Новая версия усилителя, созданная компанией из Санкт-Петербурга, отличается уменьшенными искажениями – как нелинейных, так и интермодуляционных. Хорошо, когда у разработчиков есть понимание, как те или иные параметры влияют на звучание, а также опыт, позволяющий эти параметры улучшить. Проект на стыке профессионального и домашнего аудио – чем он и интересен.
ПРАВДА ЖИЗНИ
Вообще говоря, профессиональное и домашнее аудио редко пересекаются – они выполняют разные задачи, что обусловливает различия в схемотехнике, конструктиве и дизайне. Для озвучивания публичных мест (т.н. Public Address) прежде всего, нужна мощность, надёжность и повышенная устойчивость к климатическим воздействиям, а качественные показатели могут рассматриваться в последнюю очередь. То же можно сказать о концертной аппаратуре, назначение которой — создание высоких уровней звукового давления и способность работать в жёстких температурных режимах. Но всё же есть узкая область, в которой сходятся требования профессионалов и любителей музыки – студийное оборудование. Именно в этой нише работает лаборатория Михаила Чумакова из Санкт-Петербурга – усилители, которые она выпускает под маркой Filigrane по всем показателям относятся к классу Hi-Fi, но имеют ряд полезных особенностей, для тех, кто серьёзно работает со звуком.
Усилитель мощности FA700 Mk II – вторая, улучшенная модификации модели, выпущенная в 2019 году. Изначально она предназначалась для работы с мониторами среднего поля, а главной целью усовершенствований было дальнейшее снижение искажений, измеряемых по «фирменной» методике, которое, как сообщает производитель, существенно улучшило пространственную картину при воспроизведении. В описании говорится, что в новой версии удалось снизить коэффициент обратной интермодуляции (RIMD) до 0,0003% ( -110 дБ) и тем самым «достичь феноменальной детальности и прозрачности в передаче пространства». Параметр этот действительно важен, но его редко указывают в спецификациях. Напомню, что интермодуляционные искажения возникают вследствие того, что сигналы с разными частотами, поданными одновременно на вход усилителя, порождают массу комбинационных составляющих. На музыке это происходит всегда, и повышенное количество такого «мусора» мы воспринимаем на слух как неестественность тембров и отсутствие прозрачности на высоких частотах. В отличие от стандартных методик измерения интермодуляции, когда сигналы с разными частотам подаются на вход усилителя, RIMD измеряется при подачи второго сигала на выход усилителя в виде тока. Это позволяет выделить самую «вредную» составляющую интермодуляционных искажений с очень низким порогом заметности и, соответственно, сконцентрироваться на борьбе с ней.
Усилитель мощности FA700 Mk II – вторая, улучшенная модификации модели, выпущенная в 2019 году.
Благодаря принятым мерам, при довольно высокой выходной мощности (2х220Вт на восьми Омах и 2х350Вт на четырёх) FA700 Mk II имеет очень низкие искажения и на малой громкости, и на уровнях, близких к клиппингу.
Для согласования с различными источниками сигнала в усилителе имеется отключаемый аттенюатор входного уровня на -15 дБ и плавная регулировка чувствительности в пределах 0…-16 дБ.
Все входы – балансные, на XLR и на Jack 6,3 мм.
Компоновка усилителя симметричная – в центре под экранирующей крышкой установлен 600-ваттный тороидальный трансформатор, а основные печатные платы закреплены на боковых теплоотводах. Выходных транзисторов в каждом канале четыре – по две комплементарные пары тошибовских 2SC5200/2SA1943 в плече. Энерговооружённость обеспечивается восемью конденсаторами 10000 мкФ х 100 В. Схема мягкого старта исключает броски тока, потребляемого из сети при включении усилителя, что положительно сказывается на его надежности. Переменное напряжение питания проходит через встроенный фильтр, отсекающий постоянную составляющую, что предотвращает гудение силового трансформатора при перегрузке сети.
В схеме защиты отсутствует реле, что исключило возможные искажения на контактах и повысило надёжность.
В схеме защиты отсутствует реле, что исключило возможные искажения на контактах и повысило надёжность. При включении, появлении частоты ниже 1 Гц или постоянного напряжения на выходе более 3 В, а также при коротком замыкании в нагрузке и перегреве теплоотводов выходные клеммы отключаются мощным симистором. Срабатывание защиты индицируется светодиодом на лицевой панели.
Для дистанционного включения/выключения усилителя предусмотрен управляющий триггер, срабатывающий при напряжении5 – 30В. Его вход полностью изолирован от корпуса и внутренних цепей, что исключает образование земляных петель по линии управления.
Усилитель комплектуется съемными кронштейнами для установки в 19-дюймовую стойку. Высота корпуса – 3U.
Для испытаний усилителя мы выбрали трёхполосные напольные акустические системы Solov’yev Sound SystemExperience V20. У них два 8-дюймовых басовика, а СЧ/ВЧ звено имеет конфигурацию д’Апполито, что обещает правильное построение звуковой сцены.
Чувствуется, что у FA700 Mk II высокий демпфинг-фактор, но он не подсушивает удар, а придаёт ему чёткость и скорость.
