Среди производителей Hi-Fi есть немало фирм-«отступников», избравших особый путь в разработке аудиотехники. Конечно, это далеко не всех привело к успеху, но есть примеры и настоящего мирового признания. Взять хотя бы Naim с абсолютно уникальной школой постройки усилителей. Чтобы пройти по всем ее классам, разобрать сильные и слабые стороны, мы приехали в InSound, флагманский салон Naim с полным модельным рядом и возможностью послушать системы в различных комбинациях.
ДРУГИЕ
Вокруг британского бренда уже давно сложился ореол некой культовости. Одним он кажется мистическим и не поддающемуся разумному объяснению, другие придерживаются диаметрально противоположной точки зрения, считая инженерные подходы Naim едва ли не единственно верными. Поэтому среди поклонников можно встретить людей из самых разных слоев, хотя все они приобщились к марке одинаково – через внезапное осознание, что музыка при прослушивании на Naim просто звучит иначе.
С этого «иначе» все и началось. В конце шестидесятых, когда формат стерео уже стал широко распространяться не только в звукозаписи, но и в домашнем воспроизведении, Джулиану Веркеру, будущему основателю Naim, не нравилось, как звучит вся имеющаяся на то время аудиотехника, что и побудило его смастерить собственный звуковой усилитель.
Вы скажете: ничего оригинального, так многие начинали. Да, но Джулиан не был дипломированным электронщиком и руководствовался не сухим расчетами, а действовал как пытливый изобретатель, из-за чего и итог получился не таким как у всех. Звучание его усилителя получилось настолько драйвовым и выразительным, что студия Capital Radio решила заказать специальную акустику с установленной в нее электроникой от Веркера.
Кустарная сборка активных мониторов, названных NAM 502, позволила Джулиану не только обкатать в своей в мастерской в центре Солсбери процессы производства усилителя, но и подумать о его развитии. Оконечник был помещен в довольно изящный тонкий корпус и c 1973 стал производиться как NAP 200 уже под маркой Naim. Годом спустя к нему прибавился пред NAC 12, в 1975 – отдельный фонокорректор NAG (заказ от Linn, между прочим) и источник питания NAPS, которому через пару лет пришла замена в лице еще более продвинутого SNAPS.
Уже тогда Веркер принял принципиальное решение: выносить из любых слаботочных компонентов всё, что относится к системе питания — трансформаторы, выпрямители и стабилизаторы. И делалось это не только, чтобы снизить шумы и наводки, но и для возможности апгрейда – практика показала, что замена «второстепенной» питающей части оказывала куда большее влияние на качество звучания, чем все себе представляли. Этой концепции Naim не изменяла при проектировании всех «контрольных» усилителей (предов с буквой C в названии), а позже распространила её на источники (дебютный проигрыватель Naim CD1, вышедший еще в 1992 году, был с выносным питанием), на интегральные усилители и даже на усилители мощности, где отделение силовой системы от выходных каскадов по логике многих специалистов не несло никаких плюсов.
Почему другие производители не практиковали подобное «изъятие» питания? Причин много. Во-первых, в многокомпонентной системе такое решение кардинально все усложняло – становилось трудно получить звездообразную разводку «земли» по всей системе, обеспечить надежную защиту от электромагнитных наводок, устранить дисбалансы по токам и напряжениям, избежать петель и т. д. Во-вторых, технические показатели у компонентов, объединенных по такому принципу, ставились в полную зависимость от характеристик источников энергии и всей конфигурации системы (поэтому Naim и приводит для своей техники только базовые параметры, не стремясь поражать воображение покупателя нулями). В-третьих, требовались дополнительные соединения и корпуса, что удорожало технику в производстве и усложняло её подключение пользователем. В-четвертых, все это хозяйство, по-хорошему, нуждалось и в стандартизации, однако в силу трех перечисленных выше причин это не было интересно никому.
