Построить хорошо звучащие колонки при минимальных затратах – мечта любого самодельщика. Именно поэтому статья Олега Салтыкова «Малогабаритный Громкоговоритель», вышедшая в журнале «Радио» в далёком 1977-м году, до сих пор не теряет актуальности. Конструкция горячо обсуждается на форумах, предлагается масса вариантов её улучшения. Один из них, прекрасно показавший себя на практике, мы сегодня и рассмотрим.
ИГРА В КУБИКИ,
Или как сделать хорошие недорогие колонки
Со времени публикации в «Радио» той самой статьи с «Кубиками» Салтыкова (такое название закрепилось за этим проектом) и до недавнего времени, когда я сам занялся изготовлением и настройкой колонок, так и не удалось увидеть их реальную АЧХ. Есть тема по этой конструкции на vegalab.ru, но и там, в основном, либо отзывы владельцев о звучании, либо вопросы как применить тот или иной динамик вместо указанного.
И вот недавно я получил посылку с парой промышленных колонок 6АС-224, доработанных владельцем по мотивам «Кубиков». Кроме самих колонок, в посылке было множество разных динамиков, позволивших поэкспериментировать с их применением в этой конструкции.
Работа началась с измерения самих колонок без вмешательства. Исходный набор динамиков был такой: 6ГД-6 на НЧ, 2ГД-36 на ВЧ, а фильтры по схеме из того же журнала «Радио».
АЧХ колонок 6АС-224 на расстоянии 0,5 м по оси
Розовым цветом показана АЧХ НЧ-головки 6АС-224 в ближнем поле. Порт фазоинвертора – зеленым, суммарная характеристика — черным
АЧХ пищалки 6АС-224 в ближнем поле
Что же мы видим? 1. Выраженная неравномерность АЧХ, особенно наверху. Хорошего звука ожидать не стоит. 2. Нижняя граница в районе 60 — 70Гц с учетом работы порта фазоинвертора. Резонанс НЧ динамика 80 Гц, фазоинвертор настроен на 65 — 70 Гц.
АЧХ пищалки 2ГД-36 с фильтром от «Кубиков» просто чудовищная. На слух это подтвердилось, звук ужасен. Вместо ВЧ полочки какие-то зубы дракона. С этим набором всё ясно.
Но в той же посылке я нашел пару запечатанных новеньких пищалок Visaton TW70. Я с ними хорошо знаком, это удачные и недорогие бумажные, с приятным звуком динамики. Вот и узнаем, пригодятся ли они взамен жутковатых 2ГД-36. А пользуясь счастливым случаем, сравним их с нашими 2ГД-36, для чего из кучи наших пищал я отобрал лучшую, перебрав гору откровенно кривого барахла.
АЧХ лучшего экземпляра 2ГД-36, отобранного из кучи барахла
Сравнение АЧХ 2ГД-36 и Visaton TW70
АЧХ Visaton TW70 при 30º вне оси
Резонанс у TW70 в районе 2 кГц, значит, с 3 — 4 кГц можно её стыковать с нашим мидом (что и получилось дальше). АЧХ достаточно спокойная, протяженная и без резких изломов. У всех наших 2ГД-36 есть провал на 10 кГц, а как мы знаем, эта частота весьма важна для достоверного звучания. Там живут все реально слышимые звуки на верхнем крае диапазона, и потери на 10 кГц недопустимы — звук на высоких частотах стухнет и лишится серебра.
В этом плане Визатон оказался удачнее. К тому же у него есть пичок на верхнем крае, килогерцах на 13, за счет чего получается красивый акцент на всех щёточках-тарелочках и звенелочках, но не ярко выраженный, в пределах нормы. Итак, выбираем в пищалки Visaton TW70.
В посылке также оказались ранее незнакомые мне басовички с непривычно мощным магнитом, блестящим куполом-пыльником и маркированные буквами БРЗ — Бердский Радиозавод. На корзине размытая надпись 25ГДН… и ещё что-то. Позже выяснилось, что это 25 ГДН3-4 — нашел в сети ролики с прекрасной лекцией о них, измерениями и теплыми отзывами, как о шедевре нашего радиопрома. С чем сам искренне согласен, динамик превосходен по АЧХ, иным параметрам и звуку.
Итак, оценим характеристики НЧ-динамика при прямом включении и с катушкой фильтра.
Характеристики 25ГДН3-4 в ящике от 6АС-224 без фильтра по оси на расстоянии 0,5 м
Сначала рассмотрим характеристику в верхней части графика. Там два резонансных горба на кривой импеданса, это резонансы динамика на воздухе (48 Гц), его резонанс в ящике с закрытым портом фазоинвертора (70 Гц) и участок АЧХ в районе нижнего среза. Эти данные позволят прикинуть добротность Qtc.
Видно, что на 70 Гц спад отдачи относительно полки (она у нас идёт по уровню 120 дБ) составил минус 7 дБ, это соответствует полной добротности в ящике порядка 0,45. Соответственно, добротность самого динамика примерно 0,35, т.е. идеальна для фазоинверторного оформления.
Переходим к АЧХ, снятой на дистанции полуметра на оси басовичка. Видим чуть сваленную влево полочку, плавный монотонный спад с небольшим пиком в районе 5 кГц (это «работа» пылезащитного колпачка) и спокойный спад выше по частоте. Звучание динамика тоже порадовало, чистое, спокойное, без крика. И это напрямую, без фильтра.
Определившись с выбором динамиков, я, как обычно, выбросил прибывшие незнакомые фильтры (с ними успеем разобраться) и быстренько спаял макет собственных, простых двухполосных. Так у меня за годы как-то само собою сложилось, и после всех попыток сочинить что-то более крутое, обычно возвращаюсь к привычному варианту.
4-омному динамику 25ГДН3-4 для выравнивания АЧХ потребовалась катушка 0,68 мГн. Сразу оговорюсь, что есть и редкий 8-омный басовик 25ГДН3-8, он устанавливался в колонках Вега 15АС110. Если использовать его, то катушка понадобится вдвое большей индуктивности, 1,5 мГн.
АЧХ 25ГДН3-4 с катушкой Mundorf 0,68 мГн
Виден красивый пологий спад с маленьким пичком на 1 кгц. Как раз этот участок отвечает за презенс и живость голоса, супер! А выше, на 2 — 3 кГц, как раз спад, полезный для комфортности звучания.
Обратите внимание на поведение динамиков в ящике с учетом порта фазоинвертора. Срез басовика начинается с 60 — 65 Гц, инвертор протягивает отдачу герц до 50 уверенно, да и на слух бас превосходен. Можно не трогать и не достраивать.
Чтобы сделать фильтр для Визатона TW70 не понадобилось много времени, набор деталей типовой. Чуть убавил отдачу с помощью гасящего сопротивления на 3 Ома последовательно с пищалкой. И суммарная АЧХ сложилась в итоговую.
Финальный вариант «Кубика» от Александра Бокарева
Сквозь суммарную характеристику типа «черный забор» просматриваются раздельные АЧХ по полосам.
Жутковатая схема на картинке вверху позже будет облагорожена и выложена отдельно.
Предположим, что в нашем распоряжении не оказалось таких шикарных динамиков, о которых рассказано выше, а имеются те же самые из «Кубиков», 10 ГД-34-80 и 2ГД-36. Можно ли здесь что-то улучшить?
Для начала рассмотрим вариант колонки с оригинальными «Кубиками» от Олега Салтыкова. В ящике установлены эти динамики, ещё раз посмотрим на исходную АЧХ.
АЧХ колонок 6АС-224 на расстоянии 0,5 м по оси
АЧХ пищалки 2гд-36 с моим фильтром
Здесь уже ВЧ-фильтр мной подправлен, сглажен выброс на 5 кГц до общего уровня. Для этого схему я переделал на 2-й порядок, оставив входную ёмкость 2 мкФ (подойдёт и 1,5 мкФ) и добавив катушку на 0,3 мГн. В паре с 10ГД-34 и фильтром НЧ от Олега Салтыкова зазвучало неплохо. Кстати, в его схеме есть загадочный резистор на 22 Ома, включенный параллельно динамику. На самом деле этот резистор в сочетании с емкостью на 10 мкФ образует особую цепочку Цобеля, облагораживающую звучание на нижних частотах. Она формирует благозвучный многоступенчатый срез АЧХ и, как следствие, отменное звучание всей колонки в целом. Басовичок с этим фильтром можно слушать даже без пищалки, он удивительно музыкален. Автор угадал и выстроил все верные нотки в звучании этого фильтра.
