О влиянии помещения на звучание в последнее время пишут много, но, как правило, предпочитая затрагивать лишь общие теоретические вопросы. Мы же рассмотрим конкретную комнату прослушивания, которая проектировалась ещё на стадии строительства дома. Расскажем, какая акустическая обработка в ней проведена и поделимся впечатлением от конечного результата, послушав комплект чрезвычайно серьёзных компонентов.
КОГДА СТЕНЫ ПОМОГАЮТ
Конечно, проект российской компании «Гонг Стерео», который вы видите на фото, можно расценивать как пример бескомпромиссного воплощения в жизнь принципов звуковой архитектуры. Повторить его не каждому будет по силам и средствам, но почему бы не позаимствовать кое-какие идеи при строительстве собственного дома?
Аудиофильская архитектура
В основу описываемого проекта положена идея сделать комнату, абсолютно инертную к акустическим воздействиям, т.е. с идеальным рассеиванием звуковых волн и без выраженного поглощения на определённых частотах. Другими словами, насколько это возможно, выровнять частотную характеристику комнаты до полной линейности.
Поставленная задача и определила архитектуру помещения. Здесь вообще нет параллельных поверхностей, а на стенах и потолке размещены рассеивающие элементы – деревянные бруски сечением 50 х 50 мм и 100 х 100 мм (по верхней части стен) со скошенными вершинами. Они набраны в вперемешку из пяти разных пород (дуб, лиственница и т.п.) и имеют разную, случайно выбранную высоту. Получается многогранное покрытие, рассеивающее звуковые волны, а отражения практически полностью взаимно компенсируются. Таких брусков (они используются и для обработки потолка) потребовалось огромное количество, но по сравнению с имеющимися на рынке импортными материалами акустической обработки имеют несколько преимуществ. Деревянные элементы экологичны (не содержат вредной и пахнущей синтетики), легко выстраиваются в нужную конфигурацию и «работают» в гораздо более широком частотном диапазоне. Вдобавок, заказ такого покрытия – существенная поддержка отечественного производителя.
Здесь вообще нет параллельных поверхностей, а на стенах и потолке размещены рассеивающие элементы – деревянные бруски со скошенными вершинами.
Внутренние стены выложены их полнотелого кирпича, причём с уступами, чередующимися примерно через метр. Пустоты между этой кладкой и несущими стенами по всей площади плотно забиты пескогравийной смесью (ПГС). Она обеспечивает эффективное демпфирование, не позволяющее кладке прогибаться при высоком звуковом давлении. Коме того, смесь служит равномерным поглотителем, работающим в широком диапазоне частот — в отличие от волокнистых материалов типа минеральной ваты и т.п. Передняя часть комнаты имеет форму призмы, и по всему периметру построена точно таким же образом.
Вдоль всей задней стены построен оригинальный элемент акустического оформления, выполняющего также функцию шкафа для хранения грампластинок и книг. Это стеллаж высотой три метра с глубиной секций 32 см. Он опирается на фундамент из бетона, все пустоты за ним, вплоть до потока, также заполняются ПГС.
Пол в помещении выполнен следующим образом: на плиту фундамента дома засыпана с утрамбовкой подушка из ПГС толщиной 60 см. Поверх неё залита бетонная плита с двойным армированием толщиной 25 см, которая развязывается от несущих стен по всему периметру через эластичную прокладку толщиной порядка 10 мм. Эта плита и служит полом комнаты, которую при последующей отделке закрыли половой доской из дерева максимально твердой породы. Чистовое покрытие закреплено максимально плотно, без воздушных зазоров.
Потолок на всем протяжении от фронтальной до тыловой стены имеет сводчатую форму с общим перепадом высоты около 40 см.
Потолок на всем протяжении от фронтальной до тыловой стены имеет сводчатую форму с общим перепадом высоты около 40 см, в поперечном сечении его образующая симметрична. Максимум высоты, порядка шести метров, достигается в зоне установки дивана, а минимум – за колонками. От слушателя к задней стене также сделан спад около 40 см. Конструктивно потолок выполнен следующим образом: к плите потолочного перекрытия крепится основание из фанеры толщиной 25 мм, на которое под прямым углом крепятся отрезки бруса 50 х 50 мм разной длины. Но она не случайна, как на стенах, а подбирается так, чтобы задать профиль потолка, описанный выше. Со стороны, обращенной вниз, торцы брусков обрезаются под произвольными углами.