Разработчиков Naim же ничего не пугало. На протяжении сорока лет компания развивала концепцию и выдала массу «энергетических интерфейсов», не имеющих аналогов и не всегда даже совместимых друг с другом. Но если во всех хитростях соединений специальными кабелями с разными байонетными разъемами еще как-то можно разобраться, то в логике «нэймовской» архитектуры часто путаются даже технически подкованные люди. Вот, скажем, зачем выпускать сигнал на оконечники не напрямую с преда, а непременно проводить его каким-то немыслимыми лабиринтами через блок питания? Ради чего?
Попробую дать короткое объяснение. Если не вдаваться в детали и исходить лишь из фундаментальных понятий, то выходной аудио сигнал можно считать ничем иным, как напряжением от источника питания, которое промодулировано входным сигналом. И в таком случае становится понятно, почему система питания должна быть «выходной точкой», обладать абсолютными характеристиками стабильности и мизерными шумами, а передаваемый по тракту сигнал обязан «опираться» только на эталонную «землю».
Вот Naim и старается во всей выпускаемой технике выполнить это условие строго и безоговорочно, а не так, как это делается в обычных аудио компонентах.
Самое простое
На сегодня единственным усилителем Naim, который следует общему мейнстриму в Hi-Fi и нарушает фирменный принцип (читай: не допускает апгрейда по питанию) является бюджетный интегральник Nait 5Si. По этой причине в нашем обзоре его нет ни на одном фото, хотя считать «ненастоящим» Naim его нельзя – это просто модель начального уровня (рекомендованая цена – 135 900 рублей) без удорожающих наворотов.
К «переходным» компонентам отнесем пару из компактного цифрового преда/конвертора DAC-V1 (152 900 руб.) и оконечного усилителя NAP 100 (84 900 руб.). Оба подключаются к электрической розетке напрямую, без всяких блоков. Но сама идея выделения всей цифровой начинки и регулятора громкости в отдельный компонент, из которого сигнал выдается на оконечник по 4-пиновому разъему SNAIC (чтобы избежать петель по «земле») близка фирменной концепции. Кстати, NAP 100 из-за доступной цены и наличия дополнительных разъемов RCA подходит для построения простой бай-ампинговой системы, а дублирующий Preout RCA на DAC-V1 позволяет без хлопот подключить сабвуфер. Вот почему у тех, кто в качестве источника применяет персональный компьютер для продвинутой «студии на столе» эта комбинация на протяжении многих лет вызывала повышенный интерес.
Компонент в центре – Nait XS 3 (325 900 руб.) – новейший интегральник из средней линейки XS третьего поколения. Шеренга разъемов RCA (обратите внимание, что среди них есть и вход на встроенный фонокорректор) говорит о том, что модель проектировали как универсальный самодостаточный аппарат для использования в любых системных вариантах, в том числе и в домашнем театре. Но максимум своих возможностей он раскроет при подключении источников через гнезда DIN и с присоединением внешнего блока FlatCap XS, который и обеспечит необходимое «плоско-стабилизированное» (назовем это так) питание его чувствительных предварительных каскадов.
Кстати, буква «X» в названии перечисленных компонентов указывает на их eXpandable – расширяемость. А «S» к названию серии прибавили в честь сотрудничества с Bentley, у которой тоже были особые модификации автомобилей (с приставкой Speed в названии).
Те же возможности дает и самый продвинутый у Naim интегральный Supernait 3 (верхний на фото, 499 900 руб). Это усилитель, исполненный на гораздо более высоком уровне – элементная база и множество технических решений для него взяты от топовых линеек, а сам аппарат основательно переработан по сравнению с Supernait 2. В наших тестах показал отличное звучание сам по себе, но мы с удовольствием испытали бы его еще раз – например, с продвинутым блоком питания HiCap. Это сочетание сулит нечто совсем потрясающее.
Самое загадочное
Есть мнение, что Naim совершила революцию там, где её ждали меньше всего – в предварительных усилителях. Казалось бы, здесь нет места новым идеям, все просто и понятно. Но концепция отделенного питания вывернула суть преда наизнанку – у Naim эти компоненты фактически стали контролирующими «надстройками» для блоков питания.
В современной линейке мы видим четыре модели NAC и ни одна из них, если вы посмотрите на задние панели (иллюстрация ниже), не имеет привычной колодки для подключения к розетке электросети.
