Можно ли рассчитывать на хорошее звучание от удобных «фирменных» сетевых протоколов или лучше предпочесть какие-то иные способы? Сравниваем все доступные подключения на одной тестовой системе и находим ответ.
ЗАДЕЙСТВОВАТЬ СВЯЗИ
Часть 2 (Окончание, начало см. здесь)
Коротко представлю тестовый сетап. Главный в нем, конечно же, Cambridge Audio Edge NQ – этакий мастер по всем сетевым «дисциплинам» воспроизведения. У нас он подключен к локальной сети патчкордом шестой категории. Из беспроводных связей в нем штатно задействован только Bluetooth с кодеком aptX HD, но при установке в один из задних портов USB Type A внешнего WiFi-донгла (который прилагается в комплекте), мы получаем полноценный беспроводной центр, поддерживающий как гугловский Chromecast, так и эппловский AirPlay.
Удивляет обогащенный бэкграунд – создается впечатление, будто удаленный план в сетевом варианте воспроизведен даже более детально, чем эталон.
Через второй порт USB Type A можно напрямую подключить к Edge NQ накопитель с аудиофайлами – поддерживаются все распространенные расширения и файловые системы (FAT32, NTFS, HFS, HFS+). Третий USB-порт на Edge NQ предназначен для работы с PC – в таком случае аппарат выступит в качестве USB-ЦАП (преобразование выполняется чипами Sabre32 ES9018K2M), способным принимать потоки частотой до 32 бит/384 кГц или DSD256. Разумеется, можно подключить и традиционные источники – по цифре или аналогу.
В паре с проигрывателем/предом работает оконечник Edge W – «лучший усилитель из когда-либо созданных в Cambridge Audio», как его представляет сама компания. Этот аппарат сделан по симметричной схемотехнике, работает в классе AB, на малых уровнях переходя в близкий к линейному А, и имеет предельно короткий тракт, в котором сигнал проходит всего 14 элементов. На 8 омах Edge W отдает 100 ватт RMS, на 4 омах – ровно вдвое больше. Прочие подробности о серии Edge вы найдете в нашем обзоре.
Компоненты связаны качественным XLR-меблочником Ascent от Atlas Cables, а к акустике (DALI Epicon 8) сигнал подводится кабелем van den Hul The Nova, который не побоимся назвать уникальным. Он имеет огромное сечение, ведь каждый из четырёх проводников свит из 133 посеребренных жил. При этом проволочки из бескислородной меди получены не традиционным волочением и не хитрым процессом непрерывного литья вроде PC-OOC, а экструдированием – продавливанием разогретого размягченного металла сквозь формирующее отверстие. Эта технология обеспечивает высокую химическую чистоту, максимальную кристаллическую плотность и прекрасную электропроводность – серебро в медное «тело» жилы внедряется непосредственно в самом процессе получения проводника, а не последующим гальваническим нанесением. И, возможно, как раз эта технология и выводит крайне детализированное, но немного техничное звучание топовых «Эпиконов» на принципиально иной уровень, где есть место и живым образам, и проникновенному тембральному благозвучию, и полновесной динамике с потрясающей артикуляцией.
Для оценки звучания нам нужно было выбрать также некий несетевой эталон. Мы остановили выбор на самом простом решении – на подключенной к Edge NQ флешке, с которой в любой момент можно было включить тестовый файл для сравнения. Точно такой же контент был залит на внешний сетевой накопитель, загружен в ядро Roon и в несколько мобильных гаджетов.
Тонально все идентично, нет ни цифровой, ни аппаратной подкраски, но кажущиеся образы получаются более весомыми.
Второй несетевой способ – подача сразу в ЦАП с ноутбука по асинхронному USB – был чуть более эмоциональным и даже более открытым, но казалось, что в нем есть что-то привнесенное. А вариант с флешки был хорош как раз своей полной нейтральностью, взвешенностью и аккуратностью. Все нюансы отлично читались, пространственные моменты были классно проработаны и очень устойчивы, планы и образы сохраняли четкость. Был выражен и эффект «потерянной громкости», когда не совсем понимаешь, насколько сильно выкручен регулятор уровня из-за того, что даже на высоких уровнях звучание кажется абсолютно комфортным. Заодно наблюдался и эффект «замедления времени» – любая музыка звучала в своем ритме, но в ее подаче никогда не прослеживалось какой-то суеты и техницизма.
