Сегодня наш короткий разговор — о фильмах, в которых звучали песни, не исчезнувшие и сегодня, но сами фильмы при этом ушли и почти забылись. Не всегда это были плохие фильмы, но так уж вышло. Попробуем вспомнить эти картины и эти песни – и понять, почему.
Пурпурный дождь
(Purple Rain, реж. Альберт Маньоли, США, 1984)
Кино-рок-мюзикл, фактически – шоукейс Принса и его тогдашней группы The Revolution. Сюжет ходулен, перипетии сценария банальны, все использовано только для того, чтобы показать очередной музыкальный номер; сюжетные ходы выполняют роль связующих звеньев между песнями. Впрочем, фильм тогда был принят доброжелательно, получил хороший бокс-офис, но кинематографических достоинств в нем немного. Но Принс, при всех его комплексах, связанных с ростом, и невероятным самомнением, был прекрасным музыкантом и талантливым композитором; титульная песня фильма популярна и сегодня.
Местный герой
(Local Hero, реж. Билл Форсайт, Великобритания, 1983)
Забавная и трогательная английская то ли комедия, то ли мелодрама о том, как нефтяная компания пыталась прикупить часть побережья Шотландии, и рядовом сотруднике, которому это было поручено, пользовалась умеренным успехом, а режиссер Форсайт даже получил за нее премию BAFTA. Однако в истории этот фильм остался потому, что на нем оттачивал кинокомпозиторское мастерство лидер Dire Straits Марк Нопфлер. Главным хитом стала инструментальная заглавная тема, которую на гастролях не раз играли Dire Straits и которая по сию пору входит в репертуар Нопфлера. Кавер-версию на нее играли даже легендарные The Shadows!
Цвет ночи
(The Colour Of The Night, реж. Ричард Раш, США,1994)
Один из немногих «серьезных» фильмов с участием Брюса Уиллиса в роли практикующего психолога, пациентка которого при этом страдала аж растроением личности, неудавшаяся ответка продюсера Эндрю Вайна экс-партнеру по бизнесу Марио Кассару на «Основной инстинкт». Жаль, что неудача постигла режиссера Ричарда Раша, снявшего знаменитого «Трюкача»: картина была номинирована на «Золотую малину» по всем номинациям сразу (победила в одной, «Худший фильм»). Однако осталась, от фильма невероятно трагичная песня в исполнении Лорен Кристи: ее до сих пор заказывают на радио барышни, которым в середине 90-х было по 17 лет.
Прирожденные убийцы
(Natural Born Killers, реж. Оливер Стоун, США, 1994)
Оливер Стоун если за что брался, то всегда доводил до конца, даже если это и не было необходимо. Тут ему здорово повезло, во-первых, с отличным сценарий Квентина Тарантино, во-вторых, с Вуди Харрельсоном и Джульетт Льюис, игравшими супружескую пару серийных убийц: они не дали Стоуну превратить злобную сатиру на прессу, превратившуюся в сточную канаву, в обличительную драму, сохранив ироничный подтекст изначальной идеи. Впрочем, сегодня этот фильм если кто и вспомнит сразу, то по легендарному хиту Леонарда Коэна, включенном в саундтрек картины по настоянию продюсера, Трента Резнора из Nine Inch Nails. Фактически поколение 90-х узнало о Коэне исключительно благодаря фильму Стоуна: тогда о песне Waiting For The Miracle говорили только в связи с фильмом, а не наоборот.
Ох уж эта Настя
(реж. Юрий Победоносцев, СССР, 1971)
В семейной черно-белой драмеди о девочке-фантазерке героиня должна была терпеть издевательства окружающих лишь за то, что благодаря собственной поэтической натуре приукрашивала реальные события, но когда ей, наконец, поверили, высшей наградой стал прием в пионеры у Вечного огня… Сюжет картины давно забылся, зато осталась гениальная песня Евгения Крылатова и Юрия Энтина, напрочь убиравшая весь советский пафос – как минимум в исполнении Аиды Ведищевой; более поздние версии в исполнении детского хора и Людмилы Сенчиной куда более кондовы.
А вот теперь и автор задумался. Пересмотреть, что ли, хотя бы парочку этих картин?