Винил уже давно перестал быть уделом состоятельных меломанов – качественная техника для его воспроизведения всё чаще появляется и в доступном сегменте. Очередной пример – фонокорректор Mani, коробочка с широкими возможностями и привлекательной ценой. К какому же классу её отнести по качеству звучания?
МАСТЕР КОМБИНАЦИЙ
Фонокорректор, на первый взгляд, вещь нехитрая, всего и делов-то – усилить сигнал с головки и задать форму частотной характеристики, оговорённую ассоциацией RIAA. При современном уровне элементной базы и отработанной за десятилетия схемотехнике можно было бы найти некий идеальный, устраивающий по всем параметрам вариант. Так почему же производители до сих пор предлагают огромное количество разных вариантов реализации?
Как известно, любую задачу можно решить несколькими способами, а при проектировании фонокорректора таких задач несколько.
Как известно, любую задачу можно решить несколькими способами, а при проектировании фонокорректора таких задач несколько. Первая – обеспечить линейный уровень сигнала (300 – 500 мВ) на выходе при минимуме шумов. Для ММ головок коэффициент усиления должен быть около 100 (40 дБ), а для МС – порядка 1000 (60 дБ). Это реально большие значения, при которых обеспечить приемлемое отношение сигнал/шум совсем не просто. Второй важный показатель – запас по перегрузке, т.е. способность схемы без искажений «переваривать» высокие пики сигнала, например, при воспроизведении царапин или резкого удара по тарелкам. Без запаса мы вместо щелчков и медной россыпи услышим хрип со шлейфом жёстких гармоник. Эти и другие параметры находятся в противоречии друг с другом, более того, что хорошо для ММ-корректоров, не всегда годится для МС. Вот поэтому каждый производитель расставляет приоритеты и решает проблемы по-своему и, как правило, методом компромиссов, улучшая один параметр за счёт другого.
С этой точки зрения фонокорректор Schiit Mani представляет собой совершенно уникальную вещь – он предоставляет возможность подобрать оптимальные условия для работы с любой головкой. Каждый канал построен на паре современных операционных усилителей от Analog Devices – малошумящем ADA 4897 и сдвоенном высокоскоростном AD8066. В обоих каналах раздельно по каскадам можно задать усиление High или Low, что даёт четыре комбинации с суммарными коэффициентами 30, 42, 47 и 59 дБ и номинальной чувствительностью, соответственно, 9, 2,3, 1,3 и 0,3 мВ. Первый вариант подходит для ММ-картриджей с отдачей более 6 мВ (например, моделей Decca и диджейских типа Shure M44-7), а последний – для стандартных MC с низким выходом. Отдельными переключателями задаётся нагрузка головки – 47 кОм для ММ и 47 Ом для МС. Подобрав нужную комбинацию, вы не получите избыточного усиления, а, значит его неизбежных спутников – повышенных шумов и искажений.
Schiit Mani представляет собой совершенно уникальную вещь – он предоставляет возможность подобрать оптимальные условия для работы с любой головкой.
Ещё меня порадовало то, что в Mani используется пассивная RIAA коррекция, т.е. частотнозадающие цепи включаются не в петлю обратной связи, а между каскадами. Это всегда благотворно сказывается на звучании, поскольку спектр искажений становится короче. Точность коррекции +/- 0,2 дБ в диапазоне 20 Гц – 20 кГц обеспечивается плёночными конденсаторами с допуском 2% и прецизионными SMD резисторами.
Корректор собран в небольшом алюминиевом корпусе с характерной для изделий Schiit Audio формой. Переключатели, задающие усиление каскадов, размещены на нижней плоскости. Питается Mani переменным напряжением 16 В, поступающим от стенного адаптера. Входы и выходы – на разъёмах RCA. Надпись на задней панели Made in USA соответствует действительности: вся техника Schiit Audio производится на собственной фабрике в Калифорнии.
Для испытаний корректора мы задействовали проигрыватель Clearaudio Performance Wood DC. Установленная на нём ММ-головка Clearaudio Virtuoso V2 выдаёт 3,6 мВ, поэтому переключатели усиления первого каскада мы поставили в положение LOW, а второго – в HIGH. При этом, согласно мануалу, получился коэффициент усиления 42 дБ при искажениях порядка 0,008% и отношении сигнал/шум более 82 дБ. Для оценки низкочастотного диапазона в помощь полочным мониторам был добавлен сабвуфер MartinLogan Dynamo 400.
Характер у Mani интересный: он звучит более открыто, чем большинство недорогих корректоров на операционных усилителях, и с очень прозрачным верхом.
