Известно ли вам, что уже есть целый класс программ, которые превращают любой подключенный по Bluetooth смартфон в музыкальный источник с весьма продвинутым звуковым процессором? Давайте проверим возможности таких приложений, оценим их качество работы и посмотрим, насколько они будут серьезны и эффективны в Hi-Fi.
ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ
За последние десятилетие производительность мобильных платформ выросла настолько, что даже относительно недорогие смартфоны стали располагать достаточными вычислительными ресурсами для полноценной программной обработки звука любой сложности. Этой возможностью мы и решили воспользоваться.
Почему именно в сочетании с Bluetooth, а не иначе? Такой вид беспроводного соединения смартфона с воспроизводящим устройством сегодня наиболее распространен. Штатные аудио инструменты смартфона в таком случае, как правило, отключаются, а ведь потребность в них остается – например, для коррекции тонального баланса у «блютусных» наушников или портативных колонок. Вот здесь и появляется смысл в установке каких-то специальных приложений или проигрывателей с встроенными средствами обработки звука.
Но еще более достойное применение им можно найти в Hi-Fi. Качественный параметрический эквалайзер в смартфоне вполне способен заменить рум-корректор: им можно аккуратно нейтрализовать окрашивающие оттенки, вносимые акустикой, или подавить низкочастотные стоячие волны в помещении.
Некоторые из рассмотренных далее программ вообще имеют особые аудиодвижки: базируются на своих библиотеках или на альтернативных интерфейсах ввода-вывода звука, предлагают функционал профессиональных DSP, наделены мощными алгоритмами передискертизации и фильтрации (вплоть до 64 бит/384 кГц). Будет ли от всего этого польза при проигрывании Audio Hi-Res со смартфона?
Мы уже знаем ответ – да! Даже, как ни странно, по Bluetooth. Есть только одно «но». В системе подключение должно выполняться через кодек aptX HD. Он обеспечивает намного более высокое качество передачи в сравнении с другими и практически не уступает некоторым сетевым протоколам. Заодно это объясняет, почему в обзор попали только приложения для Android-платформ и нет ни одного из App Store. Apple по-прежнему предлагает пользоваться своим фанатам либо древним Bluetooth/AAC, либо «вай-файным» AirPlay, качественный уровень которого весьма далек от совершенства.
Большинство рассмотренных приложений – это программные плееры с EQ/DSP. Но есть и софт типа «примочек» – самодостаточные эквалайзеры, включаемые в процесс воспроизведения с любым плеером на смартфоне. Существует, наконец, и третий подкласс – аудиодвижки, «вшиваемые» на уровне операционки (ViperFX, James DSP Manager). Но поскольку установка таких программ несет в себе риски для владельца смартфона, а их работа часто не отличается стабильностью и качеством, мы их рассматривать не будем. И без них обладателю Android-смартфона доступна масса вариантов.
Чтобы не утонуть в море однотипных программ, мы не станем тратить силы на то, что уже и так сделали в своих рейтингах пользователи Google Play – углубляться в дизайн, интерфейс, удобства и т. д. Наша цель – систематизация приложений по классу и оценка достигаемого качества звучания.
Подопытным смартфоном выступит OPPO Reno с Android 9 – аппарат на чипсете Qualcomm Snapdragon 710 (его можно считать одним из наиболее продвинутых для аудио). Приемным устройством послужит интегральный усилитель Cambridge Audio CXA81, в который уже встроен первоклассный модуль Bluetooth aptX HD.
Во всех пробах проверим не только эффективность предлагаемых звуковых обработок, но и качество воспроизведения Hi-Res Audio в «чистом прямом» режиме (кавычки, кстати, не случайны – звуковая подсистема Android, увы, устроена так, что на побитовую точность доставки аудиосигнала к конечному преобразователю или к передатчику Bluetooth лучше не рассчитывать). В последнему случае эталонами для сравнения послужат аналогичные аудиофайлы FLAC 24 бит/192 кГц, проигрываемые через цифровой тракт все того же CXA81, но уже с сетевого проигрывателя CXN V2. Назовем это «тестом на идентичность» – он и позволит выявить, насколько на самом деле совершенны аудиодвижки испытуемых приложений.
СРАВНИВАЕМ ПРАВИЛЬНО
Для Bluetooth сложно обеспечить равноценные условия тестирования, и часто именно это обстоятельство становится причиной ошибочных суждений и необоснованных упреков в адрес «синезубой» технологии. Например, всем известно, что в профиле A2DP Bluetooth (независимо от кодека) 100% динамического диапазона и наилучшее качество трансляции обеспечивается ТОЛЬКО при настройке выхода на максимальный уровень. Но в то же время установка «абсолютной громкости» на передающем устройстве еще не решает проблемы с динамическими диапазоном, поскольку их может создать DSP. В ходе обработки усиление отдельных частей спектра может так «разогнать» амплитуду звукового сигнала, что он упрется в системный максимум и будет усечен с характерными для клиппирования резкими искажениями на средних частотах и дребезгом на басах.