Поэтому несмотря на уже рабочую схему моего макета, на роль НЧ-фильтра был безоговорочно выбран авторский вариант Салтыкова.
И вот что в итоге получилось:
АЧХ «Кубика» Александра Бокарева, версия от 14 02 2020
Привожу три рабочих варианта фильтров для колонок по мотивам Кубиков. Кто-то найдет для себя свой. Они все звучат в пределах своих возможностей, но достаточно тщательно выведены в звук и отслушаны придирчиво.
А вот как выглядят «Кубики» изнутри и снаружи.
Успеха и вам. Ваш АБ.
Комментарии [146]
Дмитрий
Доброго времени благодарю автора Александра за проделанную работу собрал наконец на s30 на динамиках 25гдн-3-8 с новыми ремкомплектами visaton заказывал на ебеи с Германии катушки 1.5мг и 0.7мг резисторы Audiocore WN конденсаторы родные последовательно по 4 мкф фазоинвертор настроил 46гц по срокам заняло около 2 месяцев но ожидание стоило того звук детальный и объёмный чистый благадарю.
АБ
Спасибо за добрые слова, уверен, что с динамиками 25ГДН3-4 звучание колонок порадует , динамики на редкость звучные. И корпуса колонок 6АС-224, 10АС-225, 15 АС-220, S30 очень удачно подходят для этой задачи.
АБ
Только сейчас увидел, что вы упомянули динамики 25ГДН3-8, очень редкие, применялись по памяти, в колонках Вега — АС 110 . Номинал НЧ катушки выбрали верно, там вилка 1, 6 — 2 мГн.
Андрей Морин
Добрый день!
На эту статью я набрёл в апреле этого года после долгих и безуспешных попыток найти понятный способ сделать самодельную акустику человеком без радиотехнического образования. Прошло полгода и вот у меня дома стоит пара самодельных колонок, которые звучат! И звучат очень и очень достойно. За основу взял один из вариантов, предложенных Александром Бокарёвым — 25ГДН-3-4 + 2ГДШ-16-8. Корпус сделал на 8,7л.Катушки Visaton и конденсаторы KZK. Измерения динамиков для расчёта фазоинвертора делал мультиметром и резистором 100ом. Частота настройки фазоинвертора в итоге устроила 52 — 53 Гц. Я был скептически настроен поначалу к 2ГДШ-16-8, но после прослушивания изменил мнение. Этот миниатюрный широкополосник звучит отлично как пищалка и это лучше дешёвых шёлковых пищалок. По затратам проект обошёлся в 6000р, так что название статьи вовсе не «кликбейт» Это действительно реально. Ну и конечно стоимость — не главное. Удовольствие от работы — бесценно!
Статья очень точно попала в запросы своей целевой аудитории. Это люди без технического образования, но которые хотят сделать акустику своими руками. Вот я как раз такой. Обычно таким людям предлагается два пути. Первый — изучить специальную литературу, например таких авторов как Бать или Алдошина. Но дело в том, что это сложная научная литература явно не для гуманитариев. И второй путь — купить и собрать «кит-набор». Но этот набор — просто отвёрточная сборка и творческого удовлетворения не будет. А тут как раз предлагается идеальный вариант новичка — самые сложные физико-математические расчёты выполнены профессионалом, но любителю оставлено при этом большое поле деятельности. Промеры динамиков, расчёт и настройка фазоинвертора, выбор деталей, их промеры и пайка фильтров, изготовление корпусов. Удовольствие от работы колоссальное и это даёт понимание самых азов радиолюбительства, а также понимание как и куда двигаться дальше.
Огромное спасибо Александру Сергеевичу за этот вдохновляющий материал, изложенный понятно для любителя.
АБ
Спасибо вам за теплые слова. Повторю не раз , что звуковой потенциал многих советских динамиков высок , хотя явно недооценен. И при правильном подходе за очень скромные деньги можно получить отменный результат . Чему вы свидетель и участник.
Еще хочу выразить благодарность рязанскому коллективу Русаудио за их продукцию, линейку динамиков отменного качества и повторяемости при невысокой цене, созданы динамики полностью на отечественном оборудовании . Сам применяю
эти динамики и другим советую. Поклон российским мастерам!
Юрий
Александр, хочу поблагодарить вас за эту конструкцию. Поменял 2ГД-36 на TW70, переделал фильтр по вашей схеме. НЧ остался 10ГД-34 за неимением адекватной замены. Прекрасный звук, очень радует сочностью, хочется слушать, слушать и слушать. За эти деньги, ИМХО, конкурентов и близко нет. Спасибо еще раз
АБ
А для меня приятной новостью явилось то, что многие наши динамики недооценены в свое время и имеют приличный звуковой потенциал . Жаль только, что понять это удалось только сейчас. С другой стороны, за эти годы получен опыт доработки колонок до нормального звучания. И я рад. что хороший звук радует не только меня.
АБ
На каникулах получил для изучения и доработки пару известных колонок S30 с сохранившимися динамиками. Повозившись с ними. получил неожиданно хороший результат, звук и ачх порадовали, фильтры совсем несложные, многие детали использованы от родных фильтров, включая катушки . У этих колонок солидный звуковой потенциал, задача была помочь его раскрыть. Похоже, получилось.
Ростислав
Добрый день!
Интересная статья. Так а размеры ящиков именно под эти колонки можно посмотреть? И еще вопрос: высокочастотный динамик расположен на вертикальной оси, без смещения. Тогда как в оригинальных «кубиках» именно со смещением. И Салтыков это как-то там объяснял почему. В этих колонках это не влияет негативно на звук?
АБ
Обьем колонок недавно уточнен при повторении этой конструкции на базе 10АС225, они с инвертором, внутренний обьем 9 литров, порт такой же прямоугольный, такой же со щелями в палец корпус.После устранения заводской небрежности и настройки с доработкой фильтров звук получился выше всех ожиданий
Теперь про установку пищалы со смещением.Ничего хорошего,кроме некоторого уменьшения габаритов это решение не дает, более того, ачх справа и слева от акустической оси сильно разная.В последней доработке применил весьма удачные наши пищалы 2ГДШ16-8, рязанского Русаудио.Отменные по звуку и ачх и становятся на посадочное место от 2ГД36.
По фильтрам.Катушка для 25ГДН3-4 на 1Мгн,без доп деталей.ВЧ фильтр на 2 мкф и 0,47 мгн, все.Динамики в фазе,плюсами вверх.
RMX116
Спасибо за наводку на динамики 2гдш-16!
Дома лежат самоделки на 25гдн-3 и 2гд-36. Собирал ещё когла в институте учился или школе даже. Недавно достал их и подключил к самодельному усилку. Вспомнил молодость )
Пищалки уже с помятыми и рваными центральными колпачками. Искать сейчас 2гд-36 в хорошем состоянии нет желания. Думал уже на что-то импортное раскошелиться. Но тут наткнулся на эту статью с визатонами и в обсуждениях увидел вариант с широкополосниками. Заказал в итоге 2гдш.
Ну и если звук станет получше — тоже плюс. Сейчас он не айс.
Фильтров правда у моих колонок почти нет. НЧ напрямую, вч через кондёр на 1 или 2 мкФ. Уже не помню. В таком виде 2гдш хоть как-то состыкуются интересно с 25гдн?
АБ
Даже в примитивном варианте»пищалка через конденсатор» в 3 мкф все сложится. В колонках 10АС-225 с динамиками 25ГДН 3-4 и 2ГДШ-16 фильтры такие: НЧ фильтр это просто катушка на 1 мГн. ВЧ контур- емкость 3 мкф на входе и катушка 0,47 мГн в землю. Полярность динамиков-плюсиками вверх.
Не забудьте закрыть пластиковой коробочкой с ваткой внутри вашу пищалочку. Я взял первое попавшееся, коробку от сыра Хохланд, Моментом приклеил. Можно попробовать коробочку от Творожного чуда. Там бортики широкие, клей хорошо схватится.
RMX116
Спасибо за оперативный ответ.
Для начала попробую просто 2,2-3 мкФ на пищик. Позже может закажу катушки.
АБ
Не имеет смысла искать динамики 2ГД-36, у них чудовищный разброс , к тому же разные модификации добавили беспорядка в их нелегкую судьбу.
А эти крошки 2ГДш16-8 одинаковые до удивления. Рязанцы молодцы, достойные изделия у них. Там и для переносной аппаратуры много чего есть хорошего.
RMX116
2гд-36 уже точно искать не буду. 2гдш-16 заказаны и уже едут ко мне. Вместе с пересылкой обошлись в 1000 рублей за пару. Но это все равно дешевле тех же визатонов.