Характер у Mani интересный: он звучит более открыто, чем большинство недорогих корректоров на операционных усилителях, и с очень прозрачным верхом. Быстродействие усилительных каскадов проявляется в передаче поверхностных шумов пластинки – они ровно распределены по спектру и как бы растворяются в общей картине. Собственные шумы Mani мне удалось услышать, лишь приложив ухо вплотную к ленточным твитерам,
Корректор точно передал особенности нашего проигрывателя – основательность в нижнем регистре, чёткость передачи ритма и отсутствие вуали в среднечастотном диапазоне, возникающей в недостаточно задемпфированных конструкциях из-за резонансов стола. Усилительный тракт получился предельно прозрачным, с честной передачей всех нюансов, заложенных в записи. По информативности Mani запросто может поспорить с гораздо более дорогими конкурентами, да и по линейности тонального баланса тоже.
Глубина нижнего регистра в значительной степени зависит от согласования головки с тонармом, и в нашем случае бас получился на редкость впечатляющим. Включенный по высокоуровневым входам сабвуфер даже на умеренной громкости придавал звучанию основательность, особенно на симфонической и клубной музыке. Звуковая картина формировалась плотной, с явно ощутимой энергетикой.
С построением пространства тоже проблем не было. Фазовая идентичность каналов всего тракта дала любопытный эффект: стереокартина формировалась с таким разделением каналов, которое не часто бывает и при воспроизведении компакт-дисков.
Эта вещь создана людьми с нестандартным мышлением и пониманием того, как нужно воспроизводить виниловые пластинки.
Так что Mani – не просто ещё один корректор в бесконечной массе аналогичных устройств. Эта вещь создана людьми с нестандартным мышлением и пониманием того, как нужно воспроизводить виниловые пластинки. И создана без лишнего пафоса и попыток поднять цену за счёт каких-то дополнительных наворотов. В наше время найти корректор за 15 000 рублей, который так сыграется с проигрывателем, который в 25 раз дороже, ещё та задача. Да ещё с возможностью подобрать оптимальную комбинацию для любой головки…
СИСТЕМА
- Проигрыватель винила Clearaudio Performance Wood DC
- Головка Clearaudio Virtuoso V2
- Интегральный усилитель Boulder 865
- Акустические системы MartinLogan Motion 15i
- Сабвуфер MartinLogan Dynamo 400
- Кабели:
- фоно Oehlbah NF113
- межблочные Hi Fidelity Cable
- акустические Tellurium Q Statement Speaker 2,5 m
- сетевые Mudr Akustik
МУЗЫКА
- Creedence Clearwater Revival, «Creedence Gold». Fantasy, 1972
- Dead Can Dance, ««Into the Labyrinth». 4AD, 1993
- Quincy Jones, «The Dude». A&M Records, 1981
- Leftfield, «Leftism». 2 LP Columbia, 2005
- Peter Tschaikowsky, «Der Nußknacker». Eterna DMM, 1986
Schiit Mani
Производитель: Schiit Audio (США)
Низкое усиление в обоих каскадах (для звукоснимателей Decca)
Коэффициент усиления: 30 дБ || К.Н.И.: менее 0,005% (1 В RMS, А-взвешенный) || Отношение сигнал/шум: более 90 дБА (при закороченных входах) || Чувствительность: 9 мВ (300 мВ на выходе).
Низкое усиление в первом каскаде, высокое во втором (стандартный MM-режим)
Коэффициент усиления: 42 дБ || К.Н.И.: менее 0,008% (1 В RMS, А-взвешенный) || Отношение сигнал/шум: более 82 дБА (при закороченных входах) || Чувствительность: 2,3 мВ (300 мВ на выходе).
Высокое усиление в первом каскаде, низкое во втором (для MM-картриджей с низким выходом или MC с высоким)
Коэффициент усиления: 48 дБ || К.Н.И.: менее 0,01% (1 В RMS, А-взвешенный) || Отношение сигнал/шум: более 80 дБА (при закороченных входах) || Чувствительность: 1,3 мВ (300 мВ на выходе).
Высокое усиление в обоих каскадах (для MC-картриджей)
Коэффициент усиления: 59 дБ || К.Н.И.: менее 0,03% (1 В RMS, А-взвешенный) || Отношение сигнал/шум: более 70 дБА (при закороченных входах) || Чувствительность: 0,3 мВ (300 мВ на выходе).
Общие: Входной импеданс: переключаемый 47 Ом (MC) или 47 кОм (MM) || Частотная характеристика: RIAA ±0,2 дБ (20 Гц – 20 кГц) || Взаимное проникновение каналов: -75 дБ (20 Гц—20 кГц) || Перегрузочная способность: более 20 дБ || Входы: пара RCA || Выходы: пара RCA || Выходной импеданс: 75 Ом || Питание: 16 В от адаптера 220/240 В || Масса нетто: 0,45 кг || Габариты: 127 x 89 x 32 мм || Цена: 15 000 руб.
