В 2018-м DALI отметилась сразу двумя яркими дебютами: весной того года датский производитель акустики стал выпускать беспроводные системы нового поколения Callisto, а осенью расширил программу выпуска еще одной новой линейкой – доступными колонками аудиофильского класса Oberon. Теперь всё это сложилось вместе. Насколько удачно?
ДИТЯ ПРОГРЕССА
На нашем сайте вы можете найти подробный материал с тестом активных Callisto и отдельные обзоры для всех пассивных колонок серии Oberon, включая и младшие полочные «единички». Однако нельзя не упомянуть еще одну разработку DALI – солиднейшие беспроводные «Рубиконы» в мини мониторном и напольном исполнении. Они и показали, что примененная компанией DALI технология передачи сигнала настолько хороша, что может с успехом использоваться в дорогой аудиофильской акустике, а вся экосистема, включая центральный хаб со стриминговым модулем расширения BluOS, способна стать весьма выгодной и технически продвинутой альтернативой любой стереосистеме с раздельными компонентами и сетевым проигрывателем.
Теперь DALI выходит с куда более экономной и компактной беспроводной системой, в которой, однако, тоже реализованы все ключевые достоинства фирменного беспроводного протокола (малая задержка, отсутствие компрессии, передача в качестве 24 бит/96 кГц и т. д.).
DALI выходит с куда более экономной и компактной беспроводной системой, в которой, однако, тоже реализованы все ключевые достоинства фирменного беспроводного протокола.
Кстати, есть ли основания считать его «фирменным»? Ведь известно, что в основе датской разработки лежит платформа KleerNet от Microchip Technology, которая изначально создавалась для высококлассной ретрансляции стереофонического или многоканального звука к активной акустике по радиочастотным ресурсам Wi-Fi (она, конечно, не единственная – по схожей концепции построены и конкурирующие технологии вроде DTS Play-Fi и WiSA). Однако инженеры DALI не используют заложенную в KleerNet возможность доставки сигнала к 6 — 8 независимым колонкам для построения систем окружающего звучания. В первой версии протокола DALI Callisto дополнительные колонки включались, как и основные – только в режиме стерео. А в тестируемом комплекте общее число стереопар расширено с двух до трех, но по-прежнему нет театральных опций, о чем сразу предупреждает и инструкция к системе.
На этот счет у меня есть две версии. Первая: в DALI посчитали, что такая функция на данный момент не востребована и намеренно ограничили функционал KleerNet, чтобы избежать отчислений за лицензии (кстати, ни на колонках DALI, ни на сайте вы нигде не найдете логотипа этой платформы). Если это так, то технически ничего не мешает суррануд-функциям внезапно появиться в каких-либо новых версиях хабов DALI и даже в новых прошивках для уже выпущенных устройств. Но не исключено, что датские программисты модифицировали и сам протокол, чтобы обеспечить более защищенную от джиттера передачу сигнала (не просто так в технической документации упоминается формат I2S и 30-битовое канальное представление данных). Как бы там ни было, платформа все равно крута и имеет серьезный задел на будущее.
Как и в старших моделях, в каждой колонке установлен цифровой кроссовер, который делит звук на полосы и выравнивает его по АЧХ/фазе с учетом всех особенностей применяемых головок.
Поэтому давайте переключимся на другой вопрос: что мы потеряли в бюджетной версии? Очевидно, основное удешевление достигается за счет акустики – в нашей системе главным звеном станут миниатюрные двухполосные модели серии Oberon (на сегодняшний день это самые доступные мониторы с фирменной технологией мягкого магнитного компаунда SMC – в пассивном варианте они предлагаются всего за 35 тысяч рублей). Также DALI предлагает использовать в качестве центра новый компактный хаб, который значительно дешевле того, который мы знаем по Callisto и Rubicon C. У него упразднены слоты под сетевые расширения, установлена простая LED-индикация вместо дисплея и вообще нет органов управления (все операции – только с пульта ДУ). В общем, функции Sound Hub Compact урезаны до простого входного коммутатора – к нему можно присоединить один внешний источник по HDMI, еще два по оптике, мобильный гаджет по Bluetooth и еще какой-либо по аналогу. LAN и WLAN-подключений нет, а гнездо USB Type A на этом устройстве служит только для сервисных целей. Зато предусмотрен аналоговый моно выход на саб, позволяющий реализовать трифоническую схему.
Если на ваш взгляд функционал хаба слишком урезан, то применяйте стандартный DALI Sound Hub – с Oberon C обеспечена полная совместимость. При необходимости прямого подключения к стриминговым сетям, лучше всего это сделать через внешний приемник Chromecast. Наконец, если нужен другой формат акустики, вместо рассматриваемых мониторов можно взять напольные Oberon 7 C или плоские настенные Oberon On-Wall C.
