Эта гигантская конструкция отличается не только колоссальной массой, но и предельной точностью изготовления вращающихся частей. Но главная особенность топового итальянского проигрывателя в том, что и диск, и тангенциальный тонарм работают на воздушных подушках с минимальным трением. Какие же преимущества даёт подобная гигантомания и привод 16-килограммового диска с помощью тонкой нити?
ПОЛИТИКА НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА
Апгрейд аналоговой системы — это такой процесс, который, говоря словами Козьмы Пруткова, «единожды начав, трудно окончить». Виниловый источник можно совершенствовать всю жизнь, и конечная точка будет зависеть не только от финансовых возможностей, но и представлении о том, на каком уровне качества стоит остановиться. Итальянская V.Y.G.E.R., по-видимому, рассчитывает на меломанов с неограниченным горизонтом восприятия, для которых привычных для большинства из нас рамок просто не существует. Впрочем, о создателях техники этой марки можно сказать примерно то же самое – по уровню исполнения и цене она так же далека от привычных представлений.
Вообще говоря, Indian Signature IV – это целая система, которая поставляется в пяти солидных ящиках.
Суть идеи в том, что те задачи, которые производители топовых проигрывателей предпочитают решать с помощью электроники, здесь разруливаются за счёт механики – снижением трения, колоссальной инерцией, тщательной балансировкой и оптимальным распределением масс. Ответственные узлы изготовлены с микронными допусками, и это не преувеличение: у модели Indian Signature IV при массе опорного диска 16 кг биение оси главного подшипника не превышает 0,002 мм, т.е. всего два микрона!
Вообще говоря, Indian Signature IV – это целая система, которая поставляется в пяти солидных ящиках. Она состоит из собственно проигрывателя, компрессора с блоком управления, накопительного резервуара и хитроумного переплетения воздушных трубок с электрическими кабелями. Пневматика в этой модели используется для «подвешивания» опорного диска, снижения силы трения в тангенциальном тонарме Vision Reference IV и вакуумного прижима пластинки. Предпочтение воздушной подушке, а не более экономичной и менее громоздкой магнитной системе здесь отдано потому, что по мнению Пино Виола (Pino Viola), главы компании V.Y.G.E.R., совокупность даже большого числа сильных магнитов не способна создать абсолютно гомогенное поле. К тому же давление в пневмосистеме можно оперативно регулировать в зависимости от внешних условий — для этого в комплекте имеется электронный блок с парой цифровых дисплеев.
Привода у карбонового тангенциального тонарма нет, к центру пластинки его ведёт игла картриджа, двигаясь по звуковой канавке.
Воздух подаётся и во втулку тангенциального тонарма, обеспечивая минимальное трение при её перемещении вдоль полированной направляющей. Привода у тонарма нет, к центру пластинки его ведёт игла картриджа, двигаясь по звуковой канавке. Любопытно, что VTA выставляется мощным поворотным винтом с рукояткой, а контролируется закреплённым на шасси микрометром.
Компрессор с влагозащитным фильтром и жидкостной системой охлаждения помещён в солидный по габаритам и тяжеленный куб из фрезерованного алюминия. Несмотря на такую вибро- и звукоизоляцию, он немного шумит, но длина кабелей и трубок позволяет вынести его в соседнее помещение.
Проигрыватель опирается на три массивные стойки с подстраиваемой высотой. Конструкцией они напоминают велосипедные амортизаторы – в полые колонны через эластичные демпферы помещены цилиндры, к которым крепится основание проигрывателя. Если толкнуть рукой верхнюю часть конструкции, она какое-то время будет мягко колебаться. Собственная частота резонанса этой системы чрезвычайно низкая, всего 4 Герца (по некоторым данным даже 1,8 Гц), поэтому проигрыватель не только не реагирует на вибрации пола, но даже не боится лёгких землетрясений. При общей массе конструкции в 120 килограммов — вполне допускаю.
Бесколлекторный и бесшумный двигатель Motor II, установленный на одной из колонн, был разработан специально для флагмана Indian Signature IV. Он питается от электронного генератора, обеспечивающего частоты вращения 33 45 об/мин, при этом детонация не превышает 0,015%. В нашем проигрывателе вместо резинового пассика использовалась тонкая нить – за счёт этого получилась связь с повышенной жёсткостью.
В нашем проигрывателе вместо резинового пассика использовалась тонкая нить – за счёт этого получалась связь с повышенной жёсткостью.
На верхней поверхности диска проточена система каналов, через которые откачивается воздух – за счёт этого пластинка присасывается намертво и выравнивается по всей площади. Соответственно, ни мат, ни клэмп здесь не предусмотрен.
Перед прослушиванием на тонарм была установлена МС-головка Transfiguration Orpheus L. Она подключалась к фонокорректору Aesthetix Rhea, за которым следовал пред Aesthetix Calypso и два оконечника Aesthetix Atlas Mono Signature. Акустика нам тоже хорошо известна – напольные Joseph Audio Perspective.
Итак, ставлю пластинку, запускаю помпу (диск проигрывателя при этом приподнимается), затем главный двигатель.