Топология: полностью пассивная схема RIAA-коррекции с каскадами усиления на микросхемах ADA4897 и AD8066, тонкопленочных резисторах и пленочных конденсаторах
Электропитание: внешний блок питания в одном корпусе с сетевой вилкой, оборудованный трансформатором 16 ВА, выходное напряжение ±5 В
Потребляемая мощность: 4 Вт
Габариты:
Масса: 0,45 кг
Комментарии [25]
Станислав
Здравствуйте!
На ваш субъективный взгляд, какой корректор будет поинтереснее: schiit mani или ifi audio zen phono?
Николай ЕФРЕМОВ
Ну как я могу ответить, не зная, какая у вас головка, какая музыка и какая остальная система. Да и зная всё это, могу сказать только одно: интерес — дело сугбо индивидуальное.
Станислав
Я потому и уточнил: на ваш субъективный взгляд) имея ввиду, какой из этих двух корректоров понравился вам больше?
Моя система состоит из проигрывателя Audio Technica AT LP 140 со вставкой VMN95ML и Kef LS50 Wireless.
Николай ЕФРЕМОВ
Свои впечатления я описал в обзорах. Могу лишь добавить, что корректор Schiit заметно переигрывает свою ценовую категорию. Приятный бас, чистый верх, хорошая перегрузочная способность. Звучание корректора iFi, возможно, более открытое и прозрачное, но это зависит скорее от головки, чем от него самого. По эксплуатационным возможностям обе модели практически равноценны. Так что выбирайте, какой больше нравится внешне)))
Станислав
Николай, благодарю за ответ)
Vadim
У меня от этого корректора адский шум в динамиках , даже не подключая вертушку , отчётливый шум наченается с четверти громкости усилителя , на половине громкости шум слышен с метров десяти , у кого есть этот фоник , проверти у всех так или мне брак попался .
Владимир
А теперь по существу вопроса. Я делаю системы, которые сами подправляют все искажения от источника до уха ( УНЧ- АС — помещение прослушивания) максимально быстро и точно. Но мои изобретения допускают также и предварительную коррекцию по АЧХ как ушей слушателя, так и головок звуковоспроизведения в любых системах и на любых стадиях их работы. Например, проигрывателей пластинок.
schtiver
На сайтах vinylengine.com (полную ссылку писать долго, можно в поиск забить) и amazon.com (аналогично) читал, что данный корректор не лишён такого недуга как «работа в режиме радиоприёмника». Пользователи, что скажите? Вопрос не праздный — выбираю между этим корректором и ещё одним также made in usa. И ещё, кто-нибудь пользовал его с винтажными американскими головками Shure M44 и ADC K8, 220 и т.п.?
Роман
Этот недуг был у аппаратов первой версии, после чего схема была доработана и проблема с РЧ помехами исчезла. Внешнее отличие превой и второй версии — у первой крышка стальная крашенная, у второй — алюминиевая.
Владимир
Похоже на правду, только не понятно, что за уровень /сигнал шум при питании +-5 В?))) на современных микросхемах с питанием +-15-18 В — ЭТО можно сделать на 10 дБ с более высокими параметрами — легко, а с импульсным БП, еще на 5-10 дБ лучше.
Зато старались, молодцы…)))
Роман
Неожиданно хороший фонокор. Пробовал с Denon DL110 (48 дБ), Ortofon 2M Bronze и Nagaoka MP-150 (42 дБ). Результат вполне уверенный, с учетом стоимости — отличный.
Владимир
Глагол «пробовал» тут не совсем понятный и корректный — покажите параметры электрических и акустических сигналов и их отличия. Вот тогда, мы может и подумаем, что вы нас не обманываете.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Владимир, а зачем вам эти параметры показывать? Вы хотите его купить? Тогда обращайтесь к продавцу — пусть он вам предоставит все требуемые вам данные. Ни мы, ни наши читатели ничего не продают. На будущее: постарайтесь быть менее категоричным и более доброжелательным. Конечно, клиент всегда прав, но вы нам не клиент, понятно?
Владимир
Понятно, Дмитрий. Но я сравниваю устройства не по отзывам покупателей, а по реальным общепризнанным электрическим параметрам чтобы похвалить аппарат или даже его купить.