Кстати в ящике стола нашел ещё 6гдв-5да. Помню когда то брал на замену 2гд-36. Но у них магнит здоровенный и кольцо нижнее ещё дальше этого магнита торчит. В отверстия не влезли. Ну и при прослушивании на воздухе показались хуже чем 2гд. Как-то тускло и «песчано» звучали.
Вы не встречались с этими динамиками?
АБ
Как же, не встречался, встречался. Встреча не порадовала, динамики откровенно мусорные. Все вы верно пишете про звук.
АБ
Был еще один вариант колонок на базе 10АС-225, с пищалкой для автомобилей Ауди и Фольксваген.она 4 ома, там иные номиналы фильтра, могу поделиться.Эти пищалы показали лучший результат в плане равномерности и направленности, в отличие от овальных 2ГД36 или 2ГДШ16, тем более, смещенных в сторону в оригинале, отчего страдает сшивка полос и ровность ачх.
RMX116
В оригинальных кубиках у Салтыкова нет смещения. НЧ и ВЧ на одной оси и максимально сближены. А вот порт фазоинвертора там смещен в угол. А тут по оси динамиков.
АБ
На фото- не Кубики, а колонки по мотивам Кубиков. Объем ящика намеренно увеличен под выходное сопротивление лампоунча.
АЧХ же сняты с макетного варианта колонок 25АС-226, присланных в дар, с набором динамиков. Из них 6ГД-6 оказался поврежден(отсюда его страшная ачх), 10ГД-34 был исправен и показал неплохие результаты. 25ГДН3-4 вышел в бесспорные победители.
АБ
Как мне кажется, Олег Салтыков неспроста сместил пищалу в сторону от мида.
Таким образом он уменьшил высоту колонок, для компактности, а еще при таком расположении зона излучения овальной пищалки , сплющенной по вертикали, лучше сливается с излучением басовичка . Но такое расположение пищалы дает несимметрию ачх влево и вправо от оси колонки и его нужно зеркалить. Иначе картина стерео может пострадать.
RMX116
У Салтыкова пищалка от мида не смещена. На одной вертикальной оси они.
Непонятно с чего Ростислав утверждает, что они в оригинале смещены.
АБ
Да, вы правы. Пищалка в Кубиках Салтыкова (Радио 11 за 1977год) не смещена по горизонтали от басовика. Смещение возникло у меня в голове, когда возился с разными нашими колонками , выполненными в этом стиле. И там мало того, что пищалка в стороне. так еще и накрыта всякими решетками и сетками, уродующими ачх и звук .
У автора Кубиков все сделано как надо. Пищалка впритык, на одной оси , вытянута вертикально . А применение круглой пищалы Визатон TW70 расширяет направленность по вертикали, улучшая АЧХ на стыке полос и само звучание.
АБ
Свежие новости по теме малогабаритных колонок по мотивам Кубиков.Получил в распоряжение пару наших 10АС 225, с комплектом динамиков 25ГДН3-4 и 6ГДВ2,это 2ГД36 на феррите.Пищалки нерабочие,миды исправные. Внимательно изучил работу динамика в данном оформлении, оно оптимально для него, можно оставить как есть.Но совершенно необходимо герметизировать щели в ящике. Щели в палец, исходная АЧХ и кривая импеданса жутковатые.После заделки неплотностей колонка пришла в норму,звучание порадовало. Изменилась и схема фильтров по причине применения нового вч динамичка,рязанского 2ГДШ16-8.С ним АЧХ наверху получилась ровной, звук слитный,ненаправленный и созвучный с басовиком.Материалы по доработке колонок с фото и схемами вскоре предоставлю. Добавлю лишь,что звук сложился совершенно замечательный, схема фильтров несложная.
АБ
Добавлю,что динамик 2ГДШ-16-8 становится на посадочное место 2ГД36 без доработок,так как выполнен в тех же размерах. И если слушать на средних уровнях громкости,то в принципе можно не закрывать новый вч динамик стаканом с тыльной стороны.К тому же сделать это в неразборной конструкции ящика непросто
Сергей
Здесь брал 2гдш16-8: www.elcopro.ru за 200р. Даже с пересылкой весьма и весьма вкусно. В посылку положили леденцы, приятно. Советую.
АБ
Спасибо вам за ценнейший совет. Динамики эти неприлично вздорожали, ломят цену за них бессовестно. А за 200р брал их весной, то что надо.
Добавлю к сказанному ранее, что асимметричное расположение овальной пищалы да еще на удалении от басовичка уродует суммарную ачх, к тому же она получается разной справа и слева от оси колонки. Поэтому по возможности размещаем вч динамик как можно ближе к басовику и на одной вертикали.
АБ
Динамик 2ГДШ16-8 накрыл коробочкой от плавленного сыра, намазав края коробки Моментом. Отверстия под басовичок хватило для доступа. Внутрь коробочки вложил немного синтепона.
АБ
Недавно обнаружил еще один динамик на замену высокочастотному 2ГД-36.Он в том же исполнении, овальный с керновым кобальтовым магнитом, называется 0.5 ГД-50, применялся в стереонаушниках ТДС-3.Измерения показали превосходную ровность ачх, по чувствительности не уступает другим пищалкам.Заявленной мощности в пол-ватта спокойно хватит для нормального звучания без перегрузки динамика.
Владимир
Доброго времени дня всем добрым людям!
Вопрос: не приходилось ли иметь дело с пищалкамм с названием 6ГДВ-2 8ом, по виду 2ГД36, только магнит ферритовый. Что-то нигде не попадалась внятная инфа по этим головкам.
Спасибо.
А.Б.
Отвечаю. Приходилось иметь дело с такими. Вместе с горой привычных 2ГД-36 с керновым кобальтовым магнитом и стаканом из мягкого железа, прибыл десяток подобных , на феррите. После измерений все они вынесены на ближайшую мусорку.
Обвальная на верхнем крае ачх, отдача ниже обычной, неравномерность выше. Хлам. И хуже всех оказались экземпляры с куском поролона в роли пыльничка.
Лучше прочих — с пыльником из бумаги, овальной формы. Те хоть как-то звучали.
А.Б.
Обращение к Главному Редактору . Поскольку скромная тема Кубиков плавно разрастается с претензией на Пирамиду Хеопса, не будет ли полезным выделить вопросы по постройке колонок — в отдельную тему, чтобы не уходить от главной линии.
С удовольствием поделюсь всем, что знаю и сделал. АБ.
Николай ЕФРЕМОВ
Всё-таки лучше продолжать в комментариях, а вот когда определятся наиболее частые вопросы, по ним можно будет сделать тему.
А.Б.
Спасибо.
Добавлю, что с момента создания статьи про Кубики сложились ещё несколько простых и звучных колоночек на импортных и наших динамиках, в виде рабочего макета и в завершенном варианте.
Но в первую очередь хочется довести до стостояния звучания народные колонки S-30 , с более удачными пищалками и новыми фильтрами. Колоночки с высоким звуковым потенциалом, к сожалению, не раскрытым до сих пор.
Владимир
Ещё раз большое спасибо за информацию. Исчерпывающе.
И маленький вопрос: возможно ли применение динамиков 25 ГДН-4-4 (15 ГД-17) в этом проекте. Репутация этих динов достаточно высока и я думаю заслуживает обсуждения в рамках разговора о «кубиках» О. Салтыкова.
А.Б.
25ГДН4-4 были у меня, брал для изучения. Параметры очень приятные для фазоинверторного оформления, полная добротность была в районе 0,38, золотое сечение, Баттерворт. По памяти, в ящике от 10МАС-1м или побольше. от 25АС-109 или 309 можно было сделать удачные колонки.
Единственное, что там неважно, на мой взгляд, это выраженный резонансный выброс на верхнем крае, что усложняет фильтры и непременно ухудшит само звучание. Сочинить на них что-то достойное не было возможности, потом динамики были реализованы и тема закрыта. На форуме LDSound коллеги из Петербурга померили эти динамики , выложили ачх. Вообще, динамики оставляют приятное впечатление, удачное сочетание габаритов и возможностей.
Одно плохо, 4 Ома они.
АБ
Вчера опробованы в роли пищалок рязанские мини-ширики. 2ГДШ-16-8,они безупречны и по АЧХ и по звуку.Слитность и созвучность с басовиками типа 25гдн3-4 или 10гд34 отменная.но цена их в чип-дипе уже нецензурно выросла.
А.Б.
