В этом устройстве есть все, что наверняка вызовет споры у тех, кто «в теме» – у ценителей доступного High End и у любителей самостоятельно мастерить такую технику, у знатоков цифровых аудиоформатов и у поклонников прослушивания музыки в наушниках. Так для чего же он сделан – для хайпа или для звука?
КАПСУЛА ВРЕМЕНИ
Внешне на «возмутителя спокойствия» DAC 1862 OCU от московской компании MyST не очень-то похож. Устройство собрано в компактном «приборном» корпусе из алюминиевого профиля, а его дизайн полностью унифицирован с аналогичным по назначению ЦАП/усилителем (или «комбайном», как его называет сам производитель) MyST DAC 1794 OCU. На лицевой стороне — тумблер включения, пара одинаковых профессиональных гнезд Neutrik под «джек» 6,3 мм для наушников, три индикатора и энкодер громкости, совмещенный с селектором входов. Сзади – три разных цифровых входов, пара аналоговых выходов на RCA и колодка подвода питания.
Если вам интересна «измерительная» сторона вопроса со всеми графиками и прочими выкладками, то её можно найти по запросу «MyST и мультибит» вы найдете кое-что любопытное в форумах на player.ru или на ozvuke.pro. Я же пойду иным путем и для начала полностью разберу этот «черный ящик».
Самый крутой — «шестьдесят второй», который еще можно найти в продаже из каких-то старых запасов, до сих пор ценится и аудиофилами, и разработчиками.
Внутри есть общая плата, значительную часть которой занимает неожиданно солидная система питания (на двух раздельных тороидальных трансформаторах). Ближе к задней стенке находится входной цифровой интерфейс, а ближе к передней – шеренга из релюшек управления громкостью. Сам телефонный усилитель располагается почти по центру и находится непосредственно у питающей системы. Конвертор вынесен на второй ярус – выполнен на отдельной съемной плате и насажен на главную через контактные гребенки. В принципе, это оптимальное решение для аудиокомпонента, так что и к общей топологии, и к качеству изготовления вопросов нет – все спроектировано/сделано грамотно и добротно.
Вопросы могут возникнуть к ассортименту комплектующих: порт USB Type B обслуживается микросхемой Burr-Brown PCM2704 – простым однокристальным USB-DAC c SPDIF-выходом, рассчитанным на работу с потоками до 24 бит/96 кГц и поддерживающим спецификации USB Audio 2.0. Texas Instruments начала выпускать этот чип еще десять лет назад, и это ещё самая «юная» часть аудиотракта. Приемный интерфейс SPDIF реализован на Burr-Brown DIX4192 образца 2006 года, а за конвертацию отвечает старый добрый Analog Devices AD1862 – 20-битовый ЦАП из 90-х годов! Все аналогичные преобразователи той серии, в том числе 16-битовый AD1856, 18-битовый AD1860 и его сдвоенная версия AD1864, давно сняты с производства. Однако самый крутой — «шестьдесят второй», который еще можно найти в продаже из каких-то старых запасов, до сих пор ценится и аудиофилами, и разработчиками как самый малошумный и точный «мультибитник», когда-либо выпущенный для высококлассного аудио в стандартном 16-пиновом корпусе. В своей время это был прямой конкурент культовому Burr-Brown PCM63.
Не надо сочинять очередное ноу-хау ради него самого – мир аудио и так завален бесполезными технологиями с пафосными патентованными названиями.
Кстати, похожий цифровой комплект применялся и в мобильной модели MyST PortaDAC 1862, сделанной еще три года назад, и к вопросу почему снова он, я еще вернусь. А здесь отмечу два принципиальных момента. В этом устройстве после приемного интерфейса сигнал не подвергается оверсемплингу и цифровой обработке.
При этом у аппарата весьма развита аналоговая схема. Непосредственно ЦАП обслуживает связка из ОУ Burr-Brown OPA 134UA и TI NE5534P. А для наушников сигнал усиливается чипом AD OP275 (гибридный ОУ с биполярными и полевыми транзисторами), драйверным каскадом на российских КТ815Г/814Г и мощным выходным на КТ818Г/819Г.
Как видите, все логично, но не примитивно. Роман Зайцев, один из основателей компании, говорит, что в его команде придерживаются трех принципов. Первый можно сформулировать так: секретного ингредиента нет. Не надо сочинять очередное ноу-хау ради него самого – мир аудио и так завален бесполезными технологиями с пафосными патентованными названиями. Поэтому в MyST стараются не связываться с ними и берут за основу лишь действительно выдающиеся инженерные решения.
Второй принцип – придавать особое значение достаточным, а не запредельным характеристикам. Поскольку подавляющее большинство доступных для покупки цифровых записей-оригиналов предлагаются в PCM не выше 24 бит/96 кГц (либо вообще в формате CD), то надо думать о том, как их проиграть с наилучшим качеством и не бросаться в пляс вокруг «хай-резов» высшего уровня.
Акцент поставлен на динамику, а точнее – на ее игру, на передачу всех контрастов, плавных перепадов и мелких подробностей.
Есть и третий постулат: поскольку у маленькой компании нет ресурсов для участия в большой гонке технологий, то в разработке следует придерживаться проверенных схем и самых надежных конструкций, направляя все усилия на их оптимизацию для конкретного изделия. И с этим тоже не поспоришь.