«Двести второй» (295 900 рублей, нижний в стойке) проектировался под оконечник NAP 200 и из соображений экономии получает энергию непосредственно из его блока питания по единственному кабелю SNAIC. Пред по классу соответствует средней линейке XS и задуман как базовая модель среди всех «сепаратных» компонентов. Его можно проапгрейдить блоком NAPSC-2. А если вместо оконечника NAP 200 ставить любой другой, то для реализации полного питания понадобится блок из «кэп»-серии: FlatCap XS, HiCap, SuperCap. Впрочем, второй и третий варианты с точки зрения затрат перечеркнут главную идею NAC 202 – доступность и простоту. А вот с FlatCap XS на базе начального преда уже получится развернуть и серьезную систему для бай- или трай-ампинга, включив в нее активные кроссоверы SNAXO и, например, упомянутые главой выше усилители-«сотки».
Вот уже много лет в качестве референсного компонента в наших тестах фигурирует NAC 282 (644 900 рублей). Он также может получать питание от оконечника NAP 200 по «простой схеме» через фирменный интерконнект SNAIC. Отличия: имеет отдельный коммутатор для записи, сделан на более продвинутом шасси, укомплектован блоком NAPSC-2. Последний элемент здесь обязательный – он обслуживает все вспомогательные линии в преде (приводы, индикацию и т.д.). Для апгрейда целесообразно использовать любой «кэп», кроме FlatCap XS – он совместим по электрическим параметрам, но просто не ровня по классу.
А следующим по рангу следует как раз NAC 252 (887 900 рублей). Он обеспечивает такой же широкий функционал, как и модель под ним, но здесь применяются комплектующие самого высокого грейда и выбрана иная реализация питания с несколькими отдельными линиями, о чем говорит наличие крупного байонетного разъема для подключения к SuperCap. Ни от какого другого блока «двести пятьдесят второй» не работает. И да, его придется приобретать отдельно.
NAC 552 – та самая разработка, где вообще нет места компромиссам. Аппарат, созданный как абослютный топ среди раздельных компонентов (500-я серия), имеет и другой корпус, и плавающее шасси. Также он получает энергию от специально разработанного только для него внешнего блока питания – необычайно сложного и массивного. Он входит в комплект, но из-за него связка стоит дороже 3 млн. рублей. Этому уникуму мы посвящали отдельный обзор, и за подробностями советуем обратиться к нему.
Самое мощное
В иерархии оконечных усилителей Naim разобраться проще, хотя определиться с выбором все равно можно лишь после прослушивания. Главное: все выпускаемые усилители получили очень важный внутренний апгрейд в виде дискретных регуляторов питания (сверехмалошумных стабилизаторов, обозначаемых аббревиатурой DR), поэтому не придется метаться между старыми и новыми «выпускниками» этой школы.
Начальным для классической серии является NAP 200 DR (316 900 рублей). Носит имя первого усилителя Веркера, словно намекая на родство с ним по характеру звучания. Аппарат обладает мощностью 2 х 70 Вт (8 Ом), наделен массивным тороидальным трансформатором на 300VA и позволяет серьезно сэкономить на системе, так как способен отдавать чистое стабилизированное напряжение 24 вольта на преды NAC 202 и 282 через свой 4-пиновый разъем SNAIC.
Внешние блоки питания для предварительных усилителей обязательно потребуются при выборе мощника NAP 250 DR (527 900 рублей). Он привлекает не столько большей мощностью (+10 ватт к «двухсотке»), сколько классом – в нем уже применяются передовые транзисторы с ничтожными тепловыми искажениями, которые были разработаны для проекта Naim Statement, интегрированная система питания построена на куда более мощном трансформаторе, а входы сделаны на гнездах XLR, которые, однако, здесь (как и на целом ряде других усилителей Naim) служит для передачи сигнала не в балансном, а в обычном виде. В наших тестах аппарат запомнился потрясающим разрешением.