Что еще? У активных «Рубиконов» и Callisto на каждой колонке имелось гнездо RCA для «запасного» аналогового подключения. Здесь оно исчезло. Что ж, с этим кабельным «артефактом» расстаемся без сожалений. Но параллельно прощаемся и со стильными светодиодными полосками индикации громкости на каждой колонке.
Больше – никаких упрощений. Как и в старших моделях, в каждой колонке установлен цифровой кроссовер, который делит звук на полосы и выравнивает его по АЧХ/фазе с учетом всех особенностей применяемых головок, а дальнейшее усиление выполняется раздельными 50-ваттными модулями класса D.
Несложно подсчитать, что вся активно-беспроводная «надбавка», включая компактный хаб, обходится примерно в 65 тысяч рублей. Наверное, в таком бюджете можно найти стереоресивер с встроенным ЦАПом, с подключением HDMI/Bluetooth и комплектом акустических кабелей для работы с обычными «Оберонами», но будет ли такой эквивалент равноценным по качеству звучания тестируемой активной системе?
С полной уверенностью могу сказать, что нет. Главным достоинством сетапа на Oberon 1 C является полная и законченная оформленность всего звукового поля. Ею он покоряет с первых же звуков. Общая динамика – ничуть не зажатая и полновесная. Бас уверенный и хлесткий на ударах, внятный на послезвучиях и довольно глубокий в области самых низких частот, У пассивных Oberon 1 такого и близко не было. Во всяком случае, с этими активными системами вообще не возникает желания добавить в систему сабвуфер, если стойки с акустикой вы расположите как того требует мануал – не далее 50 см от стены.
С этими активными системами вообще не возникает желания добавить в систему сабвуфер, если стойки с акустикой вы расположите как того требует мануал.
Середина – как накрахмаленный белый воротничок: безупречно чистая, выглаженная и приведенная в идеальную форму. Чтобы от обычной системы добиться такой же тонкой проработки нюансов и такой же богатой неокрашенной передачи тембров, вам понадобится очень незаурядный усилитель. И не факт, что в итоге все сложится идеально из-за особенностей традиционных LC-фильтров в пассивной акустике. А цифровое деление на полосы позволяет обойти все «острые углы» и в согласовании нагрузок, и в отклике драйверов. Здесь оно настолько хорошее, что даже при предвзятом отношении к классу D придется признать: у Oberon 1 C очень ценный талант воспроизводить всю основную полосу цельно и правдиво. И к этому добавляйте устойчивую трехмерную стереокартинку с вполне осязаемыми виртуальными образами – возможно, не слишком подробную, зато точно не раздутую.
О том, что в комнате работает не система High End, напоминает только верхний регистр. Кажется, в DALI так опасались упреков в агрессивном звучании примененных цифровых усилителей, что слегка перестарались в выходной фильтрации. Поэтому саунд, исходящий от твитера, не настолько заострен и детален, как у пассивных «Оберонов». С другой стороны, рядовой меломан, который слушает не только «флаки» и «хай-резы», но и обычные пережатые mp3, будет только рад такому почерку – все резкие, звонкие и шумовые составляющие спектра воспроизводится максимально комфортно. Эта система точно не для тех, кто любит извращенные «сверлящие» или выкрученные на максимум ВЧ.
Эта система точно не для тех, кто любит извращенные «сверлящие» или выкрученные на максимум ВЧ.
Кстати, аналоговый способ подключения источника к хабу следует рассматривать в последнюю очередь. Из-за лишнего преобразования AD/DA звук получается более замыленным, чем с любого из стандартных оптических входов. А наилучшее качество звучания, как ни странно, получается от Android-смартфона, подключенного по Bluetooth. При правильных настройках передачи (aptX HD, максимальная громкость, полное отключение всех «улучшайзоров» и эквалайзеров в приложении) возникает ощущение, будто сигнал, пропущенный через кодек, звучит чище и куда выразительнее, чем тот же самый, что пришел в цифре от внешнего сетевого проигрывателя и не подвергался никакой компрессии. Лично я готов это списать на несовершенство самого протокола S/PDIF (здесь сложнее всего обеспечить защиту от джиттера). Впрочем, от «айфонов» по Bluetooth-AAC Oberon 1 C тоже звучит до того богато и бодро, что весь комплект можно смело назвать самой продвинутой звуковоспроизводящей системой в ценовой категории до 100 тысяч рублей для ваших мобильных гаджетов.
А еще он станет замечательным расширением для смарт-телевизора и положит на обе лопатки любой саундбар. Можете рассчитывать на настоящую хай-файную стереофонию, а не на ее зажатое подобие.
