В марте весь музыкальный мир будет отмечать 80-летие вокалиста Эла Джерро. К сожалению, великий музыкант ушел из жизни три года назад — но это не помешает мне вспомнить о разговоре с ним, который состоялся в 2008-м, накануне одного из его визитов в Москву.
На самом деле его звали Элвин Лопес Джерро. Семикратный обладатель премии «Грэмми», он был единственным вокалистом в истории, которому удалось получить ее в трех жанровых категориях: джаз, поп и R&B. Сын священника из Милуоки, штат Висконсин, он начал петь в раннем детстве; первым профессиональным коллективом, в котором он участвовал, было джазовое трио во главе с пианистом Джорджем Дюком. В 1975 году на лейбле Warner Bros. вышел его дебютный альбом We Got By.
Эл Джерро выступал с такими музыкантами, как Джо Сэмпл, Майлз Дэвис, Дэвид Санборн и Джордж Бенсон. Он известен как автор и исполнитель знаменитой темы из сериала «Детективное агентство «Лунный свет», он участвовал в записи песни We Are The World, а 6 марта 2001 года он получил звезду на Аллее славы в Голливуде.
Эл не раз выступал в России, а тогда должен был выступить в Москве в рамках уникального проекта — трио с Джорджем Дюком и басистом Стэнли Кларком. Эти музыканты знали друг друга много лет, но никогда не появлялись на сцене вместе. На первый же мой вопрос ветеран и лауреат ответил, что некоторым образом волнуется перед первым концертом в таком составе.
— Вы волнуетесь? С вашим опытом вы все еще волнуетесь?
— Я волнуюсь по поводу нового проекта так же, как и в случае с музыкой, которой занимаюсь годами. Всякий раз, когда приходит время выходить на сцену, я волнуюсь и нервничаю — потому что я хочу сделать все настолько хорошо, насколько могу. Думаю, что именно из-за этого волнения и возникают те силы, которые помогают мне на сцене или в студии. Так что это полезное волнение.
— Вы получили «Грэмми» в трех разных категориях — джаз, поп и ритм-н-блюз ...
— Я просто люблю эти три вида музыки. Я начинал с церковной музыки, но очень скоро перешел на джаз (поет) Но в этот момент музыка в Америке начинает меняться — появились Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, и это оказало на меня огромное влияние. Тогда это был ритм-н-блюз- мы стояли на перекрестке с тремя или четырьмя парнями и девушкой и пели песни в стиле doo-wop … Мой папа постоянно слушал классическую музыку по радио, поэтому я хорошо знал, к примеру, Стравинского — и это в десять или одиннадцать лет! В общем, когда я начал записываться — в 1975 году — в моей музыке все это уже было. Меня объявили новой надеждой джаза, но если копнуть поглубже, вы найдете там ритм-н-блюз и поп-музыку! (смеется) Я пел песни Элтона Джона и Джеймса Тейлора — но я делал это в джазовой и ритм-н-блюзовой манере. Так что я чувствую глубокое удовлетворение от того, что мои «Грэмми» происходят из этих трех областей музыки.
— Вы не раз приезжали в Россию — а каким был ваш первый визит?
— Это очень приятно и очень лестно для американского музыканта наконец приехать в Россию и встретиться с этой публикой. Российская аудитория очень восторженна, очень благодарна, и для меня было важно, что это была новая аудитория, люди, для которых я еще не пел! (Смеется). Одно плохо: всякий раз мои приезды — это быстрые переезды: из аэропорта в отель, потом в зал, потом обратно в отель и снова к трапу самолета. Толком ничего не увидишь. Но на этот раз я обязательно хочу посетить Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Хотя бы. Потому что там собраны невероятные сокровища. Какая же молодец была Екатерина Великая, что собрала их со всего мира!
— У вас есть какое-нибудь хобби, или музыка занимает все ваше время?
— У меня есть интерес ко многим вещам, но не хватает времени … У меня есть пара старых автомобилей, которые я восстанавливаю своими руками и езжу на них потом: «кадиллак» 1949 года, который сейчас в работе, и «щевроле-камаро» 1969-го, который уже закончен; скоро я буду ездить на нем как на своей повседневной машине. В старых автомобилях есть красота, есть мастерство и какой-то удивительный дух времени, чего нет в нынешних. А еще… знаете, меня интересует космология. У меня не так много времени для серьезного чтения на эту тему, но когда по телевизору рассказывают о космосе и Вселенной и о том, как все произошло, меня от экрана не оторвать. Потому что это невероятно интересно — понять и найти связь между всем человечеством, всеми людьми на этой планете и Вселенной, в которой столько галактик, что хватило бы по одной для каждого человека на Земле. Я думаю, что это чудесно! Какой невероятный подарок всем нам!
…Никогда не забуду, как на февральской московской кухне из динамика моего домашнего телефона пел Эл Джерро. Надо бы починить старый микрокассетный диктофон и найти ту кассету, чтобы попробовать вернуться на 12 лет назад.
Комментарии [1]
Михаил
Артём! Спасибо что напомнили о нём! Забыл уж, столько всего происходит в мире музики, спасибо ещё раз!