В этой акустике воплощено столько необычных инженерных идей, что любой компонент из комплекта – фронтальные «башни», центральный спикер или диффузные тылы – можно сразу номинировать на премию «выдумка года». Впрочем, Definitive Technology не та компания, которая стает наворачивать свою технику просто так.
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР
О том, чем примечательна весьма раскрученная в США (и пока не слишком известная в России) марка Definitive Technology, мы уже рассказывали в обзоре новых напольников Demand 17. Комплект, который мы испытаем сейчас, появился на несколько лет раньше, но вряд ли уступит любым новинкам в технической части.
Это тот случай, когда дизайн в стиле Hi-Tech не вводит в заблюждение. Здесь мы находим целый ряд интересных для театральной акустики решений: активный бас (в том числе и в центральном канале), биполярное излучение и интегрированные модули высотных эффектов на фронтальных «башнях», сателлиты с двойной диаграммой направленности для окружающего звучания и еще целый ряд фирменных ноу-хау. Впору задаться вопросом: зачем все так усложнять, если любой продвинутый домашний театр с 9 — 12 системными каналами уже сам по себе является крайне непростым сетапом?
Ответ парадоксален: чтобы добиться ровно обратного – упростить и дизайн-проектирование помещения под киносистему, и инсталляцию компонентов в ней, и финишную настройку системы. А теперь – о том, как все это достигается.
Приятная текстура ткани и металла в нейтральной цветовой гамме подходит к любому интерьеру: шлифованные алюминиевые поверхности, как известно, отлично «впитывают» цветовые оттенки окружения.
Начнем с BP9080x – с главной пары для фронтального поля. Они реально большие, но смотрятся совсем не громоздко. Черный цвет придает узким фасадам еще больше стройности, широкая подставка обеспечивает отличную устойчивость, а приятная текстура ткани и металла в нейтральной цветовой гамме подходит к любому интерьеру: шлифованные алюминиевые поверхности, как известно, отлично «впитывают» цветовые оттенки окружения. В общем, такие АС можно ставить где и как душе угодно.
Активная басовая секция, реализованная на усилителе класса D мощностью 375 Вт, 30-сантиметровом басовике и паре пассивных излучателей того же размера, уже согласована с основной полосой АС по всем частотным и фазовым характеристикам, поэтому пользователю остается лишь подобрать вращающимися регуляторами уровень НЧ-поддержки под свою комнату. Такое решение кардинально упрощает калибровку системы – в меню ресивера вы задаете полный диапазон, отключаете вывод сигнала LFE и легко избавляетесь от всей возни с поиском оптимальной полосы/фазы/задержки/места для сабов. Впрочем, низкочастотные эффекты подать можно и традиционным способом напрямую из бас-менеджера ресивера – на каждой BP9080x имеется дополнительный вход для LFE.
Вот для этого вам и дается центр, который благодаря встроенному 80-ваттному усилителю и 20-сантиметровому басовику легко «поднимает» полосу с 30 Гц.
Если с предназначением активного баса на фронтах понятно, то зачем это центру CS9060? Тут другие соображения. Опытные инсталляторы знают, что, используя настройку Large для голосового канала (если, конечно, акустика допускает такую), можно добиться более реалистичной привязки к экранной картинке всех «панчевых» звуков, что особенно актуально для систем с видеопроекцией. Вот для этого вам и дается центр, который благодаря встроенному 80-ваттному усилителю и 20-сантиметровому басовику легко «поднимает» полосу с 30 Гц. К тому же активная секция компактна – она позволила сделать полнодиапазонный громкоговоритель небольшим в ширину и глубину. Понятно, что размещать его надо как-то сверху, а не в стойке, при этом он не будет выглядеть громоздким.
Акустика для воспроизведения окружающих эффектов SR9040BP в пояснениях не нуждается вообще. Дизайн, как видите, максимально нейтральный и компактный. Излучение открыто на 180 градусов во всем диапазоне. Разработчики добились этого результата плотной компоновкой динамиков, которая слегка напоминает дипольную, но имеет развернутые друг относительно друга «полюса».