Ну а теперь пора переключиться на воспроизведение того же контента из сети через UPnP. С локального хранилища все звучит не менее нейтрально и атмосферно, с такой же точной сценой и чистыми естественными тембрами, но удивляет обогащенный бэкграунд – создается впечатление, будто удаленный план в сетевом варианте воспроизведен даже более детально, чем эталон. Впрочем, утверждать это на 100% нельзя. Потому что на других файлах, либо при проигрывании тех же самых треков по локальной сети не с NAS, а с ноутбука через MinimServer, иногда наблюдалось и обратное – удаленный план получался чуть замыленным. Возможно, какой-то из сетевых маршрутов где-то добавляет либо специфический джиттер, которые не вычищается до конца проигрывателем, либо поток где-то фильтруется от возможных помех на уровне самых младших малозначащих бит, либо есть какая-то зависимость от исходной частоты/разрядности файла. В любом случае, соответствие эталону можно смело оценить в 9 из 10. Это степень, близкая к неотличимому.
И локальный контент с iPhone 8, и тот, что «стримился» из Apple Music, был воспроизведен в системе живо и естественно.
Столько же баллов можно выставить звучанию и при воспроизведении альтернативными средствами UPnP непосредственно со смартфона (для этого использовалось приложение Hi-Fi Cast). Скорее всего, разница между основным и альтернативным вариантами на большинстве стереосистем вообще не будет заметна.
А что Roon? На первый взгляд – ничего особенного. Стопроцентная идентичность с флешкой поначалу даже разочаровывает. Через «руновское» ядро образцово прозвучало все, к чему оно получало доступ – как и загруженные локальные файлы стандартного и хай-резного качества, так и почти весь контент из Tidal. Преимущество такой платформы состоит в том, что с ней вообще отпадает вся головная боль из-за качества звучания. А минус – в организации все «руновской» системы выдачи контента – как каталогизатор он хорош, но как браузер для поиска и добавления новых файлов не всегда понятен и удобен.
Chromecast в нашем тесте получил 8 из 10. Слушали много, сравнивая разные варианты с эталоном – как прямые «стримы» от различных потоковых сервисов (от Spotify, например, или от Яндекс.Музыки), так и локальный контент (кстати, далеко не все мобильные приложения с «гугловской» технологией умеют проигрывать хранящиеся на смартфоне файлы – вот один из небольших функциональных минусов). Во всех случаях казалось, что этот протокол как бы немного форсирует воспроизведение. Тонально все идентично, нет ни цифровой, ни аппаратной подкраски, но кажущиеся образы получаются более весомыми, передний план сцены приближается, а вся пространство более обширно и не такое глубокое. Одно из следствий такой трансформации является и иное ощущение низкого регистра. Бас кажется более близким, телесным и бойким, но с менее протяжными послезвучиями.
AirPlay на бумаге обязан звучать как минимум очень хорошо, ведь в процессе используется кодек без потерь, а Hi-Res не понижается ниже качества оригинального CD. Но на практике мы постоянно сталкивались с тем, что «яблочная» технология звучала практически дефектно – с явным едким или цифровым «привкусом». Вероятно, AirPlay слишком зависим от качества всей аппаратной части (начиная с источника и завершая сетевой инфраструктурой Wi-Fi), так и от самого софта. Но сейчас, как ни странно, все сложилось очень пристойно, возможно, благодаря Cambridge Edge. И локальный контент с iPhone 8, и тот, что «стримился» из Apple Music, был воспроизведен в системе живо и естественно. Динамика – подчеркнуто конкретная в басовой полосе и не зажатая в основной. Хорошо читались планы. Из недочетов — только упрощение «воздушности». Даже с MacBook Air, который никогда не видел обновления до AirPlay 2, звучание наконец-то вышло на твердые 7 из 10 – без джиттерных артефактов и размазывания сцены. Правда, работая от источника по старому протоколу AirPaly Edge NQ отказался отображать на экране альбомную графику, за что мы давать штрафных очков не будем ни тестовой системе, ни самой технологии.