B52’s, “Whammy!” [1]. с их фантастическими драм-машинами и синтезаторами. На лёгких проигрывателях диск не производит особого впечатления, попса и попса, а в нашем случае – полное ощущение, что аккомпанемент воспроизводится не с пластинки, а вся эта музыкальная электроника работает прямо в комнате. Ритмические паттерны, полифония с лавиной разбросанных в пространстве звуков – всё это выстраивается в гармоничную и на редкость стабильную картину с филигранной прорисовкой. Такой саунд с легко считываемой структурой расслабляет мозг, направляя внимание не на звук, а на музыку. Особенно это эффектно в нижнем диапазоне, где каждая нота рельефна и очерчена очень чётко. Нет ни окраски, ни призвуков, ни искажений формы сигнала – и атака, и динамика удара, и его затухание абсолютно натуральны. В этом я и вижу основное достоинство такой сверхтяжёлой техники, как Indian Signature IV. Мы же знаем, что воспроизведение винила – это процесс, построенный исключительно на вибрациях, и устранение лишних составляющих даёт колоссальный эффект.
Ритмические паттерны, полифония с лавиной разбросанных в пространстве звуков – всё это выстраивается в гармоничную и на редкость стабильную картину.
Что мы и имеем в данном случае: Эррол Гарнер, “Feeling is Believing” [5]. Звучание рояля настолько натурально и неповторимо, что опытные меломаны наверняка узнают роскошный инструмент от Baldwin Piano Company (мне, правда, пришлось лезть в справочник). Все регистры передаются с прекрасным тембральным разрешением и ритмической точностью.
Ещё одно любопытное наблюдение: на чём бы я ни слушал первый Black Sabbath [3], включая и раннее издание на Vertigo, бас всегда раздражал замутнённостью и отсутствием какой-либо формы. Ничего удивительного, если учесть, в каких условиях записывался альбом. С Indian Signature IV неприятности свелись к минимуму – огрехи записи чувствовались, но в нижнем регистре появилась реальная жизнь со всеми её оттенками, риффы Айомми уже не казались такими однообразными. Эффектно раскрылась ритм-секция и на редком издании Grand Funk [2]. И это очень серьёзная прибавка в качестве – она поднимает хорошо известные записи на новый уровень восприятия.
Огрехи записи чувствовались, но в нижнем регистре появилась реальная жизнь со всеми её оттенками, риффы Айомми уже не казались такими однообразными.
И этот уровень чувствуется даже на оперной музыке. Хотя почему «даже», там тоже не всё так просто. Мария Каллас, сборник арий, записанных в разных залах с разными оркестрами [4]. И проигрыватель показывает малейшие отличия в тембре инструментов, атмосфере и, конечно, в самом вокале. Звучание которого описывать нет смысла – это реально живое исполнение без малейших признаков механического воспроизведения. Разумеется, шумы пластинки слышны, но они воспринимаются как-то совсем отдельно от музыки.
При первом взгляде на Indian Signature IV может показаться, что его создатели одержимы гигантоманией и рассчитывают на аудиофилов, для которых понты дороже денег. Но, как выяснилось, конструкция этого аппарата проектировалась с другой идеей в голове – воспроизвести музыку в первозданном виде, не добавляя никакой аппаратной отсебятины. А когда такая цель достигается, она всегда оправдывает средства.
МУЗЫКА
- B52’s, “Whammy!”. Island, 1983
- Grand Funk, “We’re American Band”. Capitol, 1999
- Black Sabbath, “Paranoid”. 180 g, Get Back!, 1996
- Maria Callas. Edition 2000. EMI/Electrola, 1968
- Errol Garner, “Feeling is Believing”. MPS Records, 1970
СИСТЕМА
- Фонокорректор Aesthetix Rhea
- Предварительный усилитель Aesthetix Calypso
- Усилитель мощности моно Aesthetix Atlas Mono Signature
- Акустические системы Joseph Audio Perspective
- Опоры под АС: Hifistay Ballerino 60 Single Swing
- Кабели:
- межблочные и акустические Shinpy SST
- сетевые Fisch Performance-7 P-079e
V.Y.G.E.R. Indian Signature IV Generation
Производитель: V.Y.G.E.R. (Италия)
www.vyger.com
Привод: пассиковый || Опорный диск: алюминий, масса 16 кг || Количество двигателей: 1 || Двигатель: бесколлекторный || Отклонение оси вала: 0,002 мм || Соосность вала и подшипника: 0,002 мм || Частоты вращения диска: 33/45 об/мин || Количество тонармов: 1 || Детонация: 0,015% || Частота резонанса: 4 Гц || Давление воздуха в каретке тонарма: 14,5 Па || Тонарм: Vision Reference IV || Головка: Transfiguration Orpheus L || Выходы: RCA || || Масса нетто: 120 кг || Цена: 53 800 € (стол), 9 895 € (тонарм).
Комментарии [1]
Владимир
Очень солидный агрегат, но хотелось бы по меньше лирики и по больше реальных параметров и спектров, чтобы понять ху-из-ху…, например как тут http://www.hiend-audio.pro/showthread.php?t=1064&p=11249#post11249