Юрию. Недавно один форумчанин доработал свои полочники Jetbalance по схеме Кубиков от АБ, пищалка- Визатон TW70 , катушка НЧ фильтра 1, 4 мГн, так как басовик 8-омный. Звуком доволен, стало заметно лучше. Пару лет назад свои Кубики он доработал по предложенной схеме, результат тоже порадовал.
А.Б.
Юрию про Монакоры SPH-170 . Расчет порта инвертора делаю по статье Жан-Пьеро Матараццо «Фазоинвертор-короче!» из журнала Автозвук 10 за 2001 год (кажется)
Формула совпадает с измерениями , до удивления.
А.Б.
И вдогонку. У Монакора есть отменные пищалочки DT25N , купол тканевой с гелевым покрытием, высокой отдачей и красивым звуком. Недавно ими заменил убитые пищалы в дорогих колонках Пионер, результат порадовал всех. Схемой фильтра поделюсь, там несложно. Есть похожие и звуком и конструктивом пищалы, звать Sica LP66-25, звучат превосходно. И тоже 8 ом. Что дешевле- то и берите.
Юрий
DT25N есть на lautsprechershop, а SPH-170 нема (, но есть на другом французском сайте. Александр, будьте добры, посчитайте ящик и фильтр для SPH-170 8ом и DT25N. Насколько этот комплект будет интереснее звучать, чем 25гдн3-4 и tw70? Разница в деньгах выходит существенная: SPH-170 — 61евро, DT25N — 52 евро. Интересно ваше мнение, стоит ли смотреть в эту сторону?
Спасибо
А.Б.
Юрию. Меня колоночка в ящике от 6АС-224 , на 25ГДН3-4 и TW70 крепко удивила и порадовала звуком . И не только меня. Учитывая цену изделия, оно совершенно бюджетное , не сравнить с импортной начинкой. Но. Вспомните ваш вопрос : Какие импортные динамики можно применить взамен наших. И получается, что такие как бы есть, но сильно за другие деньги. Что касаемо результата, то звук получится достойный, при условии моей с ним возни. А если так, как сейчас, примерно-приблизительно, нутром , не факт, что сходу победят наших Золушек.
25ГДН удобен мощным магнитом и малым рабочим объёмом колонки. А Монакоры просят уже поболее.
Как крайний вариант- у приятеля хранятся пара SPH-130 и пара DT-25N , могу взять на опыты и сказать точно и фильтры и объём и полосу и ачх. Но сейчас ремонт в квартире, условий нет в принципе до средины лета. Позже смогу заняться.
А.Б.
Итак, Монакор SPH-170. 38 0,44 37. Считаем ЗЯ. Объем 24 литра.
Срез по минус 3 61 герц. Как бы неплохо. Заполнением можно чуток убавить и объём и резонанс в ящике.
Теперь инвертор. Объём инвертора равен эквивалентному, то есть, 38 литров. Ого….Резонансная в ящике Fc = 53,6 Гц. Инвертор стянет её ниже на треть октавы, это 9 герц, 44, 6 герца. Классно, но: 38 литровый гроб.
А.Б.
Если уменьшить ФИ до 30 литров, то получим срез всего инвертора примерно на 47 герц , добротность динамика в ящике 0,65. Что тоже неплохо.
Юрий
Александр, огромное спасибо, понял идею. С вами абсолютно согласен — 25гдн и TW70 не сравнится по деньгам с Монакорами. В связи со сложной ситуацией в стране, нахожусь не дома (меня там уже ждут со свежей статьей), поэтому спросил про возможную замену. Буду ждать тогда, а потом искать 25 ГДН3-4 (за них просят 10долл, — цена — смех). А TW70, пожалуй, закажу, цена 11 евро без доставки
А.Б.
Да, все так. К тому же, 25ГДН3-4 умещаются в минимальном объёме , 8-9 литров, что важно для вас.
Юрий
Александр, огромное спасибо и дай вам бог сил и здоровья в общении с нами, вашей аудиторией 🙂
А.Б.
Юрию на заметку. Делал компактную двухполоску в ящике 25 литров на динамике Peerless 830657. Он же есть под названием Tymphany SDS-P830657 . Параметры шибко похожи на Монакоровы, 44,8 — 0,46- 31л.
Главное- звук крепко порадовал, фильтр-просто катушка , пищалка спелась и импортная Sica LP66-25 и наша 2ГДШ-16-8. Звук шикарный.
Жаль, нет возможности выложить здесь фото колонки, с ачх и схемой фильтра. Но можете поверить на слово.
Юрий
Поправка: нашел французский сайт toutlehautparleur, комплект SPH-170 8_Ohm & DT-25N 8_Ohm, 2 пары выходит 180 Евро с доставкой
А.Б.
Юрий, а если вместо DT-25N применить итальянскую Sica LP66-25 , тоже 8 Ом, не будет дешевле? По звуку они на равных . И размером похожи.
Юрий
За LP66.25/N14 хотят €26.46 IT, даже чуть дороже.
31л для меня много, спасибо за предложение — вожу с собой в дорожной сумке, поэтому хотелось бы что-то по размерам как кубики Салтыкова. И я вам верю на слово, давно заочно знаком, еще с аудиопортала, когда продолжил заниматься своим позабытым хобби, — лет 10-12, наверное. Потому голову вам морочу, извините за это 🙂
А.Б.
Приятно встретить форумчанина!
Кубики Салтыкова считаны и настроены под динамики того времени, 6гд-6 и 10Гд-34 с их цифрами добротности выше 0,5-0,6. И ежели применить динамики 25ГДН3-4, то объем колонок можно ужать примерно на треть. Это так, навскидку. Точнее- нужно макетить и считать. Вот, в объеме 6АС-224 динамики вписались удачно, там литров 9. Но судя по ачх в районе нижнего среза, объём можно ужать на пару литров.
Если есть выход на наши динамики 2ГДШ-16-8 из Рязани, то они идеально заменят и Sica LP66-25 , причем за сильно другую цену. К тому же, эти ширики становятся вместо 2ГД-36 , посадочные размеры те же.Но нужно сзади закрыть динамик стаканом, у него корзина открытая.
Юрий
Александр, добра вам! Чем импортным можно заменить 25ГДН3-4?
спасибо
А.Б.
Из тех, с чем имел дело и добыл достойный звук, посоветовал бы басовички от Танноя Меркюри М1-М2-М3, они вписываются в ящик литров 7-9 с инвертором или без.
Достойно звучал Пеерлесс 830657 (по памяти) . Неожиданно прекрасно звучал он в паре с пищалкой Sica 66LP 25или нашим шириком 2ГДШ16-8 из Рязани.
Правда, Пеерлесс уже не для инвертора, а для ЗЯ, идеально вписался в ящик от какой-то 15-ваттной колоночки литров на 10. Есть и фото и замеры.
Эти динамики были в Аудиомании одно время. Очень звучные.
А ещё, если повезет, найдите Монакоры SPH130 или SPH170, превосходные динамики для данного проекта.
Юрий
Спасибо, проект в копилку и в очередь, определенно очень интересный.
Вообще, спасибо вам за ваш труд
А.Б.
Если нужны схемы и замеры- почта моя alexboka@mail.ru
Юрий
Александр, уточните, будьте добры — SPH-170 или SPH-170TC. Первый — 6.75″, второй — 6,5″.
А.Б.
Юрий, я не знаком с SPH-170TC . Если не найду сейчас их АЧХ и параметры, к вам обращусь. Сами эти динамички необычайно ровные, с живым выразительным звуком, панч отменный, параметры удобные и в ЗЯ и в ФИ. У приятеля лежат пара 130-х Монакоров много лет, выпрошу повозиться , будет новая колонка.
Юрий
Понял, спасибо. Значит, нужно искать просто SPH-170. Или 25гдн, если на родину попаду:)
А.Б.
резонанс 33, Qts 0,41 Vas 31 Считаем ЗЯ. Ящик 15,5 литров, срез по минус 3 =57 Герц. Высоковато. Считаем инвертор. догоним добротность ящиком до 0,63. Кропус 22, 7 литра, резонансная в ящике 50 Герц. Инвертор стянет её вниз на треть октавы, Герц на 8, а это 42-45 герц, самое то.
Юрий
Большой ящик выходит:).
Мне для поездок дальних, как альтернатива кубикам Салтыкова. С собой кучка досточек, пластилин и дины, на месте собираю.
Поэтому, вероятно, или монакоры 170, или 25гдн, чтобы ящик относительно небольшой вышел
А.Б.
С SPH 130 более компактный ящик выйдет , примерно 8-10 литров. И он тоже превосходен по звуку, годится и для ФИ и для ЗЯ. И я его лично слушал и мерил, восторг полный. АЧХ -ровная степь до 6 кгц, потом плавный спад.