Теперь складываем все вместе и получаем ответ на прозвучавший выше вопрос – почему современный ЦАП/усилитель MyST выглядит как послание из прошлого и вообще не поддерживает высшие достижения Hi-Res Audio. «Мы хотели сделать аппарат, который можно сопрячь с любым цифровым источником и подключать без танцев с бубном к любому компьютеру. И который покажет, как на самом деле классно звучат стандартные цифровые записи», – так представляет Роман идеологию DAC 1862 OCU.
Как раз к совместимости и возник первый вопрос. Допустим, что контент, записанный с дискретизацией 176,4 или 192 кГц (и выше), с компьютера всё же послушать можно, понизив поток до уровня, принимаемого по USB, в программном плеере или в настройках аудиокарты. Но что делать, если тоже самое захочется воспроизвести через сетевой проигрыватель, который лишен принудительного ограничения на 96 кГц и будет честно отдавать в коаксиал или оптику оригинальный поток? Знаю, что в следующую версию «комбайна» MyST собирается добавить HDMI-вход, чтобы в качестве цифрового транспорта можно было использовать любой BD-проигрыватель, но хочется, чтобы разработчик в первую очередь устранил отмеченное выше узкое место.
Вторым минусом считаю отсутствие переключения линейного выхода на регулируемый режим. Кстати, напряжение на нем при опорном цифровом «нуле» намного выше стандартных 2 — 2,1 вольта. Если такой сигнал запускать на вход какого-нибудь «полуаналогового» устройства (где он оцифровывается ADC), то это может стать причиной перегрузки тракта – все плюсы повышенного напряжения тут же обратятся в минусы.
Запас по мощности очень значительный. Порог, на котором проявляются первые признаки искажений, пролегает на чудовищно высоком уровне.
Впрочем, как ЦАП в стационарной системе (подключение по линейным выходам) аппарат звучит очень привлекательно. Подача предельно артикулирована. В басовой и основной среднечастотной полосе нет ни грязи, ни марева из непонятных подкрашивающих гармоник. Акцент поставлен на динамику, а точнее – на ее игру, на передачу всех контрастов, плавных перепадов и мелких подробностей. Это и предопределяет цельность каждого звука, живость и смысловую наполненность всей музыкальной картины. Если рассматривать аппарат только по этим критериям, то надо признать, что у него и близко нет конкурентов с современной начинкой – даже если мы сдвинем ценовую планку к 100 тысячам рублей и даже выше.
Когда-то мне приходилось иметь дело с CD-проигрывателями, в которых стояли конверторы старых типов. Как правило, они звучали более эмоционально, но жестко или грубовато. У DAC 1862 OCU эта проблема отсутствует начисто, причем пластично подается все, что относится и к верхнему спектру. Пространство – почти в полном порядке. Проработка деталей чуть более нарочитая, чем у супер-ЦАПов на дельта-сигме, но именно такой и доверяешь больше – все тонкие нюансы в исполнении мультибитника остаются достаточно деликатными, а все важные получаются весьма правдоподобными. Конечно, при очень придирчивом прослушивании в саунде можно отыскать шероховатости. Например, шумы в тракте 1862 чуть более «оживлены» (специально подобрал это слово, потому что завышенными их назвать трудно). Также может быть заметна и легкая металлическая подкраска на ВЧ при включении по USB. Зато нет ни капли «химии»! Послушайте любой трек, на котором одновременно звучит множество одинаковых инструментов. ЦАП стандартного качества не покажет многослойность такой записи. Дорогой аудиофильский конвертор, напротив, разложит всю полифонию с едва ли не рентгеновской прозрачностью. А DAC 1862 OCU просто покажет выстроенную перед вами группу из похожих инструментов – картина будет и объемной, и не собьется «в кашу».
У меня нет претензий к DAC 1862 OCU и как к усилителю для наушников. Звучание на этих выходах чуть-чуть ярче в середине, чем на линейном, но все в пределах допустимого. Запас по мощности очень значительный. Порог, на котором проявляются первые признаки искажений, пролегает на чудовищно высоком уровне. В области самых тихих звуков также все чисто и опрятно, хотя тракт не предназначен для использования с наушниками гипервысокой чувствительности. Пространство сцены не самое широкое, какое в принципе может создать усилитель для наушников, но в реализме ему не откажешь.
Еще понравилось, как легко аппарату дается любой сложный диссонансный или динамичный рельеф. Даже в самых «тугих» наушниках, к числу которых можно отнести и родные ему магнитопланары MyST Gatling, он фантастически чеканит бас и тактично преподносит все «немузыкальные» детали. Запомнилась, наконец, и хорошая сочетаемость с различными наушниками динамического типа (я пробовал закрытые и открытые модели сопротивлением, соответственно, 46 Ом и 300 Ом) – везде чувствуется фирменный оптимизм, полное отсутствие какой-либо зажатости и выдающееся умение оживлять воспроизведение этаким «правдорубием». Если соскучились по такому звучанию, то вот вам лучшее средство от ностальгии.
СИСТЕМА
- Ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Сетевой проигрыватель Cambridge Audio CXN V2
- Интегральный усилитель Cambridge Audio CXA81
- Акустические системы Acoustic Energy AE109 (1996, модифицированные)
- Наушники MyST Gatling, Audio-Technica ATH-MSR7b, Sennheiser HD 650
- Кабели
- цифровые InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- межблочные InAkustik Referenz NF-102 и NF-204 Micro-Air
- силовые InAkustik AС-1502
MyST DAC 1862 OCU
Производитель: MyST Pro (Россия)
Входы: оптический/коаксиальный, USB Type B || Выходы: 2 Phones 6,3 мм, RCA || Разрядность принимаемых данных: до 24 бит/96 кГц || Цена: 67 000 руб.