©1917 – 2020 Netflix
Жанр: сериал, научная фантастика, философская драма
Формат: WEB-DL 1080p, EAC3 5.1
Сценарий: Баран бо Одар, Янтье Фризе, Марк О. Сенг, Мартин Бенке, Ронни Шальк, Дафне Ферраро
Режиссер: Баран бо Одар
Оператор: Николос Суммерер
Композитор: Бен Фрост
В гл. ролях: Луис Хофманн, Каролина Эйхгорн, Лиза Викари, Майя Шёне, Штефан Кампвирт, Йордис Трибель, Андреас Пичман, Пол Люкс, Мориц Ян, Кристиан Хатчерсон
Что. Обычно стараюсь писать про кино по горячим следам, но тут пришлось дождаться выхода всех трёх сезонов, посмотреть их все, а потом еще дать время впечатлениям отстояться. Такие масштабные вещи можно оценивать только целиком, чтобы не уподобляться слепым мудрецам, которые описывали слона.
Тема чрезвычайно модная: путешествия по времени с попытками изменить будущее из прошлого. Современная наука, как мне известно, отрицает саму возможность таких перемещений и воздействий. Но литература и кинематограф продолжают упорно эту тему возделывать – с разными художественными результатами, естественно. Понятно, что публике это очень интересно, увлечены и авторы, ведь манипуляции со временем неизбежно создают парадоксы, в которых человеческая натура (главный предмет искусства) проявляет себя неожиданно и ярко.
К примеру, что вы почувствуете, когда встретите себя же, но только совсем старого? Что будете делать, если вдруг узнаете, что ваша любимая девушка – ваша тетя? А муж подруги – ваш малолетний сын, который исчез не так давно? Будете смотреть сериал, попытайтесь представить себя на их месте.
Кто. Этот сериал – первый у Netflix, сделанный в Германии и на немецком языке. Проект во многом авторский. Режиссер – один, оператор – тоже, как и композитор. Основные создатели сериала ни с кем не делили муки и радость творчества. И только сценаристов было шестеро, и это, кстати, чувствуется – один человек не мог бы так все запутать. Главный творец – уроженец Швейцарии, живущий и работающий в Германии, Баран бо Одар. Есть у него и турецкие (по материнской линии) и русские корни (по отцовской). Из его немногочисленных фильмов самый известный – «Кто я» (Kein System ist sicher). Оператором того фильма был Николос Суммерер, он же снял и «Тьму».
Композитор – Бен Фрост. Кроме его необыкновенно атмосферной и драматичной музыки, в сериале очень много интереснейших треков, в частности, проекта Apparat.
Актеры – германские, нам они известны мало, поэтому вдаваться в детали не буду. Но исполнительская команда мощнейшая. Действующих лиц в фильме не так уж много, но актеров – в несколько раз больше, поскольку ключевые персонажи представлены в детстве, юности, зрелом возрасте и в старости, причем во многих сценах они действуют одновременно.
Как. Мрачно и временами даже зловеще – в полном соответствии с германскими культурными традициями. Потрясающие осенние пейзажи – кто бывал осенью в Германии, меня поймет. Вообще картинка завораживающая, а с музыкой она оказывает чрезвычайно сильное воздействие.
Если смотреть фильм сугубо рационально, исключительно разумом и логикой (а сейчас это свойственно многим, особенно молодому поколению), то есть исключительно как криминально-детективную историю, уже к концу второго сезона можно заблудиться в перипетиях сюжета. А в третьем – впасть в полный ступор, поскольку разобраться, кто, где, когда и зачем, практически невозможно. В конце нам, конечно, все объяснят и растолкуют, но до этого момента еще надо досмотреть.
Возможно, режиссер сознательно так все запутал – чтобы наши мозги заклинило, и мы могли воспринимать «Тьму» правильно – через необыкновенно выразительную картинку, через музыку, сопереживание героям, то есть эмоционально. Тогда и поймем все совершенно правильно. Точнее, прочувствуем – это важнее.
На чём. Люди, которые смотрят этот сериал на ноутбуках или планшетах, редко долетают до середины второго сезона. Это надо смотреть на большом экране, способном предать все цветовые оттенки и полутона. На маленьком экране вы можете не заметить, что в одном мире лестница на второй этаж в доме идет слева направо, а в другом мире, где есть такой же дом, справа налево. Что и царапина на лице героини бывает то справа, то слева – это не одна девушка, они из разных миров, хотя и очень похожи. Что одна и та же местность в разные годы выглядит по-разному, хотя вроде бы ничего не изменилось – тот же лес, та же дорога. Но цвета немного другие. И чувства, которые эти пейзажи вызывают, тоже разные.
Музыки в сериале очень много, и она очень хороша, поэтому и аудиосистема нужна достойная.