А.Б.
Кубики Олега Салтыкова габаритные по причине немалой добротности примененных динамиков 6ГД-6 или 10ГД-34. Уже с динамиком 25ГДН3-4 объем колонки снижается до 7-8 литров , увеличить его пришлось специально под ламповый унч. У Монакоров добротность на уровне нашего 25ГДН 3-4, так, навскидку. И они 8-омные, что для лампового усилителя полезнее.
А.Б.
Если нужно, просчитаю вам ящичек и под SPH-130.
Году в 2008 в Питере был дилер Монакора и фирма, у которой можно было их купить, потом они перестали динамиками торговать, только сценическим оборудованием. И взять SPH больше негде.
Юрий
Не люблю напрягать людей, тем более таких известных как вы, вероятно, и без меня дел хватает 🙂 , спасибо. Эта конструкция на SPH-170 (щас Германия у мну в 5км, не знаю надолго ли) или 25гдн (если ближе к xUSSR подберусь), думаю, будет вполне ого-го. Спасибо еще раз
А.Б.
Юрий, в Германии есть чудная фирма, семья Штрассакеров. Ирис Штрассакер- директор. Сайт прекрасный, магазин , куча изделий, динамиков, колонок, наборов для постройки и комплектующих. И люди отзывчивые и участливые. Сайт зовется Lautsprechershop.de. Монакоры у них тоже есть, а ежели спросить, то вероятно подскажут решения по оформлению для конкретного динамика.
Юрий
О! Спасибо. Это в примерно 160 км от меня, ща посмотрю по их сайту что есть вкусного ))
Игорь Викторович
Автор относится к художник абстракционистам? Рисунки АЧХ сделаны как курица лапой, если он так же владеет микрофоном как компьютером, то это дилетант, он сразу выдаёт своё наплевательское отношение ко всему. Автор утверждает, что его «колонки» это громкоговорители Салтыкова, а на самом деле не имеют с ними ничего общего, он рассчитывает, что большинству будет лень посмотреть журнал Радио за 77 год прочитать статью и сравнить конструкции не хватит грамотности.
А.Б.
Мне хватает отзывов весьма грамотных людей, повторивших эти колонки. Вы похоже, не поняли главного, что это мой поклон гениальному акустику Олегу Салтыкову, сочинившему весьма удачную конструкцию в те годы, практически из ничего. И с 1977 года никто не поинтересовался реальным поведением динамиков и там не все идеально. А как сделать лучше из того, что есть сегодня- перед вами.
Насчет корявых ачх — они такие и есть, измерения в одной девятой октавы и без сглаживания, достаточно, чтобы увидеть главное.
А.Б.
И последнее на сегодня дополнение к схемам. С появлением такого чуда, как рязанские динамики от Русаудио, а конкретно, ШП динамики 2ГДШ-16-8, выполненные в габаритах 2ГД-36, замена достаточно проблемной пищалы 2ГД-36 решается просто, ачх нового динамика дивно ровная, звук превосходен, цена приятная. Единственное, что нужно сделать, закрыть динамик небольшим стаканом с ватой внутри для устранения поддува от басовика, корзина у 2ГДШ-16 имеет отверстия.
По возможности приведу сюда ачх динамика 2ГДШ-16-8 с фильтром, схему можно применить и для Кубиков, чуть подвигав номиналами.
А.Б.
Ответ для Shaman.by
На данный момент есть собранная пара колоночек на базе 10ГД-30 с тряпочными пыльниками, как самыми ровными и звучными , с пищалками Visaton TW-70 . Ящики взяты от польских колонок Унитра , трехполосных из 80-х.
Сделаны колонки тем же форумчанином, который представил свои Кубики в данной теме, по моим макетам. Получилось красиво, аккуратно и звучно.
Попробую дать ссылочку на фото новых колонок.
ПС. В настоящее время есть планы по применению в Кубиках разных вч динамиков вместо Визатона, получил в распоряжение разные удачные пищалки, хочется их пристроить в дело.
Также есть в наработках пара очень звучных небольших полочников на 17-см мидах Peerless и Seas , получилось быстро, просто, звучно.
И последняя новость. Сейчас в продаже появились превосходные по звуку и ровные по АЧХ широкополосники из Рязани, выполненные в габаритах пищалок 2ГД-36. Звать их 2ГДШ16-8 . Цена приятная, от 210 руб до 400р за штуку. Работают они на уровне импортных хороших пищалок, обеспечивая ровнейшую протяженную ачх и красивый звук. Очень советую обратить на них внимание. Единственный момент, их нужно накрыть колпаком, у них открытая корзина.
А.Б.
Папка с замерами, схемами фильтров и фото двухполоски на 10 ГД-30 \ Visaton TW70 готова, но привести ссылочку на неё не представляется возможным условиями сайта. Пишите в почту alexboka@ mail.ru .
Shaman_by
Приветствую. С динамиками10гд-30 тоже проблема ,с тряпичным колпачком не могу найти.Можно ли уточнить насчёт Peerless и Seas,какие именно модели.Если относительно не дорого и их можно приобрести на Аудиомании то вполне возможно.
Относительно 2гдш16-8,в мануале сказано что они играют до 12,5 кГц. И если они хороши,очень заманчиво сделать открытую акустику, Если раз такое послушал,то ящики уже совсем не то)
А.Б.
Приветствую! SEAS звался H1217 , Пеерлесс такого же калибра, 830669 кажется. Могу уточнить. Есть замеры обоих вариантов колонок, там ящички литров на 15-20.
Но есть опасение, что их обоих уже не продают в Аудиомании, сняты с выпуска.
зато есть народный любимец BG20 Visaton , он в паре с визатоновской пищалой SC10N служит основой для совершенно роскошно звучащих колоночек литров на 60-70. Жаль, нет возможности выложить фото этих изделий. Их многие поделали , очень довольны звуком.
Сергей
Здравствуйте. Какой фильтр для 2гдш-16-8 применить?(1.8 мкФ и 3.9 ом) годится? А для 25гдн 3-4 с катушкой 0.68 мг,резистор 22ом и 10мкф добавлять? Спасибо
А.Б.
Я вам в почту ответил по поводу ВЧ фильтра для 2ГДШ-16, для него можно взять емкость 2, 0- 2,2 мкф, катушку 0,47 мГн и гасилочку пару Ом. среднестандартный вариант, годится для многих случаев.
Просто емкость и резистор тоже работает, но нужно пробовать.
А.Б.
Пару уточнений по поводу разных вариантов фильтров для Кубиков.
Мой вариант «от АБ» отличается более ранним и более пологим спадом отдачи басовика, неким дефицитом срединки на стыке полос, значит, нам нужно этот недоатсток заполнить с помощью пищалки, стянув её пониже. Отсюда и емкость вч фильтра и катушка взяты побольше, чем в первом варианте из журнала, от автора, Олега Салтыкова. Там басовик протянут дальше, в районе стыка валится круче, соответственно, и пищалу мы обязаны вывести на полку более крутым порядком. Что и сделано.
Shaman_by
Приветствую! Заинтересовала конструкция ваших «Кубиков» на 25гдн3-4. Огорчила низкая чувствительность данной головки.Являясь счастливым обладателем Худа мощностью 8-9Вт,хочу уточнить,хватит ли его мощности чтобы озвучить комнату 16 кв/м?
А.Б.
Если я что-нибудь в чем-нибудь понимаю, как говаривал Виннни Пух, то Худ не лучший усилитель для работы на 4-омную колонку, 8 Ом — лучше, а 12-16 вообще шикарно. Хотя, прослушивал пару Кубиков через свой лампач на 2а3, звук устроил совершенно, перегруза не услышано. Звучит чисто и красиво.
Но есть такой вариант, динамики 25ГДН-4 существуют и в 8-омном исполнении, они работали в колонках Вега — 15АС 110. Всех делов- найти пару 8-омных динамиков. Несложной доработкой фильтров можно перейти на 8-омный вариант колонок.Подскажу, если что.
Shaman_by
Вы похоже что то перепутали. 25гд-4 это «Кинап» !6 Ом. В акустику 15АС110 ставили 25гдн3-8 8 Ом.
А.Б.
Верно, ошибся. Память уже не та, как раньше, про эти динамики только слышал, лично не работал. Спасибо за подсказку. Значит, ищем 25 ГДН3-8.
shaman_by
Не нашел я у нас в Беларуси 25гдн3-8. И акустика Вега тоже. Что же делать, положение безвыходное?
А.Б.