На NAP 300 DR/PS (1 109 900 руб. с блоком питания) сигнал также лучше заводить с предов Naim только через какой-либо «кэп» (идеально — через SuperCap). На практике можно и с любого другого, имеющего выходы XLR или RCA, но в последнем случае понадобится набор кастомных кабелей. Этот усилитель отличается ясным динамичным почерком, отдает до 90 ватт в каждый канал и легко справляется с 2-омной нагрузкой. Выходные транзисторы по серии идентичны тем, что используются во флагмане, схемотехника – как у Statement. Чтобы все это, включая и активное охлаждение, поместилось в тонком корпусе, самые громоздкие части двойной системы питания вынесены в отдельный блок. На фотографиях задней панели можно видеть огромные разъемы под него.
И такая же история – с NAP 500 DR/PS (более 3 млн рублей). По сути, это мостовая версия NAP 300 DR с еще более мощной выделенной системой питания, возведенная по классу исполнения всех частей до топовых компонентов серии 500. Опять же, этому гиганту мы посвящали подробнейший обзор, поэтому не будем повторяться, а только добавим интересный факт. Предтеча самого мощного хай-эндского усилителя у Naim появился еще в 2000 году, а вот как раз «трехсотый» дебютировал лишь три года спустя – как менее дорогая «уполовиненная» альтернатива флагману.
Самое важное
Надеюсь, мы уже подвели вас к мысли, что в семействе компонентов Naim «первым номером» всегда выступает источник питания. Поэтому пройдемся отдельно по ним, чтобы окончательно расставить точки над i.
Самый маленький – это 18-вольтовый NAPSC-2 (68 900 рублей). Служит обязательным дополнением NAC 282 и обеспечивает работоспособность всех вспомогательных систем усилителя. Также может использоваться для апгрейда предварительного NAC 202 и применяться как основной источник питания для телефонного усилителя HeadLine-2.
Cap в названии трех других источников означает Capacitance. Соответственно, есть блок с высокой емкостью HiCap (200 900 рублей) и блок с максимальной емкостью SuperCap (796 900 рублей). Последний дороже не только из-за размеров. Он имеет дополнительные линии питания – главная «ветка» выдачи сигнала представлена тремя 4-пиновыми разъемами (как на HiCap), но приемных 5-пиновых SNAIC, где есть и эталонное напряжение 24 вольта, у него два. Помимо этого, на «супере» мы видим выделенное гнездо для подключения питания микропроцессорных цепей и крупный байонетный разъем (Burndy) для преда NAC 252. С этой же линии может сниматься питание также для топового фонокорректора SuperLine или для активных кроссоверов SNAXO.
Все выпускаемые «хай-» и «супер-кэпы» теперь делаются на сверхмалошумных дискретных регуляторах, поэтому на задней стенке можно найти сокращение DR.
Особняком стоит FlatCap XS (126 900 рублей). Изначально этот блок замышлялся как универсальная единая система питания для серии XS, включая и CD-проигрыватель из этой линейки. Но поскольку последний снят с производства, а новое поколение музыкальных источников Naim переделано либо на интегрированное питание, либо работает только от своих внешних блоков (как, например, флагманский ND 555 – только от 555 PS), то главная сфера применения «флэта» на сегодняшний день – апгрейд предварительных секций интегральников.
* * *
Некоторые считают, что основным мотивом раскрутки столь сложной иерархии связей был хитрый маркетинг – затянуть человека «в секту» и заставить далее покупать его только Naim. Но это в корне не верно. Любой менеджер придет в ужас от подобных технических заморочек и потребует все упростить. Так что перед нами – чистое инженерное искусство.
И как раз оно позволяет разумно распорядиться деньгами. Вы удивитесь, но все перечисленные в обзоре модели весьма ликвидны, а отдельные аксессуары для тюнинга (в частности, заказные кабели Super Lumina взамен прилагаемых) порой даже дефицитны. Покупая Naim, вы входите в элитный клуб владельцев настолько специфической техники, что остаетесь на виду у своего дилера. А это значит, что вам не придется ломать голову над тем, куда деть компоненты, которые вы решили заменить на новые – их всегда примут обратно по системе трейд-ин. Возможно, не придется переплачивать и за новые компоненты еще более высокого класса – вам помогут найти такие же в отличном состоянии и уже кем-то «погретыми». По крайней мере в московском салоне InSound, который специализируется на Naim и держит у себя самый широкий ассортимент аппаратуры этой марки, в таких вопросах всегда пойдут навстречу.