КОМПОНЕНТЫ
- Смартфоны Vivo x50 Pro и iPhone 8
- Сетевой проигрыватель Cambridge Audio CXN V2
DALI Oberon 1 С
Производитель: DALI A/S (Дания)
www.dali-speakers.com
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Вход: нет || Беспроводной протокол: 5,2/5,8 ГГц (24 бит/96 кГц) || Диапазон воспроизводимых частот: 39 — 26 000 Гц (+/-3 дБ) || Частота активного разделения полос: 2350 Гц || Мощность встроенных усилителей: 50+50 Вт || Максимальный уровень звукового давления: 106 дБ || Потребляемая мощность в режиме ожидания/максимальная: 2×1,25/62 Вт || Отделка: белая или черная || Габариты (Ш х В х Г): 162 x 274 x 234 мм || Масса 1 шт.: 4,2 кг || Цена за пару: 89 590 руб. (99 590 руб. вместе с Sound Hub Compact)
DALI Sound HUB Compact
Входы: стереопара RCA, 2 TOSLink, HDMI ARC || Подерживаемая разрядность на цифровых входах: 24 бит/192 кГц || Максимальное напряжение на входе RCA: 3 В (входное сопротивление 7,2 кОм) || Выходы: SUB, USB Type A (для сервисных целей) || Выходное напряжение SUB: 1,7 В|| Беспроводные протоколы: Bluetooth 5.0 AAC/aptX/aptX HD, 5,2/5,8 ГГц (24 бит/96 кГц) || Потребляемая мощность в режиме ожидания/максимальная: 1,7/2,8 Вт || Отделка: серая || Габариты: 212 x 30 x 132 мм || Масса 1 шт.: 0,5 кг
Редакция благодарит компанию «Пульт.ру» за помощь в проведении теста.
Комментарии [5]
Гена Ишиватов
Акустика у данной фирмы закончилась в начале 2000ых, на серии Evidence.
После пошло не очень — сам «вляпался» во 2-ые Менторы, в акустически подготовленном салоне в связке с ОЧЕНЬ дорогими усилителями (и лёгкие деньги жгли ляжку). Дома обнаружилось, что это очень узкожанровые АС, хорошо игравшие 10-15% записей, типа какого-нибудь вылизанного джаза от Чески.
Сейчас от них остались только корпуса и терминалы ))
Динамики где-то изготавливает своя фирма — за счёт чего заметно экономит и с них как с гуся вода — так как в свободной продаже их нет.
Мид-вуфер у них сделан довольно качественно, но бумагу залили 1,5мм лака, который полностью убил у них микродинамику и СЧ (которые потом пытались вытянуть фильтром 3-го порядка).
Твитеров во 2-ых Менторах стояло два и довольно посредственных — оценил бы их, по отдельности, в 15-17$ (если сравнивать с фирменными). Кстати, лента уже заметно играла на 6-7 кГц, понятно что на тех же 9-12 кГц они уже тянули вместе и всё дублировали. Мид-бас еле-еле доползал до 2 кГц — а купольник не давал плотного тела снизу.
Короче, получалась какая-то безумная оргия двух твитеров на фоне вуферного бессилия ))
Руслан ТАРАСОВ
А кроме специфических «менторов» (к тому же так неудачно подобранных) еще с какими-либо системами на DALI приходилось иметь дело?
Serg_v
Даже если описываемые вами проблемы имели место быть в вашей системе, то без понимания того к чему они были подключены, какой использовался источник, как расположены АС в помещении, а так же на какие АС без описанных недостатков их сменили, ваша информация полностью лишена смысла и не вызывает доверия.
Гена Ишиватов
Выше написал — замена на фирменные драйверы (в начале твитера, потом мид-баса) показала, что потенциал динамиков от Dali довольно скромный (хотя то, на что они были заменены — не заоблачной, ценовой категории, никакие ни Сканы Иллюминаторы/Ревеляторы — уровня 60-70 евро за шт.)/
Жаль нет какого Таскама-рекордера — записал бы сравнение динамиков (так как оригинальные DALIшные так и валяются без дела).
Александр Ростов-на-Дону
Гена , приветствую! Вы очень точно обрисовали поведение мида типа блюдце, к тому же чрезмерно успокоенного слоем лака. Все мелкие детали, которые динамик обязан воспроизвести, он игнорирует, а пищалка неспособна заполнить этот выпавший участок. Попытка подчеркнуть утраченную детальность акцентом фильтра на срезе оборачивается мутно- крикливым звуком, звучание колонки в целом неважное. То же самое было со сканспиком 8535 , не работал он в средине совершенно.
Понятна замена этих динамиков- более звучными, все так. АБ.