Как отличаются по качеству звучания самые распространенные беспроводные и сетевые технологии? Давайте сравним все доступные подключения на одной тестовой системе и попробуем найти ответ.
ЗАДЕЙСТВОВАТЬ СВЯЗИ
Часть 1
Современные сетевые технологии в аудио чем-то похожи на спрута-мутанта, у которого вообще не понятно откуда что растет. Проработанного и строгого стандарта для обмена мультимедийными данными по сетям LAN и беспроводным WLAN до сих пор нет – зато есть масса общих и рекомендательных спецификаций. На их основе многие производители бросились делать собственные сетевые «экосистемы» – вроде продвинутые, позволяющие получать и распределять музыкальный контент между аудиокомпонентами по всему дому едва ли не в любом порядке, но при этом несовместимые друг с другом. Теперь прибавляем сюда и растущие как снежный ком интернет-сервисы, предоставляющие доступ к обширнейшим музыкальным базам и осуществляющие их потоковую трансляцию. Мы намеренно свалили все в одну кучу, чтобы показать ту чрезвычайную широту стриминговых технологий, которая сейчас царит на рынке и пугает сложностью меломанов.
Действительно, чтобы вникнуть в пестрое переплетение потоковых сервисов и фирменных «экосистем», открытых и проприетарных стандартов, надо обладать глубокими познаниями в совсем специфических областях. Поэтому мы рассмотрим лишь самые ходовые и универсальные варианты подключений, а затем сравним их между собой в аудиосистеме с продвинутым сетевым проигрывателем/предусилителем от Cambridge Audio, который, как мы думаем, обеспечит всем достаточно равные условия.
Но сначала – немного основ. Еще в конце минувшего столетия был принят набор открытых стандартов Universal Plug and Play (а в 2006 году – и специальный подраздел UPnP AV), определяющий в общих чертах принципы взаимодействия сетевых устройств. В частности, мультимедийные девайсы разделили на три типа: медиа-серверы, медиа-рендереры и контрольные точки (если упростить, то это, соответственно, источники данных, получатели данных и пульты управления). Многие пытаются представить их в виде конкретных аппаратов, но делать этого не стоит – это скорее абстракции. Тот же смартфон у вас в руках с точки зрения сетевой инфраструктуры может быть и медиа-сервером, и медиа-рендерером, и контрольной точкой.
В исходном UPnP многие описываемые функции и процедуры были не обязательны – отсутствовал даже базовый набор мультимедиа-форматов, которые должны поддерживать все устройства. И это допустило самые разные чтения его норм.
Однако UPnP нельзя причислить к простым и понятным для обывателя средствам. И потому на арену вышли несколько альтернативных технологий
В частности, в 2004 году был учрежден Digital Living Network Alliance (DLNA), который можно считать частным случаем UPnP – стандартом с уже определенными медиаформатами, встроенными функциями защиты контента и едиными инструкциями для совместной работы сетевых устройств. Все было бы замечательно, не получись DLNA в итоге слишком ограниченным – многие продвинутые кодеки и форматы из него были просто выброшены, что заставило некоторых производителей AV-техники примкнуть к альянсу чисто формально и воплощать в своей технике гибрид UPnP/DLNA с расширенными возможностями.
Еще были попытки снять ограничения, заложенные самой архитектурой UPnP AV. В частности, был создан кроссплатформенный OpenHome Networking, который позволил использовать вместе или независимо контрольные точки на разных ОС (Linux, Windows, Mac, iOS, Android). А программистами Auralic и Linn была решена еще одна функциональная проблема, которая состояла в необходимости держать постоянно включенной контрольную точку со списками воспроизведения на протяжении всего времени проигрывания музыки.
Как бы там ни было, но к сегодняшнему дню UPnP не просто дожил – он по-прежнему служит ключевым сетевым стандартом, обеспечивающим вдобавок и достаточные резервы для передачи звука в качестве Hi-Res. Как базовый он и реализован в Cambridge Audio Edge NQ – по классификации это типичный медиа-рендерер, способный работать с широчайшим арсеналом всевозможных хранилищ, серверов и сервисов. Контрольными точками для него являются мобильные приложения Edge и Stream Magic – первое служит этаким пультом и «визуализатором» режимов работы самого устройства, а второе управляет и самим контентом. Вместо него в системе Edge можно применять и альтернативные приложения для сетевого проигрывания вроде Bubble UPnP, Hi-Fi Cast, Kazoo и т.д.
Однако UPnP нельзя причислить к простым и понятным для обывателя средствам. И потому на арену вышли несколько альтернативных технологий, созданных для широкого круга юзеров и воплощающих принцип «включи и пользуйся» на новом уровне.