Разумеется, при строительстве комнаты была предусмотрена и подводка питания, которое тоже организовано по высшему разряду. От вводного щитка всего комплекса проложены три кабеля с одной фазы, каждый от своего автомата на 32 А и стабилизатора «Лидер PC 20000 ВА» на 20 кВт с гальванической развязкой. После них установлены дополнительные трансформаторные фильтры по 7500 ВА на каждую линию. Кабели – двухпроводные (фаза-ноль), экранированные.
В самой комнате прослушивания в пол врезаны три дистрибьютора питания Fisch, от которых идут кабели той же марки в серверную – именно там установлены стабилизаторы и трансфильтры. Контур заземления собственный, не связанный с общей шиной здания.
Вся работа над комнатой прослушивания заняла около двух лет, она строилась шаг за шагом вместе с домом.
Лучшие стены — которых нет
Первые впечатления от звучания комнаты я получил ещё до включения музыки. Не было ощущения, что находишься в безэховой камере, как это часто бывает в переглушенных помещениях. Причина – отсутствие открытых звукопоглощающих панелей, которыми часто отделывают стены в Hi-Fi-салонах и дорогих домашних кинотеатрах. Здесь голоса звучат естественно, в меру звонко, чётко и разборчиво. Нечто подобное можно услышать в грамотно спроектированном концертном зале или театральной ложе. Разумеется, такая акустика сказывается и на звучании музыки – в ней много естественных нюансов и послезвучий, которые обычно умирают в поглотителях. Соответственно, любая фонограмма воспроизводится так, как она записана, с собственным, а не привнесённым тональным балансом. Причём такая первозданность сохраняется на любой громкости – даже на пиках комната никак себя не проявляет. Ощущение, будто система играет в большом зале, где акустические системы не добивают ни до стен, ни до пола, ни до потолка. Хотя площадь комнаты на самом деле около 40 кв. метров, и «Монтаны» стоят достаточно близко к стенам. Значит, рассеивающие элементы реально работают. И эффект от них сказывается на передаче динамических контрастов – отсутствие фазовых сдвигов между прямыми и отражёнными волнами, порхающего эхо и прочих артефактов повышает детальность звучания и тембральное разрешение.
С нижним регистром тоже получилось интересно. В каждой колонке Montana Master Reference установлено по паре 18-дюймовых басовых драйверов, а нижняя заявленная граница воспроизведения у этих гигантов – 15 Гц. При этом им в каждый канал добавлено ещё по пассивному сабвуферу Daniel Hertz m3l с динамиком такого же калибра. Сигнал на них подаётся от отдельных моно усилителей с предварительной фильтрацией цифровыми кроссоверами dbx PA2, которые обрезают полосу на 70 Гц фильтрами 48-го порядка, т.е. практически с вертикально спадающей характеристикой.
Ощущение, будто система играет в большом зале, где акустические системы не добивают ни до стен, ни до пола, ни до потолка.
Смысл этого решения поначалу не был очевиден – и с выключенными сабами нехватки баса не ощущалось, на боевых музыкальных жанрах удары передавались так, что тело реально вжимало в диван. Да и с глубиной было всё в порядке, и с его детальностью.
Включаем Daniel Hertz m3l, теперь все шесть 18-дюймовых орудий вплоть до 70 Гц работают в параллель. По идее, при таком перекрытии возможны самые разные проблемы – от провалов и пиков вследствие фазового взаимодействия до мощных резонансных выбросов. Ничего подобного, все шесть огромных диффузоров работали слаженно, выдавая ровный и прекрасно структурированный низ. Специально подбирал треки с басом помощнее, но нарушить тональный баланс системы так и не удалось.