Предложить замену указанных динамиков чем-то другим , неизвестным , не смогу. Есть вариант другой , удачный по звуку, двухполоска на 10ГД-30 и пищалке Визатон TW70 , уже существует готовая пара колоночек литров примерно 30,
их владелец повторил мою схемку фильтров, поместил динамики в симпатичные корпуса, смотрится очень хорошо, звуком доволен совершенно. Есть макетный вариант этих колонок, с замерами и схемами фильтров. Была мысль предложить их главному редактору Салона AV Николаю Ефремову, как продолжение темы Игра в кубики, но уже в виде Игры в кубики по-взрослому. Потому как бас в этих колонках очень красивый, а срединка и верха выразительные . И деталей там на грош. Другое дело, динамики 10ГД-30 тоже нужно искать, причем, не абы какие, а с тряпочным пыльником, они намного более ровные и звучные. чем с пыльником из кирзового картона.
А.Б.
Я не понимаю, что такое безвыходное положение, если речь идет о паре недорогих колонок. Если нет возможности найти точно такие динамики, то на них свет клином не сошелся. И можно либо сочинить на чем-то другом, либо доработать готовые колонки из гуляющих вокруг проверенных временем импортных . Если интересно, подскажу марки таких удачных колонок, которые нравятся самому.
Shaman_by
Конечно интересно, подскажите ,небольших габаритов и с недорогими динамиками.
А.Б.
Есть альтернативный вариант, чтобы совместить унч Линсли Худа с его 8 ваттами и колонку на 8 Ом при неплохой отдаче и достойном звуке
Найдите на вторичном рынке акустических колонок модели от B&W DM-302 или DM-305. Они изначально сделаны как бы вопреки концепции фирмы по применению кевлара и титана в динамиках, у них бумажные миды и шелковые твитеры. Звук изначально очень удачный, но легко дорабатываются под ламповый усилитель либо под ваш ЛХ. Со схемой фильтров помогу, есть проверенное решение, работает у знакомого. А самому с нуля сочинять что-то, к тому же не имея доступа к динамикам- странный выбор.
Кстати, есть ещё одни колонки , серия Меркюри М от Танной. Они 8 Ом, звук необычайно красивый и душевный при небольшой цене. И дорабатываются на раз.
Подумайте. Тема по доработке Танноев Меркюри есть на форуме Маркана , Маркитанова Андрея, известного мастера по аудиоцапам.
Алексей К.
Здравствуйте. А какое сопротивление катушек применённых в фильтре ? И какие размеры корпуса и фазоинвертора ?
А.Б.
Обычно сопротивление катушки НЧ фильтра считают от импеданса динамика. 5 процентов- отлично. 10 процентов-терпимо. При нынешней цене на медь выгоднее купить катушки на сердечнике, железо или пермит.
Размер колонки сильно связан с применяемым НЧ динамиком . Для 10ГД-34 берем размеры ящика и порта инвертора из журнала Радио за 1977 год. Там все точно под 6ГД-6 и 10 ГД-34.
Если повезло и нашли пару 25ГДН3-4 , объём ящика нужен меньше, литров 9 .
Именно такой объем был у присланных мне для опытов колонок 6АС-224, ачх которых я привел в статье. Динамики тоже были разные, идеально вписались 25ГДН3-4. Порт прямоугольный, оригинального размера, настройка совпала . Оставили как есть.
А.Б.
Здравствуйте! Получил замеры корпуса от владельца этих колонок, что на фото.
315 -240-260 (ВШГ) Порт ФИ длина 60 , внутренний 30 .Внутренний объём 10 литров.
Толщина стенок 12 мм, фронтпанель 15 мм.
Вес 7кг. Измеренная тест-диском нижняя граница полосы пропускания 45-50 Герц.
Добавлю, что избыток объёма задуман специально для работы с ламповым усилителем . С транзисторным усилителем его нужно уменьшить на пару литров.
А.Б.
Катушки взяты заводские, Визатон , 0,68 мГн, артикул могу уточнить позже. Провод там 1 мм по памяти. Омическое Визатон не пишет.
Правило выбора катушек НЧ фильтра простое, омическое 5 процентов от импеданса динамика -отлично, 10 процентов- неплохо.
Если можете сами мотать- мотайте, выйдет в разы дешевле, чем заказывать готовые.
Олег
Всем привет. Есть пара Вега 15АС-109. В качестве НЧ стоят 25ГДН-3-4. Как думаете, есть ли смысл изменения стокового фильтра по НЧ части на приведенный в данной статье? Частота раздела 5000.
А.Б.
Смысл поменять НЧ и ВЧ фильтры есть , но при условии, что вч динамик будет другой, родные пищалки неважные однозначно. Выбранная частота раздела 5000 Гц не от хорошей жизни, просто пищалы наши ниже не работают конструктивно, приходится протягивать басовик до частоты стыка, где он звучит неважно и страдает направленность на средине.
Сейчас вместо 2ГД-36 появились совершенно замечательные динамики от Русаудио, 2ГДШ-16, в габаритах 2ГД-36, ровные и ясные. Единственное, что нужно сделать , накрыть их пластиковым колпаком с ватой, чтобы компрессия внутри ящика не выдавливала пищалу наружу. Цена динамиков в районе 270 р .
Олег
То есть если не поменять ВЧ головку, то при смене фильтра по НЧ улучшения той же НЧ части не будет? Частота раздела та же. Пока вопрос только об НЧ.
А.Б.
НЧ улучшатся заметно. Точнее, баланс низ-средина. Перестанет орать. Но на стыке будет яма, пищалка не дотянется отдачей до этой частоты.
И яма эта попадает на чрезвычайно важную для звучания частоту, 4 кГц.
Она отвечает за ясность и разборчивость речи, колонка с ямой на 4 кГц звучит как через накинутый матрас.
А.Б.
Взгляните на ачх выше, под названием Финальный вариант Кубика, увидите сами, как должно быть в норме .
Олег
Так ведь яма будет и с родными заводскими фильтрами?! И чем интересно руководствовались инженеры в те годы? Кстати нашел статью на просторах интернета где человек построил фильтр и как раз участок в4кГц у него вроде как тип топ. Но по его же описаниям звук «стеклянный». Не против если взглянете на его фильтр?
А.Б.
Родные фильтры строились по принципу «басовик напрямую, а пищалу как-нибудь вдогонку»
Динамик 25ГДН3-4 имеет редкое сочетание параметров Т-С для получения ровной ачх на нижнем срезе и протяженной с плавным спадом ачх наверху. Что совершенно не избавляет от необходимости формировать правильный участок стыка в районе 3 кгц с учетом возможностей динамика в СЧ диапазоне и его направленности. Что и было сделано автором данной заметки.
ALEX
Скажите, а какой объем корпуса,у вашего кубика,и какой предпочтительнее для 25гдн34
АБ
Динамики 25ГДН3-4 идеально вписались в объем колонок 6АС224,там примерно 8 литров.
Идеально было бы измерить каждый динамик в измерительном ящике,потом настроить инвертор.Но поскольку колонки сложились удачно и без этого, они были подарены новому владельцу, а по образу их с некоторым изменением пропорций в сторону уширения передней панели сделаны новые,на приведенном фото. Надеюсь раздобыть пару 25ГДН3-4 с целью доработки колонок S30,давняя задумка
АБ
Немного добавлю к сказанному.Динамики 25ГДН3-4 вследствие низкой добротности в районе 0,35-0,38 могут работать в корпусе меньшего объема,нежели предложенного автором в журнале Радио за 1978 год.Там,как помните,работали среднедобротные динамики 6ГД6 или 10ГД34.Динамиков,подобных 25ГДН3-4 тогда просто не было.
В первом приближении можно взять объем ящика,равный эквивалентному объему динамика по данным справочника либо из измерений реальных экземпляров
ALEX
Низкая добротность, маленький корпус, это всё понятно. У меня есть возможность сделать большой корпус. Колонки Ода 15ас-213,там кроме 25гдн34 ничего хорошего нет. Поэтому, я решил : бас, ваша схема, визатон tw70, новый корпус и я думаю должно получиться не плохо…. В силу места будущей эксплуатации, мне нужна вытянутая форма. Глубину хочу больше чем ширину, здесь и объём и эстетически привлекательнее. На сайте спросил, посоветовали выходить на12 л, я думаю это не большой ящик…..?? Ещё хотел узнать , визатон на 8ом, а то нигде не нашел??
АБ
12 литров явно перебор по объему.Подождите недельку,вернусь домой-измерю точно нужный объем для этого басовика. Там ящик был куда скромнее по объему, АЧХ идеальная без выброса внизу.