Но первое, что стоит отметить — усилитель уверенно «держит» акустику, не давая ей расслабляться. На тестовой записи барабаны звучат как живые, настолько натурально передаётся удар – с мгновенной атакой, энергетическим наполнением, богатыми спектральными составляющими и длинными реверберациями. Бочка при воспроизведении имеет почти реальный размер, её субгармоники заходят в инфранизкую область. Чувствуется, что у FA700 Mk II высокий демпфинг-фактор, но он не подсушивает удар, а придаёт ему чёткость и скорость. У баса есть не только форма, но и содержание — на рок-музыке с акцентированной ритм-секцией система выдаёт настоящий концертный драйв, который заряжает энергией и слушателя. Рояль передаётся с мельчайшими тембральными подробностями, буквально чувствуется отклик его корпуса. Тарелки – настоящее серебро в облаке обертонов. Динамические контрасты (резкие переходы от едва слышимых звуков к пиковым уровням на tutti) естественны на любой громкости.
Любопытно, как воспринимаются старые записи. Porgy & Bess в исполнении Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга, 1958 год — саунд буквально переносит в ту эпоху, виртуальные образы на удивление объёмны и телесны.
Способность усилителя выстраивать многоплановое звуковое пространство я отметил ещё раньше, когда слушал с ним другие колонки Solov’yev Sound System-Pentanon. С Experience V20 получилось даже интереснее: часть инструментов уходила назад, часть выдвигалась вперёд, а сами системы несмотря на свои солидные габариты на некоторых фонограммах просто исчезали из звукового поля. И даже при широкой стереобазе не возникало ощущения разрежённости атмосферы, пространство всегда плотно заполнялось. Количество планов в глубину будет зависеть от самой записи, но в любом случае усилитель покажет их все. На Summertime, например, их три: вокальные партии и труба спереди, позади контрабас и примерно в полутора метрах за передней линией – ударные, а оркестр как бы служит фоном для всей картины.
Динамические контрасты (резкие переходы от едва слышимых звуков к пиковым уровням на tutti) естественны на любой громкости.
Общая динамика тоже не даёт поводов для критики, при чувствительности колонок 89 дБ усилитель способен выдать такое звуковое давление, которое буквально вжимает в кресло. При этом не заметно ни искажений, ни окраски, ни нарушений в звуковой сцене.
FA700 Mk II– честный профессионал, который ничего не привносит в звучание, но и ничего не скрывает. Его можно слушать и дома на комфортной громкости, и уверенно озвучить небольшой зал, с тем же качеством. Да, дизайн скромный, но новинка от Filigrane привлекательна тем, что усилия её создателей были сосредоточены на надёжности и качестве звучания.
МУЗЫКА
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997
- Sweetbox. BMG/RCA, 1998
- Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Porgy & Bess». Verve, 1958
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter &Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
КОМПОНЕНТЫ
- Источники: DVD-проигрыватель Pioneer DV-LX50, MacBook с плеером Amarra 4 Luxe
- USB ЦАП M2Tech Evo
- Предусилитель Filigrane FD17
- Акустические системы: Solov’yev Sound SystemExperience V20
Filigrane FA700 Mk II
Производитель: Filigrane Audio(Россия)
filigrane.ru
Входы: Jack ¼, XLR || Выходная мощность: 2 х 220 Вт (8 Ом), 2 х 350 Вт (4 Ом) || Диапазон частот: 2 Гц – 65 кГц (+/-3 дБ) || Усиление: 27 (13) дБ || Номинальная чувствительность: 1,23 (4,9) В || Диапазон регулировки чувствительности: 0 – -31 дБ || Входное сопротивление: 30 кОм || Отношение сигнал/шум: -110 дБ || Максимальный пиковый выходной ток: 2 х 60 А || Уровень искажений в диапазоне мощностей -50 … -1 дБ: 0,0007% (1кГц), 0,002% (20 Гц – 20 кГц) || Коэффициент обратной интермодуляции (RIMD) 60Гц/6кГц 1:1: 0,0003 % || Выходное сопротивление: 0,016 Ома || Коэффициент демпфирования: 500 || Габариты: 485 х 415 х 130 мм || Масса: 18 кг || Цена: 95 000 руб.
Усилители Filigrane можно послушать в офисе компании Round Audio
Комментарии [8]
Alexander
,,Рука привычно тянется к регулятору уровня … и натыкается на стену. Не моё.,,
Абсолютно согласен с коллегой! Надписи на корпусе белой краской, циферблат жёлтыми, это тоже экономия??
Alexander
Страна богатая ресурсами. Сделайте из меди например что то красиво! Дайте бедным дизайнерам немного денег заработать. Ну а потом уже бюджетный вариант пожалуйста…
Александр Ростов-на-Дону
Рука привычно тянется к регулятору уровня … и натыкается на стену. Не моё.
Должен быть выбор у владельца, а то за каждой мелочью — подправить звук- пульт искать — это перебор.
Хорошему усилителю не лень и поклониться, подойти и подкрутить , лично , с нашим уважением. Шутка.
Alexander
Но почему дизайн то такой простите — РУКОЖОПНЫЙ?
Николай ЕФРЕМОВ
Но ведь написано же — вы платите только за звук, никаких дизайнерских изысков. Подход, принятый в сфере профессионального аудио.
Тарас
Интересно мнение автора о звучании УМ в домашних условия с акустикой Focal Aria c предом MF M6pre. Если можно сравнить данный продукт с Parasound classic 2250. Стоит ли рассматривать его к покупке. Нет ли подводных камней?
Andre
Да и цена божеская, что первоочередное пожалуй, в наше то время.
Alexander
Цена без вопросов!