Когда заходит разговор о крошечных компонентах с безупречными техническими параметрами и весьма крутым функционалом, то сразу приходит на ум электроника бренда iFi. Смотрите, что они сделали на этот раз: вот такой маленькой черной коробочкой брошен вызов самым продвинутым и дорогим фонокорректорам мира!
СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО
Прошу прощения у гуманитариев, но первая половина этого обзора будет носить чисто технический характер, ведь по-другому смотреть на компоненты, создаваемые в Саутпорте командой инженеров iFi Audio, невозможно. Дизайна в привычном понимании слова у них почти нет, зато конструкторской новизны и изобретательности хоть отбавляй.
Итак, перед нами одна из самых свежих разработок (май 2020) в ряду Micro Series – фонокорректор с потрясающе высокими характеристиками. Англичане заявляют, что по уровню шумов и динамическому диапазону iPhono3 Black Label стоит наравне с полноразмерными компонентами класса High End Audio. В описании его даже сравнивают с PH-77 – универсальным суперкорректором стоимостью более 10 тысяч фунтов (его выпускает родственная iFi компания Abbingdon Music Research), от которого «Черная Метка», кстати, частично унаследовала и уникальный функционал. Но об этом позже, а пока – о содержании.
На всем пути сигнала применяется «прямая» схемотехника без разделительных емкостей и цепей серво (Direct Drive Servoless).
Базируется новинка на разработке известного мастера Лоеша Торстена Class A TubeState – этой технологии, связывающей достоинства ламповой и полупроводниковой электроники, нынешний главный конструктор фирмы отдал более 40 лет. На всем пути сигнала применяется «прямая» схемотехника без разделительных емкостей и цепей серво (Direct Drive Servoless). Вместе с ней используется и технология DC-Infinity, суть которой заключается в том, что она создает между усилительными каскадами близкое к бесконечности сопротивление постоянному току, но уже с частоты 0,01 Гц свободно пропускает сигнал, не внося в него ни шума, ни искажений.
К деталям схемы подход такой же бескомпромиссный. Резисторы – тонкопленочные MELF. Основное усиление выполнено на продвинутых JFET-операционниках Burr-Brown Soundplus, причем на плату ставятся только те микросхемы из партии, которые прошли отбор на идентичность параметров. Входные транзисторы – сверхмалошумящие планарные биполяры с чрезвычайно низкими обратными токами. Здесь согласованные пары подбираются компьютерным методом с жесткой отбраковкой уже по целому ряду параметров (пишут, что процесс настолько сложный, что вручную его выполнить нереально).
Как видите, маленькие размеры коробочек в данном случае очень обманчивы – начинка у них серьезней некуда.
Конденсаторы в схеме сплошь отборные. Кстати, iPhono3 Black Label стал первым в практике iFi фонокорректором, где емкости аудиофильского грейда поставили вообще везде, а не только в самых ответственных местах. Электролиты – Nichicon с ничтожным ESR и Sanyo Oscon высокой емкости. Конденсаторы TDK для поверхностного монтажа изготовлены по спецификациям C0G и обеспечивают минимальный тепловой дрейф. В цепях питания применяются недешевые ELNA серии Silmic, изолятор которых производится из специальной бумаги и шелкового волокна (так емкость лучше противостоит механическим резонансам и не имеет микрофонного эффекта).
Питание – вообще отдельный пункт программы. К iPhono3 Black Label строго рекомендуется фирменный адаптер iPower X, который не только служит выпрямителем и выдает постоянный ток необходимого напряжения, но также является эффективным многокаскадным фильтром от импульсных помех и электромагнитных наводок. Как видите, маленькие размеры коробочек в данном случае очень обманчивы – начинка у них серьезней некуда.
Главной особенностью iPhono3 Black Label является интерфейс настройки тракта. 24 переключателя в виде трех групп по 8 DIP-селекторов позволяют точно задать в каждом канале входные параметры под любой вид звукоснимателя (MM, MC-LO, MC-HO). Инструкция в этой части выглядит как квест космической сложности, но не пугайтесь – можно воспользоваться специальным сайтом, который рассчитает правильные положения переключателей исходя из заданных вами параметров картриджа (тип, нагрузочная емкость или сопротивление, уровень выхода).
После этого остается выбрать лишь вид корректирующей кривой: стандартную RIAA, расширенную Enhanced RIAA (она задается теми же тремя постоянными времени 75/318/3180 мкс, но обеспечивает еще и фильтрацию выше слышимого диапазона), любую из перечисленных в сочетании с отключаемым сабсоник-фильтром или какую-то из двух альтернативных кривых (для удобства они также переключаются отдельным тумблером). Последние пригодятся для проигрывания дисков, изданных под лейблом Columbia или Decca в промежуток между 40-и и 60-и годами прошлого века
Итого мы получаем шесть вариантов АЧХ – и их все можно считать правильными! Конечно, это не 23 варианта коррекции под музыкальные релизы всех времен и народов, которые предлагает упомянутый выше AMR H-77, но уже неплохое подспорье для тех, у кого в коллекции, например, есть первые американские или английские «лонг-плеи» на 33 1/3 оборота (которых, кстати, до принятия стандартов RIAA было выпущено немало).