Комментарии [8]
LeonTox
А не проще ли запитать пред от кислотного аккумулятора и не драть такие деньги за хитровымученные блоки питания?
Максим П
Возможно и проще.
Вопрос лишь в итоговом результате, т.е. звуке.
Когда экспереиентировал с питанием, использовал как линейный источник не стабилизированный, линейный стабилизированный, импульсный и геливые батарейки большой ёмкости — у каждого из типов питания своё воздействие на финальный результат.
Если посмотреть на новые (приходящие) тренды в питании аудио-аппаратуры, на примере Jeff Rowland, то заметим отказ как от свинцовых батарей, так и от литиевых в пользу суперконденсаторов (ионисторов)…
Руслан ТАРАСОВ
Возможно. Кто-то, кстати, так и делал. Только этот метод всех проблем не решает, а новых добавляет
Николай ЕФРЕМОВ
Аккумуляторы, особенно кислотные, сильно шумят в широком диапазоне частот. В силу происходящих химических процессов. Да и внутреннее сопротивление у них немаленькое. Плюс токсичные испарения при зарядке.
Григорий Северин
Любой источник питания шумит, и аккумуляторы тоже. Поэтому, надо фильтровать. LC фильтрами. В особо ответственные места — LCLC, + малошумящий стаб + СLC.
Главный плюс аккумуляторов — не низкий шум (у меня были доли микровольт, мерял нановольтметром Unipan 237), а возможность полностью развязать питания в ВЧ технике (в ЦАПах). При сетевом питании такое невозможно, есть ёмкостная связь между обмотками трансформаторов.
Про высокое внутреннее сопротивление просто насмешили. Вспоминаем закон Ома (хотя он точен только в нулевом приближении для таких условий), типовая 55 Ач батарея даёт стартерный ток 500 Ампер, при этом напряжение проседает с 12.6 до пусть 9 Вольт. Делим 3.6 Вольт на 500 Ампер= 7.2 миллиОм внутреннее сопротивление.
Николай ЕФРЕМОВ
Это всё в жилой комнате должно находиться? Батарея, причём не на 12 В, а, как минимум, на +/- 40, фильтры, стабилизатор, зарядное устройство — это по-вашему вариант для среднестатистического обывателя? И будет намного проще дешевле?
Руслан ТАРАСОВ
Я не спец по батарейному питанию, но про свинцово-кислотные элементы напомню, что они сплошь и рядом используются в домашних ИБП. Плюс к этому сегодня есть всякие AGM батареи, где свинец смешан с кальцием — такие в процессе зарядки/разрядки практически ничего не выделяют, не требуют обслуживания и очень выносливы. А еще есть целое семейство щелочных акку, которые не могут отдавать таких же высоких токов, как свинцовые, зато они герметичны, стабильны, лишены саморазрада и могут питать на протяжении очень длительного времени (встречаются в домах на колесах). Наконец, есть еще и литиевые сборки (а там вообще 6 или 7 разных по химии видов), которые выдают токи не хуже некоторых суперкондесаторов.
К чему я? Думаю, вся эта тема просто еще недостаточно хорошо разработана для аудио, но в ней определенно что-то есть.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Григорий Северин, вы совершенно правы: действительно, «есть ёмкостная связь между обмотками трансформаторов». Но кто мешает поставить раздельные трансформаторы? В первых ЦАПАх, которые для себя делал, ставил по 2 трансформатора — на цифру и аналог. В последнем — три: еще один — на USB-интерфейс. Плюс параллельные стабилизаторы с низким выходным импедансом. Для тех схем, которые делал, этого было более чем достаточно. Наибольший эффект для звука дает отдельное питание USB-интерфейса. Его, кстати, можно реализовать и для любых готовых ЦАПов: ставится внешний блок и специальный USB-кабель с разъемом для питания или переходник.