АБ
Визатон TW70 8-омный.
ALEX
Ящик был скромнее, согласен (комета, вега, остальные вообще спичечные коробки), но все говорят , что не хватает…..вот на сколько??
ALEX
Ок, спасибо, конечно подожду
А.Б.
Скажем, так. На выходные, заберу на замеры колоночку, потом сюда выложу результаты, с точностью до литра.
На картинке есть исходные кривульки, но какой там точно объем — я не сумел запомнить. Придется заново.
Алексей
Ура, приехали заказанные TW70, можно планировать апгрейд 15АС-109.
Что заметил в своих текущих колонках:
— одна из них более глухая на СЧ (при вскрытии этой глухой, одна из индуктивностей коричневого цвета, в отличии от других), при этом все динамики показывают штатное сопротивление по постоянному току.
— сделал замеры Fr & Qts в открытом пространстве, получилось 56/0.37 в первом и 55/0.37 во втором (экв.объем не стал мерить, думаю он примерно соответствует паспорту).
Мысль такая, что из-за старости резины в подвесах, она задубела и резонансная частота ушла вверх. И это после пропитки бензином Галоша и смазки силиконом.
Александр,
TW70 предполагаю, можно пустить с 2.5кГц , это чуть ниже чем 2хFr, но если ФВЧ 2-м порядком, наверное сыграют хорошо.
Подскажите номиналы для фильтра в этом случае ?
Суть такая, что хочется опустить раздел как можно ниже, дабы снять с 25ГДН по максимуму работу на СЧ, все-таки они это делают «не очень».
Александр Ростов-на-Дону
У TW70 в районе 2500 есть торчок на ачх, видимо, резонанс замкнутого пространства. Тянуть отдачу ниже не получится, вылезет шипение на этой частоте.
Хотя, в ряде макетов стык полос попадает на одну и туже загадочную цифру 2100Гц.
Фильтры, предложенные в статье, выверены микрофоном и на слух , взять и произвольно их подвигать по желанию не получится , это многочасовая возня .
Динамик 25ГДН3-4 , если глянете на картинку, бежит далеко, спадает отдачей ровно, детальность средины отменная. Поэтому все же посоветую вам просто повторить и послушать.Можете начать с басовика, он должен обеспечить спокойный красивый звук без раздражающих призвуков. И про «средину не очень » я мало верю, динамик в этом плане просто находка.
Вы пишете про соотношение Fs на Qts , а чем вы их измерили , если не секрет.
Да и сам параметр этот для меня как-то мимо смысла, не пользуюсь .
Алексей
Наверное не корректно указал,
это отдельно измеренные параметры, резонансная и полная добротность,
мерил самым простым способос с усилителем, резистором 1.8к и вольтметром.
Понятно, попробую просто скопировать.
Но передняя стенка будет новой, внахлест, думаю примерно 0.5литра добавить к объему.
Александр Ростов-на-Дону
Ясно. Для задубевшего от времени подвеса и уехавшей вверх резонансной частоты лишний объём будет лишним (шутка)
Нижняя граница колонки задана у нас резонансом динамика и в крайнем случае будет равна или чуть ниже резонанса. Поэтому желательно найти динамики с Fs не выше 45-50 Герц. Да и пол-литра не сильно повлияют на результат. Можно потом пенопластом вернуть назад.
Дмитрий
Подскажите если использовать ВЧ 3ГД-2, в фильтрах надо что-то менять?
Александр Ростов-на-Дону
Огорчу вас. 3ГД-2 вниз не тянет, чтобы достойно подхватить отдачу басовичка на 3-4 кгц. И он 16-омный, нужно фильтры перенастраивать, чего я не делал специально под 3ГД-2. Пару их я померил, ужаснулся и не решился применить.
Хотя как-то попадались эти пищалы- очень ровные, что скорее исключение.
Александр Ростов-на-Дону
А почему именно Визатон 70 всем советую- у него есть важное качество, за счет площади мембраны отменно озвучивать нижнюю средину, чего напрочь лишены многие пищалы. Поэтому он спокойно стыкуется с многими басовиками без применения средника. Удивительно удачный динамичек.
Андрей1975
Уважаемые
2гд -36, 3гд-31 уже 40 + лет, они же ВЧ, сделаны из тонкой бумаги , посмотрите на журналы и газеты 40 летней давности? Они в каком состоянии?
Не хайте пожалуйста их. Для 1970 они гениальны
Александр Ростов-на-Дону
А кто хает? Дело в том. что гениальные для работы в телевизоле УЛПЦТ не означает такие же в колонках высокого качества. Других пищалок в те годы просто не знали и в продаже их не было. Делали на том , что было.
А насчет гениального 3ГД-31 могу поделиться замерами этого кошмара.
Александр Ростов-на-Дону
Эти колонки не заслужили бы моего внимания, кабы не появление в продаже прекрасных вч динамиков от Визатона но приятной цене. Эти пищалы стыкуются с большинством басовиков и широкополосников, как 10 ГД-30, 5ГД-3 , 6ГД-2, 10 гд-34, 25ГДН3-4, 25ГДН4-4, разными импортными 8-10″ басовиками.
Проработка средины , детальные верха , ровная ачх с акцентом на нужных верхушках , ясный красивый звук- главное достоиство TW70 .
Как вариант , допустимо применение 2 ГД-36 , но результат будет заведомо хуже. Они ко всему прочему, имеют огромный разброс по ачх и звуку.
Сергей
Кубики звучат c nad 326 лучше и комфортнее моих Paradigm Monitor7 v5. А ас на 10гд-30 и 2гд-36 с электроника Б1-01 были ещё лучше.
А.Б.
На 10 ГД-30 и Визатоне TW-70 собраны «суперкубики» в ящике 30 литров. Есть ачх и фильтры. Там красотища.
Сергей
Александр, я писал что кубики, с вашими фильтрами, звучат лучше paradigm m7 v5… Но Paradigm жалко, возможно их улучшить? Может вы сталкивались с этими АС ???
А.Б.
Сергей, с M7 v5 не знаком, но в принципе увидев схемку, можно составить план по макияжу . И если есть запас деталек, можно на макетке спаять новые фильтры, не трогая заводские, на случай продажи . Почта есть, пишите. придумаем, что можно сделать .
Влад
Любая АЧХ ровняется эквалайзером, любые фильтры хуже активного кроссовера и би-ампинга. АЧХ колонок вообще ни о чём не говорит, где ФЧХ, где импульсная характеристика? Статья ниачом!
Александр Ростов-на-Дону
Не знал про такие крутые решения, вот оно, оказывается, как сегодня делается!
Хорошо, что подсказали, ачом нужно статьи писать.
Василий
Александр Сергеевич, можно ссылку на двухполоску 10 гд-30 и tw-70, не нашёл на LDSound…
Александр Ростов-на-Дону
Пост 41 от 21 июля, и дальше. там макет двухполосочки на 10ГД-30 и Визатоне. Но учтите. нужен динамик с тряпочным пыльником, он звучит заметно лучше своего собрата с картонкой в центре.
LDSound- клуб- форумы-громкоговорители- низкочастотные- 10ГД-30 — стр 2, пост 41
Василий
Спасибо, как всегда !
Чпсапшиольл
Приятно видеть спеца и мастера !
Владимир
Согласен с общей идеей, что малогабаритные колонки высокого качества вблизи от головы слушателя, это очень перспективное направление в области High-End техники.
Единственный недостаток таких малогабаритных АС очень высокая частота НЧ (обычно на уровне — 75 -120 Гц) по -3 дБ и очень плохая ФЧХ из-за пространственного разноса НЧ и ВЧ динамиков.
Для решения этих задач лучше всего использовать современные коаксиальные динамики, например, например, фирмы Мистари J///-630 (могу и ошибаться — 17 см, трех полосный динамик 55-20000, 91 дБ/м, 160 Вт макс. цена сейчас 1250 руб за пару с грилями. Уникально ровная АЧХ в полосе от 80 до 1200 Гц +-1-1,5 дБ, искажения от 150 гц от -42 до — 67,96дБ). И обязательно сабвуфер, желательно с автоматическим эквалайзером. Вот тогда вы почувствуете, что такое настоящий High-End.
Нужно жить в 21 веке, а не возвращаться к 77 или 17 году)))
Александр Ростов-на-Дону
Меня греет сознание, что в 21 веке , получив новые знания и приборы, сумел реализовать заложенный в советских динамиках звуковой потенциал, недооцененный нашими конструкторами. Особенно удивили 25ГДН3-4.