Лично себя я не отношу к фанатам винила. Вертушку в домашней системе держу только ради того, чтобы иметь возможность оцифровать что-то, чего не найти в цифре в хорошем качестве, либо для тестов, подобных этому. И до недавних пор я пребывал в полной уверенности, что она а) не выдающаяся, зато б) хорошо настроена. Но когда в системе появился iPhono3 Black Label, то я осознал, что ошибался по каждому пункту.
По бесшумности и отсутствию наводок корректор iFi – это что-то выдающееся! Его абсолютная прозрачность и позволила заметить отклонения в геометрии звукоснимателя, который визуально, по всем шаблонам, вроде был выставлен идеально – только на слух удалось найти требуемые уточнения по всем углам. Заодно отыскались и все прочие параметры (прижим, антискейтинг), оптимальные конкретно для моего звукоснимателя. До этого ни один корректор не показывал таких нюансов при незначительных подстройках механики.
Его абсолютная прозрачность и позволила заметить отклонения в геометрии звукоснимателя, который визуально, по всем шаблонам, вроде был выставлен идеально.
Теперь я даже боюсь дышать на окончательно настроенный «стол», который, как выяснилось, способен звучать гораздо породистее и культурнее, чем я полагал. И все это – благодаря iPhono3 Black Label. С этим девайсом я вообще заново открыл музыкальную ценность некоторых запылившихся в своей коллекции винилов. И, знаете, лучше бы я этого не делал, потому что переиздания этих альбомов на CD и даже цифровые «мастер-копии» из Tidal теперь мне кажутся совершенно ущербными и убогими.
В общем, если новика iFi не порадует музыкальностью и не раскроет по максимуму потенциал вашего аналогового проигрывателя, то это значит, что у вас где-то проблемы с настройками. Сам же iPhono3 Black Label безупречен и вдобавок очень гибок в согласовании. Например, головки Grado Prestige с подвижными магнитами иногда упрекают в выпячивании гулких оттенков басового диапазона, подсушивании самые высоких частот и грязноватом звучании с корректорами стандартного качества. Здесь эта проблема решается двумя щелчками: ставим усиление на минимальные 36 дБ, выбираем емкость 300 пФ и получаем ровненький и чистый саунд – рельефный и пластичный внизу, отчетливый и открытый на ВЧ. Маловато «воздуха» – переходим 200 пФ. Хочется «металл» порезче – щелкаем на 400 пФ. Штатный сабсоник-фильтр можно включать без колебаний – работает деликатно, динамику не срезает. Да и сам корректор обладает таким запасом по перегрузке, что, кажется, ни одна головка в мире не сможет спровоцировать искажений. Жаль, что установка коэффициента усиления задается только в четырех позициях (36, 48, 60 и 72 дБ) – будь здесь шаг помельче, в 6 или 4 дБ, то «привязать» фактический уровень головки к входной чувствительности можно было бы вообще идеально.
С этим девайсом я вообще заново открыл музыкальную ценность некоторых запылившихся в своей коллекции винилов.
У меня не было возможности опробовать iPhono3 Black Label с дорогим MC-картриджем, но я не сомневаюсь в том, что и с ним получится найти «супернастройки», потому что для звукоснимателей этого типа корректор iFi предлагает еще более широкий выбор нагрузок (22, 33, 75, 100, 250, 330 Ом, 1 и 47 кОм).
А еще вот что показалось интересным: если переключать кривые, когда воспроизводятся современные пластинки, то разница кажется несущественной. Коррекция по Decca на слух слегка ослабляет динамику в верхней полосе, но все-таки оставляет ВЧ воздушными – никакой «ваты» не добавляется. Вариант от Columbia дает более плотный и где-то даже слегка «деревянный» звук, хотя ощущаемое ослабление на НЧ и ВЧ можно почти не принимать в расчет. Самую четкую передачу тембров и самую концентрированную динамику обеспечивают установки RIAA или eRIAA. Однако при прослушивании древних пластинок (у меня таких отродясь не было, но один знакомый занес ради праздного интереса) выбор кривой в iPhono3 Black Label стал делом едва ли не принципиальным – из трех позиций две точно казались неподходящими, хотя ни он, ни я не знали, какая из них верная.
Впрочем, если все так отчетливо слышно, то какие могут быть сомнения? Этот корректор уже дает гораздо больше, чем другие модели за те же деньги. А для любителей виниловых раритетов iPhono3 Black Label, наверное, вообще бесценен.
