Модели из серии Motion не имеют электростатической панели, их конструкция более традиционна. У них другая изюминка – фирменный ленточный твитер FoldedMotion, расширяющий рабочий диапазон частот до ультразвука.
Начнём исследовать бюджетный модельный ряд с самых компактных мониторов 15i.
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ
Кстати, термин «полочная» (bookshelf) акустика почти полностью вышел из употребления в англоязычной прессе, теперь системы такого класса называют stand mount speakers. И в самом деле, если вы хотите получить хоть какой-то вменяемый бас и плотную нижнюю середину, размещайте мониторы на увесистых стойках.
Как, например, сделали мы перед прослушиванием Motion 15i. При своих скромных габаритах (29 х 17 х 24 см) эти двухполоски довольно увесисты, 5,4 кг каждая. Корпуса жёсткие, при простукивании отзываются коротко, как монолиты.
В Motion 15i твитер имеет размеры 2,6 x 3,6 см, а магнитная система у него из сплава NIB, в который входит неодим, железо и бор.
Системы эти хоть и маленькие, но непростые. Твитеры FoldedMotion – не что иное, как популярные в последнее время у производителей акустики излучатели AMT (Air Motion Transformer) доктора Оскара Хейла. Напомню, что звуковая волна создаётся в них за счёт сжатия и растяжения тонкой невесомой ленты, сложенной гармошкой. Она выталкивает из себя воздух со скоростью, не достижимой для обычных ленточных и тем более купольных твитеров. Отсюда и колоссальное звуковое разрешение в верхнем диапазоне. В Motion 15i твитер имеет размеры 2,6 x 3,6 см, а магнитная система у него из сплава NIB, в который входит неодим, железо и бор. Он, по заявлению производителя, имеет индукцию в 20 раз большую, чем ферриты, алнико и т.д., что позволило увеличить чувствительность излучателя и снизить его искажения.
Главная проблема с планарными твитерами заключается в сложности их согласования с остальными головками по скорости отклика. В трёхполосных конструкциях между басовиком и твитером обычно ставят лёгкий бумажный среднечастотник, а в двухполосных этот номер не проходит, т.к. короткоходный диффузор из бумаги не в состоянии воспроизвести нормальный по глубине бас. В Motion 15i установлен 13-сантиметровый драйвер, разработанный специалистами MartinLogan. У него лёгкий и быстрый диффузор из алюминия, а для повышения жёсткости в его центре установлен широкий пылезащитный колпачок с полусферическим углублением. Широкий эластичный подвес допускает большие смещения подвижной системы. При поддержке фазоинвертора с портом внушительного сечения динамик воспроизводит бас от 60 Гц, что для такого объёма корпуса совсем неплохо.
При этом большое внимание уделяется скоростным показателям фильтров, поскольку они работают с безынерционными панелями ESL и твитерами AMT.
Кроссоверы в этих мониторах тоже необычные. Они разработаны главным инженером компании Джо Войтко (Joe Vojtko) и даже зарегистрированы под его именем — VojtkoTM. Как утверждает автор, это не столько схемотехника, сколько философия. При расчёте тщательно отобранные излучатели (электростатические, диффузорные, планарные) и элементы фильтров увязываются в одно целое в строго отведённом диапазоне частот, после чего эти звенья стыкуются между собой, обеспечивая линейную характеристику всей системы и контролируемую дисперсию. При проектировании большое внимание уделялось скоростным показателям фильтров, поскольку в разных моделях они связаны с безынерционными панелями ESL и твитерами AMT. Кроме того, философия VojtkoTM учитывает и свойства окружающей среды, в которой придётся работать акустическим системам.
В схеме используются индуктивности «на воздухе» с нестандартными номиналами, а в басовом звене — катушки с многослойными стальными сердечниками для снижения активных потерь. Конденсаторы – плёночные и электролитические высокого качества. Частота раздела полос в Motion 15i – 2700 Гц, т.е. весь голосовой диапазон и большая часть спектра акустических инструментов воспроизводится одним динамиком. Входных клемм две, они удобные, с большими пластиковыми барашками. Bi-wiring компания не признаёт, поскольку при таком подключении ещё более увеличивается риск временного рассогласования полос.
