©2020 Focus Features
Жанр: мелодрама, комедия
Формат: WEB-DL 1080p, Dolby Digital 5.1
Сценарий: Элинор Каттон (по роману Джейн Остин)
Режиссер: Отем де Уайлд
Оператор: Крис Бловелт
Композитор: Дэвид Швайтцер, Изобель Уоллер-Бридж
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Джонни Флинн, Миа Гот, Джош О’Коннор, Билл Найи, Каллум Тернер, Миранда Харт, Эмбер Андерсон, Руперт Грейвз, Джемма Уилан
Что. Очередная экранизация четвертого романа английской писательницы Джейн Остин, одной из зачинательниц так называемой «женской литературы». Судьбу которой можно было бы выразить фразой «любила, но так и не вышла замуж», если бы не ее книги, заменившие детей и сделавшие ее бессмертной.
Почему название фильма пишется вопреки правилам с точкой, мне не известно. Возможно, чтобы было проще отличить эту картину от всех остальных экранизаций романа. Мы это отметили и дальше будем писать по правилам – знаки препинания надо беречь. «Эмма» — девятая экранизация, хотя две из них назывались по-другому и были достаточно далеки от литературной основы. Причем в заглавных ролях в них снимались, в частности, такие отборные красотки, как Алисия Сильверстоун, Гвинет Пэлтроу и Кейт Бекинсэйл.
Сюжет по нынешним временам не типичный: главная героиня – не бесправная страдалица, безраздельно зависимая от мужчин, но девушка «красивая, умная, богатая», за 21 год своей жизни она «почти не ведала горестей и невзгод» – об этом нам сразу сообщают в начальных титрах. Самонадеянная, но не стерва. За неимением достойных ее кавалеров занимается тем, что устраивает жизнь своим подругам. Ее интерес к мужчинам носит сугубо умозрительный характер – она еще слишком юна, чтобы испытывать к ним плотское влечение. Вот почему на самом первом кадре она предстает спящей. Легко догадаться, что по ходу сюжета у нее начнется пробуждение чувственности. Когда речь идет об очень привлекательной барышне, это всегда интересно.
Кто. Сценарий написан новозеландской писательницей Элинор Каттон, получившей в 2013 году «Букер» за роман «Светила». Мало того, что у фильма есть добротная литературная основа, так и перенесена она в кино профессионально и талантливо. Режиссер, или как принято сейчас, режиссерка Отем де Уайлд занималась прежде короткометражками, видеоклипами (в частности, для Beck и Florence + the Machine), так что «Эмма» у нее первая полнометражная работа.
Исполнительница главной роли Аня Тейлор-Джой – обладательница своеобразной и очень запоминающейся внешности – другие исполнительницы роли Эммы, которые снимались в предыдущих фильмах, кажутся на ее фоне… э-э-э… какими-то обыкновенными. Аня снимается давно и много, но в малозначительных эпизодических ролях, так что ее актерская карьера начнется по-настоящему только после «Эммы».
Вообще актерский состав сильный. Некоторые из занятых здесь актеров уже успели показать себя прежде – в британских сериалах «Война и мир», «Половое воспитание» и даже в «Игре престолов». А одна актриса, Миа Гот, снималась у Ларса фон Триера во второй части «Нимфоманки». Еще одна, Джемма Уилан, замечена в третьем сезоне сериала «Убивая Еву». Уверен, мы их всех еще не раз увидим.
Как. Элинор Каттон поступила совершенно правильно: она, по сути, превратила роман в театральную пьесу. Именно с этой точки зрения и следует оценивать картину – как сценическое действо, реализованное на экране средствами кинематографа, но с выразительными приемами театра. Без экспериментов и потуг на новаторство, но очень высокого класса. С изрядной долей иронии и юмора. Более грубого и эксцентричного, чем в прежних постановках романа, но зато более смешного. Да, в кино мы лишены удовольствия сопереживать живому действу, но зато можем видеть лица исполнителей крупным планом и наслаждаться тонкой актерской игрой, а также прекрасными пейзажами старушки-Англии. Они до сих пор не потерли своего очарования, но увидеть их в натуре сейчас сложновато.
На чём. Снято красиво, поэтому нужен достойный экран. Аудиотракт – любой, даже саундбар сгодится. Но смотреть желательно с оригинальной дорожкой и субтитрами.