КОМПОНЕНТЫ
- Проигрыватель винила Pro-Ject 1Xpression Carbon
- Тонарм Pro-Ject 8.6cc Evolution
- Звукосниматель ММ Pro-Ject K6 (Grado Prestige)
- Интегральный усилитель Cambridge Audio CXA81
- Акустические системы AE109 (1996, модифицированные)
- Кабели
- RCA InAkustik Referenz NF-102
- акустические Kimber Kable 12TC
- силовые InAkustik AС-1502
iFi iPhono3 Black Label
Производитель: iFi Audio Ltd (Великобритания)
www.ifi-audio.com
Входы: RCA || Выходы: RCA || Частотная характеристика: 10 – 100000 Гц ±0,3 дБ || Отклонение от кривой RIAA в диапазоне 20 Гц – 20 кГц: ±0,2 дБ || Входное сопротивление: 22 Ом — 47 кОм || Входная ёмкость: 100 – 500 пФ || Коэффициент усиления: 36, 42, 60, 72 дБ || Коэффициент гармонических искажений (выходное напряжение 1 В): 0,005% || Максимальное выходное напряжение: 7 В || Динамический диапазон (ММ/МС): более 108/106 дБ || Отношение сигнал/шум взвешенное: более 85 дБА || Выходное сопротивление: менее 100 Ом || Питание: 15 В || Масса нетто: 265 г || Габариты корректора без блока питания: 158 х 58 х 28 мм || Цена: 110 292 руб.
Комментарии [12]
Дмитрий
Сегодня включил фонокорректор, все три индикатора загорелись, а звука нет вообще, ни звука ни фона ничего.
что может быть?
он может уйти в защиту например?
АБ
Кабы я была царица ))) точнее, владелец прибора, то первым делом , откинув штеккеры идущие от вертушки, коснулся бы тонкой отверткой сигнальных концов разъемов на предмет щелчков или фона. То есть, откинуть грубые причины неконтакта в тонарме или обрыва-отсутствия головки на шелле.
Второе. Тестером измерить нулевой потенциал на выходных разъемах , в случае появления там потенциала питания выключить прибор и разбираться в причине поломки.
Дмитрий
если вывернуть громкость на усилителе на максим — в колонках еле-еле слышен звук.
через внутренний фонокорректор в усилителе всё играет норм.
АБ
Совет открыть устройство и найти причину неисправности — не самый лучший в такой ситуации. Сам бы первым делом нырнул, делов-то.. Но…
Другу чинил его корректор одной ,так сказать, фирмы. там названия микросхем специально затерли, чтобы никто не узнал, из какого мусора собрано. Ничего, разобрался, нашел микросхемку, заменил, все запело.
Дмитрий
Руслан, здравствуйте.
Сегодня получил этот фонокорректор, заказывал на Али, оригинал с ifi ipower elite
с китайской вилкой и переходником.
По ifi калькулятору все выставил, подключил.
Идет просто страшенный фон((((
До этого был клон creek, к нему подходила #земля# со щитка, фона не было.
ifi фонит.
Перекинул землю на проигрыватель — безрезультатно (((
Блин очень расстроен, написал продавцу.
Сижу рою инет, ищу истину
АБ
Встряну мимоходом. Вы собрали, включили, фонит.
Идем дальше, для этого вернёмся назад.
Откинуть входные штекеры. Послушать, что творится просто на выходе корректора, с питанием. Открытые входы корректора могут создать легкий шумок, это норма.
По очереди включать оба сигнальных штекера от вертушки , прежде ВЫКЛЮЧАЯ ПИТАНИЕ корректора.
Если фонит после этого- ищем сопли в кабелях, разъемах , отвалившийся провод заземления на корпусе вертушки, отвалившуюся земляную клемму к головке , неважный контакт шелл-тонарм. Причина не в корректоре.
Руслан ТАРАСОВ
Сам фоник тоже стоит проверить (в другой системе), хотя дефекты с землей в таких вещах — большая редкость. Но вообще сильный фон = неисправность. Я бы искал причину в питании, если до этого все нормально работало с другим фоником. А слабый фон можно побороть подбором точки заземления на самом проигрывателе. Бывало снимаешь земляной провод с тонарма и закрепляешь его на шляпку какого-то винта, вкрученного в корпус проигрывателя — и нет наводки.
АБ
В непонятных случаях тупо звоню тестером основание и трубку тонарма с земляным проводом идущим от вертушки и с металлическим корпусом, если он есть. Незаземленный провод от шасси и тонарма дает сильный фон. Особенно если коснуться вертушки(тонарма) рукой.
В вертушках попроще все железо землится на экранирующую оплетку кабеля, через нее корпуса вертушки и корректора соединяются на входных гнездах корректора.
Алексей
В габаритах Руслан наврал
Руслан ТАРАСОВ
Спасибо. Поправили
Александр_57
«Как видите … начинка у них серьезней некуда» — вот эту самую начинку как раз и не видим.
Руслан Тарасов
На сайте производителя https://ifi-audio.com/products/micro-iphono3-bl/ есть фото платы. Правда, лишь с одной из сторон