Первая из них – AirPlay – эппловская система потоковой передачи аудио и видео через сети Wi-Fi. По сути, это развитие технологии AirTunes, которую отвязали от фирменных точек доступа, что и позволило компании Apple продвинуть свою идею как универсальное сетевое решением другим производителям. Получилось и в самом деле удобно. Открываешь какое-либо проигрывающее приложение на iOS или на Mac, видишь в нем узнаваемую иконку «эйр-плея» и буквально в одно-два касания направляешь звук (или видео) на компонент домашней аудиосистемы или панель, что поддерживает AirPlay и подключен к той же сети Wi-Fi.
Чтобы контент передавался стабильно даже по «забитому» беспроводному соединению, в AirPlay используется сжатие аудиоданных весьма ресурсоемким кодеком Apple Lossless (ALAC).
Но есть и ограничения. Чтобы контент передавался стабильно даже по «забитому» беспроводному соединению, в AirPlay используется сжатие аудиоданных весьма ресурсоемким кодеком Apple Lossless (ALAC) с последующей его распаковкой на воспроизводящем устройстве. Из-за этого в процесс воспроизведения в реальном времени добавляется и значительная задержка (более секунды), и неизбежные артефакты переконвертации исходного файла в PCM 44,1 кГц/16 бит. Во втором поколении AirPlay продвинулся вперед только в пользовательском направлении – добавилась удобная функция мультирумного распределения потоков, но качество трансляции до уровня Hi-Res компания поднимать не посчитала нужным.
Вторая технология пришла вместе с гугловским медиаплеером Chromecast. Он дебютировал в виде простейшего HDMI-«свистка», затем вышел в более продвинутых версиях и также в качестве встроенного приемника – вот его теперь и можно встретить во многих телевизорах, AV-ресиверах, сетевых проигрывателях и смарт-акустике.
Самое интересное, что при почти нулевой раскрутке этой технологии со стороны Google, она получила весьма масштабную поддержку и от сторонних разработчиков (благодаря открытым API), и от поставщиков оборудования, и от всевозможных музыкальных сервисов. Впрочем, не удивительно – технология еще более гибка, а по применению подобна AirPlay (если в приложении появляется значок Google Cast, то это значит, что в домашней сети система видит Chromecast-устройства для воспроизведения). Мультирумные возможности и функции «умного дома» в нее включены изначально. Вдобавок, система мультиплатформенная, не ограничивается устройствами Android и, что немаловажно для нас, обеспечивает высокое качество звука без промежуточного переформатирования (гарантированно 96 кГц/24 бит, а на некотором оборудовании и выше). Единственное но – потребность в первоначальной «прописке» Chromecast-устройств, что тоже делается один раз и практически «на автомате» через приложение Google Home. После этого воспроизведением можно управлять либо из приложений, либо голосовыми командами через ассистента.
Немаловажен и такой момент: если пользователь на своем смартфоне включает трансляцию по Chromecast с внешнего сервиса (например, с YouTube, или с Яндекс.Музыки), то поток будет заводиться не через смартфон, а направляться к воспроизводящему компоненту непосредственно из сети. Нет лишней передачи, нет задержки, не расходуется батарея – одни плюсы… Это не работает как надо лишь в одном случае – если «кастинг» со стороны приложения или вещателя запускается с какими-то отклонениями, что, увы, возможно: фактор кривых рук в открытом софте никто не отменял.
Но параллельно Roon Labs реализовала еще две крутых идеи: создала мощнейший каталогизатор для музыкального контента.
Но есть и идеально отлаженное (по крайней мере все так думают) аудиофильское решение от Roon Labs. Эта компания изменила саму логику деления устройств, поставив в начало цепочки управляющие интерфейсы, в центр – собственное ядро, которое и выполняет весь процессинг «от и до» по распределению аудио по сети, а в конечные точки – устройства с аудиовыходом. Кстати, функционально очень похоже на ресторан, где вам сначала дают меню (Roon control apps), заказ отправляют готовить на кухню (Roon core), а затем выносят к вашему столу (Roon outputs). Но параллельно Roon Labs реализовала еще две крутых идеи: создала мощнейший каталогизатор для музыкального контента (вы получаете много дополнительной познавательной информации обо всем, что собралось в вашей цифровой библиотеке), а для обмена аудиоданными по сети без потерь в разрядности и разрешении создала собственный протокол RAAT.
Жаль, что у Cambridge Audio Edge NQ в перечень поддерживаемых стандартов не входит DTS Play-Fi – еще один интересный протокол для организации мультирума на базе беспроводных сетей, который также обеспечивает потоковую передачу аудио высокого разрешения (до 96 кГц/24 бит). Было бы весьма интересно включить в дальнейшие сравнения и его.