Чтобы снизить риск возникновения таких помех, сигнал может преднамеренно ослабляться на несколько децибел внутри самой системы. В некоторых приложениях включается автоматический аттенюатор (он компенсирует входной сигнал на такое же значение в минус, на которое выставлено усиление отдельных полос). Бывает, что для тех же целей используются и «лимитерные» алгоритмы, способные сильно изменить звучание. Но во всех этих случаях сам Bluetooth совершенно ни при чем.
В общем, при оценке надо следить не только за тем, чтобы в беспроводном канале передача велась на 100% громкости, но принимать в расчет еще нескольких несложных правил. Первое: если сигнал по Bluetooth субъективно звучит в невыгодном для слушателя свете – чуть тише, чем с другого источника, то это совершенно нормально. Второе: правленный эквалайзером/DSP сигнал также не должен превышать уровня оригинального, иначе это уже будет сигнал с искажениями. Третье: при работе с приложениями, где нет ни ручного, ни автоматического ослабления, не стоит поднимать ползунки эквалайзера в плюсовые значения – по крайней мере в диапазоне от 80 до 2000 Гц (где спектр музыкального сигнала наиболее плотный и часто записан без запаса по усилению). Во всех случаях лучше прибегать к выравниванию уровней сравниваемых сигналов только в конечной точке (на усилителе) – только тогда суждения о различиях звучания будут более корректными.
Продолжение:
ЧАСТЬ 1. ДАЙ ПЯТЬ!
ЧАСТЬ 2. ОСОБЫЙ ПОДХОД
ЧАСТЬ 3. ЦЕЛИМСЯ В «ДЕСЯТКУ»
ЧАСТЬ 4. ПОЧТИ HIGH END
Комментарии [4]
Владислав
Спасибо за статьи на подобную тему, довольно интересно узнать о возможности использования смартфона в таком направлении. Хотелось бы, если возможно, чтобы была раскрыта тема и для iOS устройств (программ для работы со звуком — и для творчества, и для проф использования) там очень много и выбрать интересные варианты довольно сложно.
Отметил бы один дискуссионный момент — использование кодека aptX HD как некоего эталона. Может для андроид устройств он и предпочтительней, однако AAC в вариации от Apple используется более сложная психоакустическая модель и битрейт для потокового аудио до 576 кбит/с (кроме того с недавних пор не происходит дополнительного перекодированния при прослушивании AAC из iTunes или Apple Music Субъективно, на тех беспроводных наушниках которые я слушал (Audio-Technica, Bose, Sennheiser, B&O) AAC звучал лучше. Возможно в разных реализациях aptX HD звук отличается, но больше складывается впечатление, что это очередной маркетинговый проект типа LDAC.
Руслан ТАРАСОВ
Не дадите ссылку на источник, где вы взяли цифры для ААС/Bluetooth? Дело в том, что указанный вами битрейт как раз использует aptX HD, а под ACС в канале Bluetooth зарезервировано стандартные 256 кбит/с и данные в него уходят всегда после пересжатия.
Владислав
Почитать можно тут:
https://habr.com/ru/post/427997/
Однако с тех пор некоторые моменты в экосистеме Apple изменились — теперь музыка в формате AAC стремиться напрямую, без перекодирования (видел где-то в блоге разработчиков Apple, сейчас ссылку не найду).
В macOS типичное значение для AAC — 320 кбит/с. Но есть ньюанс в стиле Apple — при работе со своими наушниками (AirPods, AirPods Pro, некоторые Beats) автоматом происходит увеличение битрейта до 576 кбит/с. Однако у Apple есть утилита macOS для разработчиков, где этот параметр можно регулировать для всех устройств (а также включить aptX, если очень хочется). Её можно скачать тут
https://developer.apple.com/download/more/
вводите в поле поиска Additional Tools for Xcode 9, скачивается пакет утилит и среди них Bluetooth Explorer.
Руслан ТАРАСОВ
Все логично: в macOS этот параметр меняется потому что там как раз в качестве альтернативы AAC может использоваться aptX, пропускающий этот битрейт. В iOS, насколько я знаю, этой возможности нет. На сайте Apple для разработчиков не нашлось ни одного документа, где бы говорилось о том, что в канале Bluetooth AAC может переходить на битрейты выше 320 кбит/с. Если вы его найдете, буду вам очень признателен.