, ведь, как вы понимаете, это далеко не первая попытка добиться воспроизведения окружающего звучания в наушниках. Многими разработчиками в разное время были опробованы принципиально отличающиеся подходы.
Самый очевидный из них, например, предусматривал установку в каждом наушнике нескольких драйверов. Один отвечал за голосовой канал, второй за эффекты LFE, третий, смещенный вперед — за фронтальную сцену, а его аналог, смещенный назад — за тыловой сурраунд. Вроде все логично и просто обязано работать. Но нет — подобные конструкции так и остались той самой техноэкзотикой. Они требовали специальных усилителей, получались либо слишком дорогими, либо имели очень посредственное звучание из-за применения целой горсти дешевых мелких динамиков вместо пары нормального качества. А самое смешное, что никакого эффекта окружения они не давали — так, лишь его жалкое подобие.
Появились даже особые геймерские наушники с датчиками положения головы, в которых звуковое поле крутилось и наклонялось.
Почему? Все дело в психоакустике. Наше слуховое восприятие устроено таким образом, что звуки, которые находятся относительно головы слева и справа, попадают в так называемый «конус неопределенности», где острота локализации виртуальных образов сильно притуплена. Поэтому ставить смещенные относительно друг друга динамики было совершенно бессмысленной затеей.
Но был найден второй способ — на основе микширования. Этот метод тоже выглядел логичным: разложенное на каналы многоканальное звучание по специальному алгоритму сводилось в два канала таким образом, чтобы акустический сигнал, попадающий в слуховой проход каждого уха точно соответствовал тому, что приходит к ним же от акустических систем многоканального кинотеатра. Такой принцип работал куда лучше: воспроизводящая техника на «железном» уровне практически не усложнялась, обработка могла осуществляться простейшим DSP, а эффекты получались настолько заметными, что программный сурраунд стал широко использоваться в компьютерном аудио и консольных играх для создания виртуального звукового окружения. Дошло до того, что появились даже особые геймерские наушники с датчиками положения головы, в которых звуковое поле крутилось и наклонялось в зависимости от движений игрока и экранного сюжета.
Считалось, что такая штука будет очень востребована у тех, кто профессионально занимается записью и сведением музыки.
«Виртуальный» — вот главное определение результата выше. Да, с помощью бинауральных обработок легко получались самые немыслимые эффекты, но в наушниках они звучали неестественно — были объемными, но все равно частично «привязывались» к голове. Что опять же объяснялось психоакустикой. Наш мозг обрабатывает не только «оригинальный» акустический сигнал, прошедший извне к чувствительным органам, но учитывает и все его «искажения» (интерференции и переотражения), возникшие на ушных раковинах и в слуховых проходах. Это то, что научно называется бинауральными передаточными функциями головы (HRTF).
Значит, остается добавить в сигнал те самые «искажения», которые служат для мозга маркерами об истинном положении источников звука в пространстве, и все — проблема решена! Только вот незадача — HRTF-функции сильно отличаются от человека к человеку. Одному подойдет, а всем остальным — нет. Нужен индивидуальный подход.
До недавних пор оригинальнее всего он был реализован в премиальной версии плагина Reval+, работающей на продвинутом аудиодвижке Aural Map от компании Ebony. С помощью специального приложения вы делали снимок своего уха, отправляли его на обработку и получали свой персональный профиль HRTF, который можно было использовать с разными наушниками (в первую очередь марки Audeze), чтобы получить полную иллюзию классического стереозвука. Считалось, что такая штука будет очень востребована у тех, кто профессионально занимается записью и сведением музыки (эту работу можно качественно выполнить только на специальных студийных мониторах, а тут появлялась реальная альтернатива делать ее в одних лишь наушниках).
Но то, что предложили специалисты JVC в системе Exofield, на порядок круче. Они дополнили каждый наушник измерительным микрофоном, при помощи которых выполняется точный анализ вашего HRTF отдельно для левого и правого уха. Более того, полученную функцию они применяют не для стерео, а загружают в продвинутый сурраунд-процессор, который работает со звуком в формате 7.1.4, и теоретически получают объектное 3D-звучание систем Dolby Atmos и DTS:X в полном объеме!