Разница с «безсабвуферным» вариантом оказалась скорее качественная, чем количественная: не теряя глубины и разборчивости, бас заметно окреп, приобрёл монолитную структуру. Звуковая картина воспринималась более основательной и плотной. На редкость адекватно передавался нижний регистр записей на виниле – красота звучания этого носителя проявлялись очень эмоционально. Бас реально глубок, но своей глубиной не подавлял, а гармонично дополнял звуковую картину инфранизкими нотами, которые чувствовались диафрагмой.
Ничего подобного, все шесть огромных диффузоров работали слаженно, выдавая ровный и прекрасно структурированный низ.
И наконец, звуковая сцена. Поскольку комната в её построении участвовала самым непосредственным образом, опишу свои впечатления подробнее. Во-первых, гигантские Montana Master Reference не подавляли своими размерами, они «просто» создавали трёхмерное звуковое поле, предельно информационное, с массой тончайших нюансов. Перспектива в глубину на некоторых фонограммах достигала пары метров, и вся музыкальная жизнь проистекала в реальном 3D-формате. Знакомые до боли тестовые треки, например, «Танец Скоморохов» с заезженного CD «Tutti» от Reference Recording прозвучал как в реальном концертном зале – благодаря сочетанию объёма, динамики, и мощнейшей низкочастотной основы. Факт аппаратного воспроизведения совершенно не осознаётся, просто тапаешь иконку трека на айпаде, и вуаля — из ниоткуда возникает музыка.
Но, как выяснилось, это ещё не предел совершенства. На втором этапе прослушивания мы испытали и дополнительные возможности по оживлению звучания. Но об этом – в следующем обзоре.
СИСТЕМА
- Источники:
- Медиасервер Aurender W20se,
- DCS Vivaldi DAC
- проигрыватель винила Da Vinci Audio In UniSon, головка Micromagic Altair
- Предварительный усилитель DartZeel 18
- Усилители мощности моно DartZeel 458
- Кроссоверы сабвуферов dbx PA2
- Усилители сабвуферов Daniel Hertz m3l
- Акустика Montana Master Reference с авторскими кроссоверами
- Сабвуферы Daniel Hertz m3
- Питание:
- Purepower 3000, Purepower 700, Lider 20000 sqc25-3, модули гальваноразвязки Lider 7500, Goldenote Dumbo
- Кабели:
- X-Factor, Shinpy, Fisch
Комментарии [6]
Григорий Северин
Учитывая высоту потолков, можно АС и главкресло поднять повыше (+1….1.5 метра), чтобы отражения от пола были менее ранние.
И сделать напольные рассеиватели, по которым можно ходить.
Дмитрий ( Ершов)
Григорий, здравствуйте!
Ваши идеи , безусловно любопытные. И если бы это не была бы жилая комната, то можно было бы их реализовать. Как в лаборатории по исследованию звука. Пьедесталы под колонки по кубометру армированного бетона каждый и куба три- четыре под диваном….
Я уж не говорю о том , что придется сделать, чтобы водрузить на них колонки ( 300 кг примерно). Но ведь положение колонок в комнате тоже находится не сразу — буквально по сантиметру двигать приходилось…. И после того, как их ставишь на шипы в этом месте, всегда картина искажается и понимаешь, что нужно двигать еще. Очень кропотливый процесс. Неделя кропотливой работы, как минимум. А в случае Вашего предложения это уже будет нереализуемо.
Александр Ростов-на-Дону
Зал несомненно шедеврален, а звук обещает быть безупречным .
Редкий случай, когда главному условию получения достойного звучания- помещению, уделено максимальное внимание и вложены средства и силы.
Но как потом , дома , включать своё привычное, с каким чувством. А придется, другое — вряд ли.
Петр
Согласен полностью с написанным в этой статье. Дмитрий Ершов не мог построить аудио систему по-другому, то есть не самого высокого качества, и саму комнату прослушивания тоже. Он специалист в этой области высочайшего уровня. Мне несколько раз удавалось побывать у него в аудио салоне в Гостинном Дворе и в загородном доме, и убедиться в этом самому. Имея такие средства я обратился бы только к нему.
Дмитрий( Ершов).
Спасибо, Петр , за добрые слова!
Максим
Вот ещё хороший пример системы со вкусом и грамотной комнаты. Только тут бюджеты конечно более «народные»
https://www.youtube.com/watch?v=chQvj3Ut35c&t=0s