Уже обратили внимание на головки? Пищалки с алюминиевым куполом на тканевом повесе и с апертурным телом сегодня выглядят как подзабытая классика, но вы должны знать, что Definitive Technology – одна из немногих компаний, которая не поленилась применить для доводки таких излучателей самые передовые методы (и мы уже знаем по Demand 17, какие потрясающе результаты это дало).
Мидбасовики с характерным «грибочком» в том месте, где обычно стоит центральный колпачок ил фазовыравнивающая «пуля», тоже являются интеллектуальной находкой Definitive Technology. Так реализуется технология двойного подвеса (BDSS), которая позволяет диффузору работать с увеличенным ходом и меньшими искажениями. Находящийся на оси неподвижный элемент особой формы работает как концентратор звуковых волн. Благодаря ему низкие частоты излучаются так, будто исходят от динамика более крупного размера, а средние – как от компактного динамика, то есть с лучшей дисперсией и меньшей окраской.
Так реализуется технология двойного подвеса (BDSS), которая позволяет диффузору работать с увеличенным ходом и меньшими искажениями.
Во всей серии 9000 применяются твитеры и мидбасы только такого типа. В BP9080x их вообще семь. Три размещены по схеме д’Апполито на передней стороне плюс два стоят на задней стенке практически на одной высоте с лицевыми. В результате образуется патентованная схема излучения, обеспечивающая одновременно и точный фокус, и большую объемность (как работает Forward-Focused Bipolar Array – мы объясним уже по ходу прослушивания). Еще пара драйверов встроена в «крышу» и направлена в потолок – они предназначены для воспроизведения высотных эффектов Dolby Atmos и DTS:X.
Чтобы показать диапазон вариантов, в наш комплект нарочно собраны модели из разных уровней, но повторять эту конфигурацию не стоит. Хотите самый аудиофильский сетап – включайте в набор только «восьмидесятки». В таком случае центральный канал будет сделан на таких же точно 13,5-сантиметровых мидбасах, которые стоят в BP9080x, а все сурраунд- и 3D-эффекты в системе будут отданы одинаковым 11,5 сантиметровым головкам. Самая доступная комбинация получается из «двадцаток» и «сороковок» (в них используются 9- и 11,5-сантиметровые головки, а центр лишен активной секции). Ну а на средних «шестидесятках» можно практически в любом неподготовленном помещении развернуть крутой 3D-театр с 9 — 11 каналами, для чего достаточно поставить напольники по кругу и дополнить их специальными вставками A90 (ставятся как родные) для высотных эффектов.
Про активный бас во фронтах скажем коротко: возможности в создании тектонических эффектов здесь такие, что мало не покажется никому.
Ну а на что способен наш смешанный состав? Переднее поле от BP9080x получается несколько панорамным, но в нем есть выраженная глубина, а образы не раздуты – они выпуклы и телесны. Прибавляем сюда фирменную нейтральность, высокое тональное разрешение, согласованный, опрятный и не затянутый бас и получаем акустику, на которой очень правдоподобно звучит не только аудио от кино, но и любая музыка. Эта универсальность и стала самой приятной неожиданностью!
Про активный бас во фронтах скажем коротко: возможности в создании тектонических эффектов здесь такие, что мало не покажется никому. Если же активную секцию ослабить до нуля, то BP9080x зазвучать как приличные студийные мониторы: ровно, фактурно, с хорошей детализацией, не внося никакой яркости или агрессии от себя. Отдельно надо сказать и про твитеры – в подаче ВЧ абсолютно не чувствуется какого-то металлического налета, поэтому самый трэшовый киноконтент звучит вполне комфортно для слуха, а спокойные жизненные сцены получаются довольно атмосферными.