Проекция в космос
Чтобы проверить это утверждение, мы решили не просто послушать комплект XP-EXT1, где реализован Exofield, а дополнить его максимально реалистичной «картинкой», полученной при помощи UHD-источника с 4K-проектором, и прогнать все это по полной программе не только на кино и роликах с Atmos и DTS:X, а еще и тест-тонами для настройки больших многоканальных инсталляций.
Но сначала несколько слов о самом продукте. Беспроводные наушники XP-EXT1H выглядят как типичные модели закрытого типа с очень мягкими и удобными амбушюрами. Они не слишком тяжелы, но их придется периодически подзаряжать по USB — запаса хватает где-то на три-четыре киносеанса (по паспорту — на 12 часов). Для передачи сигнала используется свой радиоинтерфейс с модуляцией DSSS — он более продвинут, чем Bluetooth A2DP, и не вносит задержки. Также на наушниках имеется сенсорная регулировка громкости, включатель Exofield и гнездо для подключения калибровочной системы.
Для передачи сигнала используется свой радиоинтерфейс с модуляцией DSSS — он более продвинут, чем Bluetooth A2DP, и не вносит задержки.
Второй компонент — процессор XP-EXT1P, питаемый от внешнего адаптера. Этакий AV-ресивер в миниатюре — с узнаваемыми логотипами Dolby и DTS, но без встроенных усилителей и коммутационных наворотов. Имеет четыре гнезда HDMI (один служит выходом на монитор и обеспечивает пропускание 4K), оптику и аналоговую стереопару входов RCA с настраиваемой чувствительностью. Как видите, процессор можно использовать не только в составе уже имеющейся системы с AV-ресивером, но и как самостоятельную единицу, подключив к нему панель, все ТВ-приставки и игровые консоли. Вы спросите: зачем здесь аналоговый вход? Естественно, чтобы вы могли применить технологии Exofield вообще с какими угодно источниками — причем как в исходном стереоформате, так и с симуляцией объемного звука штатными средствами.
На лицевой панели процессора находим кнопки и индикаторы для выбора дополнительных режимов обработки и для быстрого переключения между пользовательскими профилями. XP-EXT1P запоминает установки для четырех юзеров, но выдавать сигнал может только на одни наушники, то есть это все-таки кинотеатр с одним зрительским «креслом» (на практике, второе можно легко обеспечить через другие наушники, но уже без Exofield).
Все это хозяйство настраивается и управляется при помощи мобильного приложения со смартфона, что, кстати, очень удобно, когда сидишь в темноте. С последним процессор связывается через Bluetooth, но этот канал служит только для управления и индикации режимов и не передает звук со смартфона.
Самое интересное — процедура измерений (Exofield matching). Нужно выполнить нехитрую последовательность подключений и действий, как в обучающем ролике, посидеть в наушниках неподвижно в полной тишине и не испугаться негромким сигналам. Сперва система издаст серию щелчков, а затем — пару свип-тонов для замера реверберации в каналах, поглощения и искривления АЧХ. Все! В принципе, такой подход в какой-то мере учитывает даже фактический «возраст» ушей слушателя, но если понадобится коррекция — скажем, захочется прибавить низов или верхов — то все это делается через апплет на смартфоне, который управляет имеющимся в процессоре пятиполосным эквалайзером.
Для установок Exofield, кстати, предусмотрен дополнительный инструментарий: изменение баланса, усиление голосового канала в диапазоне -6/+6 дБ (аналогично и для LFE), включение компрессора динамического диапазона и дополнительных эффектов.
Процессор можно использовать не только в составе уже имеющейся системы с AV-ресивером, но и как самостоятельную единицу, подключив к нему панель, все ТВ-приставки и игровые консоли.
Причём воспроизводящие устройства можно подключить и напрямую к телевизору с помощью функции eARC/ARC, которую поддерживает процессор. Для этого нужно установить переключатель HDMI/CEC (он находится на нижней плоскости корпуса) в положение ON и соединить выходной разъем процессора со входным HDMI (с поддержкой eARC/ARC) на телевизоре. Входные разъемы XP-EXT1P должны быть подключены к выходным HDMI на устройствах воспроизведения.