Роман
Вот измерения:
https://www.audiosciencereview.com/forum/index.php?threads/review-and-measurements-of-schiit-mani-phono-stage.8052/
Изучайте, хвалите, ругайте. А я лучше музыку послушаю 🙂
Николай ЕФРЕМОВ
Именно тут понятный и корректный. Хочу напомнить, что мы — массовое издание, рассчитанное на людей, любящих кино и музыку. Здесь мы делимся исключительно собственными впечатлениями от прослушанного и увиденного. Требовать сигналы и прочие инженерные выкладки от человека, просто купившего корректор — с головой не дружить.
Владимир
Николай, у вас в первую очередь издание про современную технику для качественного воспроизведения музыки и кино, а не про музыку или кино как таковые. Поэтому, на мой взгляд, вы зря игнорируете электрические параметры публикуемых тут устройств и делаете ставку на их рекламу с точки зрения того или иного эксперта на его слух и взгляд. Электрические параметры новой техники, как раз и определяют уровень качества того или иного технического устройства. Мнение эксперта — слухача уже вторично. Мало ли что ему привиделось или прислышалось. Он же не обладает объективной, высокой точностью анализа звуковых тест сигналов, как современные измерительные системы и машины. Это же не журнал любителей поэзии или фанатов различных жанров музыки или кино. основной акцент вашего издания — это объективное представление технических параметров новой техники. Поэтому именно им и надо, на мой взгляд, уделять тут основное время. Можно в конце статьи, в одном абзаце, изложить мнение эксперта — понравился ему звук или нет. А у вас сейчас всё с точностью до наоборот. Можно в каждой публикации публиковать таблицу по основным электрическим параметрам данного устройства, его аналогов и их цену. Вот это был бы бы конструктивный маркетинг. Я не прав, Николай?
Руслан Тарасов
Вы можете написать еще сто постов про важность измерений (что здесь никто не отрицает), но они все равно не появятся по вашему требованию. Во-первых, потому что журнал — это не БТИ и ничего подобного делать не обязан. Во-вторых, потому что большинству читателей интересна экспертная оценка качества звучания. Если вы хотите видеть журнал с «таблицами по основным электрическим параметрам» и с «конструктивным маркетингом», то почему бы вам не сделать его самому? Один читатель у него точно будет.
Владимир
Руслан, чем вы докажите, что экспертная оценка объективная и она не зависит от гонорара за рецензию?
Николай ЕФРЕМОВ
Во-первых, докажЕте. Родной язык нужно знать, если хотите, чтобы к вашему мнению прислушивались. Во-вторых, гонорар платит редакция, а не производитель техники. И он не зависит от тех оценок, которые выносит автор.
Николай ЕФРЕМОВ
В наших обзорах описание технических и функциональных аспектов занимает столько же места, сколько и впечатлениия от прослушивания, изложенные экспертом. Эксперт — ключевое слово в данном случае, поскольку благодаря колоссальному опыту, способности слушать и слышать, он тоже может считаться инструментом. Если Вы не верите мнению эксперта, это Ваши проблемы.
Владимир
Если бы эксперты не получали за свои статьи деньги, то им бы еще можно было верить как неподкупным приборам.
Николай ЕФРЕМОВ
Это профессия, как и все остальные.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Владимир, ваши рассуждения о «неподкупных приборах», как минимум, наивны. Производители давно научились получать «красивые» характеристики. Это элементарно и не требует ни особых знаний, ни технологий, ни даже качественных комплектующих. Увеличивается глубина отрицательной обратной связи по самое не могу, и вот вам красивые картинки — минимум искажений, шумов, ровная частотка. Только звучать такой аппарат будет так себе. Но производители ориентируются на людей вроде вас — которые не слушают технику, а разглядывают графики.
Вы никогда не купите себе нормальную технику, если будете ориентироваться на данные измерений. Да, для некоторых аппаратов измерения нужны, но только при условии грамотного экспертного комментария. И не для всех аппаратов.
Приведу конкретный пример: мой домашний усилитель имеет ужасные технические характеристики. Потому что у него вообще нет ООС. Но мне очень нравится, как он играет. И мне глубоко наплевать на его измерения. Когда я его покупал, ориентировался исключительно на мнение экспертов.
А вам могу только вам посочувствовать: трудно жить, когда видишь вокруг сплошных жуликов и продажных писак. В конце концов, зачем читать статьи, если вы не доверяете их авторам?
Александр Ростов-на-Дону
Набор полезных опций и возможность выбирать их по наилучшему звучанию -то, что приятно удивило в первую очередь. Невысокая цена за качественное изделие- ещё одна приятная сторона. Да и схемное решение — два каскада с переменным усилением и пассивная коррекция — очень грамотное по сути. Сам пришел к нему в поиске удачной и несложной схемы.