Мы упоминали Forward-Focused Bipolar Array. Суть идеи в следующем. На самом деле любая акустика излучает звук не только вперед – в разной степени он исходит во все стороны. И именно всенаправленное излучение в сочетании со стенами помещения создает массу ранних отражений, из-за чего воспроизведенные колонками звуки воспринимаются нашим слухом недостаточно ясными и несфокусироваными. Так вот, задние динамики в BP9080x настроены так, чтобы снизить негативное влияние отражений. И эта штука работает – сцена практически не схлопывается по планам даже при размещении колонок на удалении всего 10 — 20 см от стен! А если слушатель окажется точно в той точке, откуда с потолка «падает» отраженный луч Atmos-спикеров, то ему покажется, что звук в самом деле вещается откуда-то с высоты. По нашим наблюдениям при высоте потолков 3,5 метра точка наилучших 3D-эффектов находится где-то в 2,2 — 2,5 метрах от АС. И это значит, что BP9080x – идеальные системы для театра, собранного поперек комнаты – с широкой базой, но близко установленным диваном (а так часто делается в городских квартирах). Если у вас такой случай, то смело ставьте BP9080x чуть ли не вплотную к длинной стене, после этого находите подходящую для вашей расстановки мебели базу колонок (чтобы диван не оказался вне зоны Atmos-эффектов) и, считайте, что самую сложную инсталляционную задачу вы решили, получив при этом и достаточно пространства для широченного экрана!
И эта штука работает – сцена практически не схлопывается по планам даже при размещении колонок на удалении всего 10 — 20 см от стен!
С настройкой баса в голосовом CS9060 разобраться несложно. Задаем в меню ресивера для центрального канала необходимую дистанцию и уровень при отключенной активной секции, а затем усиливаем на нём бас до тех пор, пока он как бы не «уедет» в экран. После этой процедуры даже не надо корректировать уровень – низкие и вокальные полосы в CS9060 достаточно хорошо разделены и мало влияют друг на друга.
Поскольку тыловые динамики SR9040 из-за малого калибра значительно отличаются по динамическому и тембральному почерку от основных колонок, необходимой однородности сурраунд-эффектов в тестовом комплекте нам удалось добиться только с автокалибровкой Audyssey. Но с более крупными SR9080 такой проблемы быть не должно. И, скорее всего, не будет. Потому что весь фронтальный сектор, собранный в нашем тесте на АС с более одинаковыми драйверами, получился по звучанию очень натуралистичным, точным и пространственно наполненным сразу, с первого же включения – без рум-коррекции, в Direct-режиме, по базовым настройкам фактической удаленности АС.
Это огромный плюс для самых требовательных киноманов, кто при просмотре отдает предпочтение оригинальным многоканальным саунтрекам в максимальном качестве (Dolby TrueHD или DTS Master), но не располагает парой лишних миллионов на кинотеатральную систему с ядром от Trinnov, например. С описанной акустикой добиться аутентичного киносануда можно без процессорной «прожарки» и даже с вполне обычным АV-ресивером.
СИСТЕМА
- BD-проигрыватель Denon DBT-3313UD
- SACD-проигрыватель Denon DCD-1600NE
- Смартфон Vivo X50 Pro
- AV-ресивер Marantz SR7015
- Кабели
- межблочные InAkustik Referenz NF-204 RCA
- акустические InAkustik Referenz LS-1204 Air и LS-804 Air
- силовые InAkustik AС-1502 и P6
Definitive Technology BP9080x
Производитель: Definitive Technology/Sound United (США)
ru.definitivetechnology.com
Конфигурация: 12 излучателей, 3 полосы (фронтальное излучение) и 2 полосы (биполярное и высотное излучение) || Акустическое оформление: пассивный радиатор, активный бас || Диапазон воспроизводимых частот основной секции: 25 — 22000 Гц || Чувствительность: 92 дБ || Сопротивление: 4-8 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 – 300 Вт || Отделка: черная ткань, алюминий || Габариты: 305 х 1315 х 406 мм (с опорами) || Масса 1 шт.: 28,1 кг || Цена за пару: 400 000 руб.
Definitive Technology CS9060
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор, активный бас || Диапазон воспроизводимых частот: 34 — 22000 Гц || Чувствительность: 91 дБ || Сопротивление: 4-8 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 – 300 Вт || Отделка: черная ткань, алюминий || Габариты: 527 х 151 х 305 мм || Масса: 11,8 кг || Цена: 80 000 руб.
Definitive Technology SR9040BP
Конфигурация: 4 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: закрытое || Диапазон воспроизводимых частот: 50 — 30000 Гц || Чувствительность: 92 дБ || Сопротивление: 8 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 20 – 150 Вт || Отделка: черная ткань/глянец || Габариты: 198 х 241 х 137 мм || Цена за пару: 60 000 руб.