P.S. А интересно ли вам, как на этом фоне показало себя подключение по Bluetooth? Кстати, этот вид соединения выпал из основного зачета не потому, что он не относится к сетевым, а потому что для трансляции берет не сам аудиофайл, а получаемый в ходе его проигрывания сигнал. То есть это не «кастинг», а просто передача из аудиотракта со всеми возможными аудиообработками.
Но даже в таком варианте, если она осуществляется со смартфона через кодек aptX HD, а музыка воспроизводится приложением с качественным набором кодеков и библиотек, получается достойное звучание. В наших пробах мы заметили только две проблемы: более формальные ВЧ с менее явной детализацией и не такие наполненные динамикой басы. В остальном саунд был таким же ясным, трехмерным и цельным, как и по сети.
КОМПОНЕНТЫ
- Источники
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- смартфон OPPO Reno и iPhone 8
- Кабели
- цифровой LAN InAkustik Exellenz Cat6
- цифровой USB InAkustik Referenz High Speed 2.0
- межблочные XLR Atlas Ascent
- акустические Van den Hul The Nova (3 метра)
- силовые Atlas EOS 2.0
Cambridge Audio Edge NQ
Производитель: Cambridge Audio/Audio Partnership Plc (Великобритания)
www.cambridgeaudio.com
Входы: XLR, 2 RCA, HDMI Arc, 2 USB Type-A, USB Type-B, оптический TOSLink, Coax, LAN || Выходы Preout: XLR, RCA || Напряжение на выходе: до 6 В || Поддерживаемые форматы: WAV, AIFF, FLAC, ALAC (до 24 бит/384 кГц), DSD (до 128 Fs), AAC, WMА, WMF, Ogg Vorbis, mp3 (до 16 бит/48 кГц) || Потоковые сервисы: Tidal, Spotify, Deezer, Google Music, Internet Radio || Поддерживаемая разрядность: 24 бит/96 кГц (по оптическому входу), 24 бит/192 кГц (по Coax), 32 бит/384 кГц и DSD256 (по USB) || Беспроводные протоколы: Bluetooth 4.1 (SBC, AAC, aptX, aptX HD), WiFi 802.11 b/g/n 2,4 ГГц, AirPlay, Chromecast || Сетевые протоколы: UPnP/Roon || Уровень искажений: менее 0,0008% || Разделение каналов: более 100 дБ || Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц (+/- 0,1 дБ) || Отношение сигнал/шум: более 103 дБ || Потребляемая мощность: 100 Вт || Отделка: серебристо-серая || Габариты: 120 x 460 x 405 мм || Масса: 10,2 кг || Цена: 435 890 руб.
Cambridge Audio Edge W
Входы: XLR, RCA || Выходы: XLR, RCA || Входное сопротивление: 47 кОм || Выходная мощность: 2 x 100 Вт (на 8 Ом), 2 x 200 Вт (на 4 Ом) || Уровень искажений: менее <0,02% (на 8 Ом) || Разделение каналов: более 100 дБ || Отношение сигнал/шум: 93/113 дБ (при выходной мощности 1/100 Вт) || Диапазон частот: 3 Гц – 80 кГц (+/- 1 дБ) || Максимальная потребляемая мощность: 1000 Вт || Отделка: серебристо-серая || Габариты (В х Ш х Г): 460 x 150 x 405 мм || Масса: 23,6 кг || Цена: 435 890 руб.
DALI Epicon 8
Производитель: DALI A/S (Дания)
www.dali-speakers.com/ru
Конфигурация: 4 излучателя, 2,5 + 0,5 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Частота настройки фазоинвертора: 28 Гц || Диапазон воспроизводимых частот: 35 — 30000 Гц (+/-3 дБ) || Чувствительность: 89 дБ (2,83 В/1 м) || Номинальное сопротивление: 4 Ом || Максимальное звуковое давление: 112 дБ || Частоты раздела полос: 550/3100/15000 Гц || Рекомендуема мощность усилителя: 50 — 500 Вт || Корпус: МДФ || Отделка: чёрный лак, полированный шпон ореха или макассара || Габариты: 200 х 990 x 380 мм || Масса 1 шт.: 20,2 кг || Цена за пару: 1 292 720 руб.