Хотел бы перевести на понятный язык фразу «малогабаритные колонки высокого качества вблизи от головы слушателя.» Где было сказано про «вблизи»?
Колонки на то и колонки, чтобы озвучить помещение, хотя, в роли настольных прикомпьютерных колонок они тоже хороши.
Александр Ростов-на-Дону
Андрею на пост от 28.09.2020 . 13:17. Глянул ачх вашего Ехеля, можно обойтись и катушкой , без подтяжки на средине с помощью емкости 6,8мкф. Хотя, ранний обвал у СИСа на средине не даст такой прозрачности и полетного звука, как Визатон ,BG-20 , но попробовать можно. Вы просто в руках динамик послушайте или на стол положите на мягкую ткань, чтобы от стола не открикивало. Если звучит музыка и слушать её приятно, нет там мути , крикливости или наглости- значит, несложной коррекцией сможем успокоить динамик и подстыковать е нему пищалку.
Андрей
Александр, не подскажите на вскидку схему фильтра ВЧ с пищалкой scan-speak D2905/970000 для тетьего варианта кубиков с НЧ 25гдн -3-4 ?
Александр Ростов-на-Дону
Навскидку емкость 2, 7 мкф, катушка 0,47 мгн, можно к пищалке докинуть гасилочку пару Ом. Скан спокойно работает и просто с ёмкостью, но катушка поджимает резонансный хвостик и убирает лишнее шипение внизу.
Другой вопрос- ставить шедевр звука Скан 2905 -970000 к динамику за 500р- как-то …
Андрей
Александр, огромное спасибо ! У меня сейчас 3,3 мкф, 0,6 мгн и гасилочка 2,2 ома, переделаю по вашему совету, вообще мне нравится такая топология фильтров. Ну а насчёт шедевров даже не знаю, по крайней мере вчера просто попробовал с горя на макете эту парочку, ну очень даже не плохо, а то с другим шедевром скан спик 8545-00 подружить ну как то за несколько лет так и не получилось, звук вроде красивый, но эффекта присутствия нет, ну хоть тресни. Теперь хоть один шедевр с вашей помощью будет пристроен к месту.
Александр Ростов-на-Дону
8545 я поизучал неспешно, там проблема. АЧХ валится рано, неровно, с коленвалом , звук мутно-крикливый.Что он, что его братик 8535 в двухполоске неспособны играть , это факт. А средник нужен не абы какой, а примерно 50мм купольный, он вывалится в цене дороже этих сканов 8545. Зато Ревелатор 15-8531 и 18-8531 очень достойно звучат, сам слушаю и доволен -не то слово.
Александр Ростов-на-Дону
Второе- обратите внимание на ачх в даташите 8545, на самой важной частоте 1000-1300гц у этого динамика огромная яма, а это лишает динамик презенса, голос исчезает , проваливается. а пищалка его не восполнит. Зато у Ревелатора 8531 на ачх в районе 1300гц как раз бугорочек, голос просто чарующий, висит перед тобой.
Все эти сканы с диффузором типа блюдечко из жёванной промокашки звучат откровенно глухо, две полосы на них сделать-нужно быть особым оптимистом.
Андрей
Ну я давно догадывался , что дело пахнет керосином, видать есть ещё люди со слухом, спасибо за опыт. Присмотрюсь к скану 15-8531 по вашему совету, больших динамиков просто уже боюсь, жаль, что времени потерял без толку много и рубль ослаб сильно сейчас, динамиков то много набрано, а вот слушать нечего, приходится переходить на 25гдн-3-4 , люблю слушать негромко, давно потянуло от большого к малому.
Александр Ростов-на-Дону
Недавно на 10Гд-30 сочинилась дивного звука двухполоска. Выложил труды на LDSound в клубе.
Александр Ростов-на-Дону
Несколько лет назад совместно с аудиоконструктором из Омска мы сочинили весьма интересную колоночку -двухполоску на Визатоне BG20 и пищалке Визатон SC10n. Позже я чуть доработал фильтры под свой слух и получил новый вариант. Оба варианта радуют повторивших прозрачным живым ненаправленным звуком, затраты на постройку невелики. Правда, есть фото колонок на этом наборе, выполненных в стиле Аудионот AN-E , роскошно смотрятся . Динамики оказались с большим звуковым потенциалом, им просто нужно было дать ума и сердца , вот
они и запели. Если интересно, есть все ачх , фото и схемы фильтров. Ящик нужен литров 70.
Андрей
Посмотрел вашу двухполоску на визатоне, очень интересная работа, особенно подход с шириной корпуса . Есть в заначке интересный сис Эксель W21EX-001, бумага , правда он 8 дюймов, что мне не очень нравится, попробую вероятно с подобным как у вас фильтром пришить к нему 9700 пищалку и обязательно в корпусе с широкой мордой , давненько пробовал сочинить на нём две полосы , но как то неудачно, возможно как раз из-за очень стройного корпуса. ВЧ фильтр оставлю как у вас , ну а величину индуктивности на НЧ попробую подобрать на слух.
Александр Ростов-на-Дону
Недавно получил для изучения динамик 10ГД-30Е , с кобальтовым магнитом и мягким тканевым куполом. Он оказался настолько ровным, с далеко бегущей отдачей по ачх и красиво звучащим. что решил сочинить на его основе двухполоску. В плане было применить разные пищалы, особенно купольные дюймовые, как самые распространенные. Но на первое место в итоге вышел бумажный конусный ВизатонTW70 , как обеспечивший лучшую слитность на средине и ненаправленное излучение . Хотя, протянув отдачу басовика до 3-4 килогерц, удалось стыковать с ним и дюймовую купольную Вифу . Звук в целом оказался неплохой, разве что направленность уже не такая широкая, есть провалы на ачх при выходе за пределы главной оси колонки . Замечу, что другой вариант этого динамика, с картонным пыльником и антикомпрессионным отверстием в нём, затянутым сеточкой, по звуку и по ачх хуже первого. Выброс на верхнем крае, подкрикивание, не позволяют обойтись простыми фильтрами и протянуть отдачу хотя бы до пары килогерц, а это значит, что динамик годится в трехполоску, только.
Игорь
Спасибо!
А при использовании 25ГДН1-8 тоже нужно будет увеличить индуктивность катушки в 2 раза? Нужно ли будет увеличивать сопротивление резистора в цепи ВЧ для уравнивания чувствительности или потребуется пересчет ВЧ-фильтра?
Александр Ростов-на-Дону
Разумеется, интуктивность для 8-омного басовичка удвоится, будет в районе 1, 5 мГн.
Меньший ток через динамик убавит его отдачу по сравнению с пищалой, она вырвется вперед по отдаче и нужно будет гасилочку для неё увеличить, можно на слух, впаяв на время переменник Ом на 10.
Александр Ростов-на-Дону
если выбран НЧ фильтр по схеме Олега Салтыкова, а динамик 8-омный. мы ставим катушку на 1, 5 мГн, емкость вместо 10мк берём 5 мк, резистор 22 Ома меняем на 43-47 Ом..
Игорь
Большое спасибо!
Алексей
В этой конструкции главное-правильно рассчитанный ящик. Не надо мудрить- надо просто повторить. И с фильтрами не надо заморачиваться. Ставите ёмкость 3-4 мкФ для пищалки и достаточно. У меня в такой конструкции стоят динамики Филлипс, играет прекрасно. Аж,не верится,что такой малень кий ящичек может воспроизводить такой бас!
Александр Ростов-на-Дону
Алексей, вот зуб даю, что пищалочки ваши Филипс — они 4-омные, авто, для Фольксвагена или Ауди, а это значит, что фильтры для 8-омной пищалы типа Визатон TW70- уже не работают и просто взять и перетыком заменить 8-омную пищалку на 4-омную не получится никак. Придется повозиться. АБ.
Александр Ростов-на-Дону
Опережая вопросы внимательно изучивших сравнительные ачх пищалок наших 2ГД-36 и ихних TW70 и не обнаруживших там смертельных отличий, все же скажу. Они там есть и не в пользу наших.
АХЧ Визатона сплошная ровная до самых 13-14 кгц, где у Визы есть небольшой пичок, подчеркивающий все ВЧ инструменты. Что касаемо 2ГД-36, то учтите, эта ачх — динамика, выбранного из кучи имеющегося материала. То, что осталось за бортом, вам лучше не видеть, для сохранения здоровья. Мрак и ужас , вот что такое ачх неподобранной пищалы 2ГД-36. Ваш АБ.
Владимир
Согласен. Из 10 динамиков только одну пару подобрал, чтобы работала хотя бы до 14 000Гц по -3 дБ.