Предусмотрено три варианта внешней отделки: чёрный лак, матовое белое покрытие и имитация шпона красного ореха.
Мониторчики способны прокачать очень приличное по площади помещение, и я не услышал ни окраски, ни иных артефактов звучания.
Для прослушивания мы подключили Motion 15i к интегральнику Schiit Audio Ragnarok мощностью 2 х 100 Вт на 4 Омах. Сразу же обратил внимание на высокую чувствительность мониторов – при таких габаритах она редко превышает 88 – 89 дБ, а здесь 92, и это реально слышно. В звучании нет натужности, характерной для трудной для раскачки акустики, подача у этих мониторов легкая и воздушная. Конечно, сказываются преимущества твитеров, которые прорисовывают верхний диапазон с обилием мельчайших штрихов. И никакой резкости, избыточной контрастности или яркости – чувствуется лёгкий подъём на самом краю слышимого диапазона, но в жилой комнате с мягкой мебелью он заметен не будет.
Глубокого баса, разумеется, услышать не удалось, но нижняя середина очень убедительна – в ней и богатое спектральное наполнение, и достаточно чувствительная энергетика. Мониторчики способны прокачать очень приличное по площади помещение, и я не услышал ни окраски, ни иных артефактов звучания. Динамический потенциал иногда даже удивляет: такие малыши, а саунд выдают совсем не детский. Хорошо передаётся удар барабанов, атака струны, тембральный почерк деревянных и медных духовых. Всё звучит достоверно и убедительно. Мужской вокал полновесный, с красивым заходом в нижнюю октаву.
Динамический потенциал иногда даже удивляет: такие малыши, а саунд выдают совсем не детский.
Единственный момент, который нужно учитывать – не слишком широкую диаграмму направленности твитеров AMT, поэтому для получения правильной звуковой сцены имеет смысл поэкспериментировать с ориентацией мониторов. В нашем случае с широкой расстановкой третье измерение во всей красе проявилось при лёгком повороте внутрь. Пространство они строят компактное, зато с чёткими мнимыми образами. Твитеры создают верхний план с серебристым облаком гармоник.
Motion 15i убедительно сыграли в системе 2.1 с 8-дюймовым сабвуфером MartinLogan Dynamo 400. При частоте среза примерно 70 Гц и совсем небольшом уровне он добавил саунду столько основательности и объёма! В целом сцена осталась столь же точной, но с НЧ-фундаментом производила гораздо более сильное впечатление. Даже вокал с основным тембром гораздо выше 100 Гц, казался более натуральным, чем прежде. Такая тройка может оказаться очень неплохим вариантом для небольшой комнаты, причём 8-дюймовый саб легко спрятать где-нибудь за креслом. Его задача – лишь немного помочь мониторам, которые прекрасно справляются со своей задачей в основном диапазоне.
СИСТЕМА
- Универсальный проигрыватель OPPO UDP-205
- Интегральный усилитель Schiit Audio Ragnarok
- Сабвуфер MartinLogan Dynamo 400
- Кабели:
- фоно Oehlbah NF113
- межблочные Hi Fidelity Cable
- акустические Tellurium Q Statement Speaker 2,5 m
- сетевые Mudr Akustik
МУЗЫКА
- Squirrel Nut Zippers, «Bedlam Ballroom». Mammoth Records, 2000
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997.
MartinLogan Motion 15i
Производитель: MartinLogan, Ltd (США)
www.martinlogan.com
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 60 — 25 000 Гц || Номинальное сопротивление: 5 Ом || Частота раздела полос: 2700 Гц || Чувствительность: 92 дБ (2,83 В/м) || Рекомендуемая мощность усилителя: 20 – 200 || Горизонтальная и вертикальная дисперсия: 80 град. || Отделка: чёрный лак, матовая белая, красный орех || Габариты: 290 х 173 х 240 мм || Масса 1 шт.: 5,4 кг || Цена за пару: 60 000 руб.