Возможности коммутации наглядно продемонстрированы здесь:
Без процессорных обработок и на музыкальных программах XP-EXT1 звучит не хуже, чем какие-нибудь классные Bluetooth-наушники. 40-миллиметровые драйверы обладают широкой полосой, не заваливают басовую часть, не подкрашивают верх. Воспроизведение чистое, с неплохой микродинамической проработкой и свободное от какого-то технического «привкуса». Посетовать можно разве что на некоторый дефицит максимальной громкости — хочется, чтобы запас по динамике был повыше. Но это желание возникает только на тихой классической музыке. Стоит переключиться на блокбастер с его шумными эффектами и необходимый «взрыв мозга» будет обеспечен.
Режим Exofield очень заметен. По первому впечатлению он просто выкидывает из вашей головы все сидевшие в ней виртуальные образы, и делает это настолько клево, что сперва испытываешь неловкость — возникает иллюзия, будто сами наушники молчат, а случайно включились все колонки в самой комнате. Тональная картина при переключении на свой индивидуальный профиль меняется незначительно — по крайней мере, к таким изменениям привыкаешь буквально за пару минут прослушивания. Если перейти на чужой профиль ушей, то в звучании заметите какой-то синтетический «пластиковый» призвук. Если он будет напоминать о себе и в вашем профиле, то просто попробуйте перекалибровать систему.
Режим Exofield очень заметен. По первому впечатлению он просто выкидывает из вашей головы все сидевшие в ней виртуальные образы.
Важно, что создавая иллюзию вынесенного звука, Exofield довольно точен в передаче окружающих эффектов. Прогоняешь все возможные позиции АС тестовыми сигналами с настроечных демо-дисков и действительно без труда находишь разницу в пространственном расположении несуществующих колонок. Она, конечно, не стопроцентно точная, как в случае с настоящими АС, тыловые эффекты не вызывают жгучего желания оглянуться, а потолочные разрывы — пригнуть голову, но трехмерность выражена.
Скажу больше: спустя пять минут адаптации она начинает казаться до того достоверной, что начинает «читаться» не только направление к источникам звука, но и дистанция до них. И это очень занятно, когда становится отчетливо слышно, насколько на самом деле близко к тебе находятся каждый невидимый в кадре экранный герой.
Вообще-то, все это похоже на маленькую революцию. Уверен, что сейчас вы смотрите на этот комплект как на возможное дополнение к своей домашней системе — наконец-то получится смотреть голливудский экшн во всей полноте эффектов, не тревожа соседей или спящих детей громкими звуками. Но при правильно выполненной настройке система действительно воспроизводит объектный звук так, будто работает полновесная театральная установка с четырьмя потолочными спикерами и полным комплектом АС окружения. Так что это уже никакое не дополнение, а реальная альтернатива сложным дорогим системам.
Вообще-то, все это похоже на маленькую революцию.
По-любому, Exofield выглядит той самой «Удачной покупкой», которая позволит сразу и без хлопот погрузиться в атмосферу новых фильмов.
СИСТЕМА
- BD-проигрыватель OPPO UDP-205
- 4K-Проектор JVC DLA-N7
JVC XP-EXT1
Производитель: JVC/KENWOOD Corporation (Япония)
Наушники
Акустическое оформление: закрытое || Тип излучателя: динамический, 40 мм || Частотный диапазон: 20 Гц — 20 кГц || Встроенный аккумулятор: литиево-ионный || Время зарядки: около 4 часов || Время работы: до 12 часов || Масса: 330 г
Процессор
Входы: 3 HDMI, RCA, TOSLink || Выходы: HDMI || Беспроводные протоколы: Bluetooth 5.0 (для связи со смартфонами), DSSS 2,4/5 ГГц (для передачи сигнала на наушники) || Поддерживаемые форматы аудио: LPCM 2 ch, 5.1/7.1, MPEG-2 и MPEG-4 AAC, Dolby Digital/TrueHD/Atmos/Digital Plus, DTS, DTS-ES/96/24/HD Master/Express, DTS:X || Частотный диапазон: 12 Гц — 24 кГц || Искажения: менее 1% || Потребляемая мощность: 24 Вт || Габариты: 266 х 30 х 154 мм || Масса: 530 г || Цена (с наушниками): 99 990 руб.
Комментарии [3]
Александр
Добрый день, где их взять на прослушивания на своей системе и каковы условия ?..
Дмитрий (Ершов)
Руслан, уточните пожалуйста, если потребуется устроить «тихий» киносеанс для нескольких зрителей, возможно ли подключить несколько наушников к одному процессору?
С уважением
Дмитрий
Руслан Тарасов
У этой модели такой возможности нет