Вот новый пример смелой инженерной мысли: в этом усилителе сочетаются преимущества лампового и полупроводникового усиления, причём последнее реализовано на биполярных и полевых транзисторах. Да и вообще, новинка – на все случаи жизни: у неё собственный ЦАП на чипе ESS Sabre ES9018 и фонокорректор для MM-головок. Испытаем этот универсал по полной программе — в разных режимах с несколькими источниками.
НА СТЫКЕ ЖАНРОВ
Датский бренд Copland всегда славился конструкциями с классической схемотехникой и безукоризненным исполнением, чем и достигался предсказуемый с точки зрения звучания результат. Если же говорить о новой разработке, интегральном усилителе CSA100, то здесь всё не так просто. Ещё шесть лет назад Оле Мюллер (Olé Möller), основатель и главный конструктор компании, на вопрос нашего журнала, не собирается ли он отказаться ли он от гибридной схемотехники, ответил: «Конечно, нет. В будущем у Copland ожидаются новые гибридные усилители. Дело в том, что подобный принцип не так-то легко реализовать. Главная цель при этом — взять лучшее от двух технологий, ламповой и транзисторной, но нужно помнить, что обратный результат также вполне вероятен».
Входная секция ламповая, построена на малошумящем двойном триоде 6922. С этого же каскада сигнал подаётся на линейный выход.
Кстати, напомню, кто такой сам Оле Мюллер. Его карьера началась около 50 лет назад в R&D отделе Ortofon. Собственный бизнес он открыл в 1984-м, и к началу 90-х марка Copland стала известна во всём мире. Скромное по размерам производство расположено в Копенгагене, вся техника собирается вручную квалифицированными мастерами.
Как сказано выше, при проектировании гибридных усилителей присутствует риск неудачи, но в CSA100 предприняты все меры, чтобы его избежать. Входная секция ламповая, построена на малошумящем двойном триоде 6922. С этого же каскада сигнал подаётся на линейный выход, так что при желании можно расширить архитектуру системы, подключив сабвуфер или дополнительный усилитель мощности.
Чтобы не потерять скорость и размах сигнала, заданные триодами, следом за ними идут каскады на высоковольтных MOSFET – полевых транзисторах с «ламповой» характеристикой. Они же обеспечивают согласование с выходными повторителями на комплементарных биполярах MJL4281A/MJL4302A. Эти транзисторы мощностью 230 Вт не параллелятся – работают в каждом плече по одному.
Обратите внимание на силовую часть усилителя. Тороидальный трансформатор по массе габаритам тянет ватт на 800, не меньше, а суммарная ёмкость сглаживающих конденсаторов – 60 000 мкФ. На теплоотводе, помимо выходных транзисторов, установлен температурный датчик, связанный с системой защиты. Выходная мощность CSA100 – 2 х 100 Вт на 8-омной нагрузке и 2 х 180 Вт на 4-омной.
За основу встроенного ЦАПа взят известный нам конвертер DAC215 на продвинутом чипе Sabre Reference ES9018. Восемь его выходных ячеек соединены по четыре параллельно в каждом стереоканале, что дало линейную фазовую характеристику, искажения порядка 0,004% и уровень шумов -120 дБ. При подключении по асинхронному USB ЦАП поддерживает PCM с частотами дискретизации 44,1 — 384 кГц и разрядностью до 32 бит, а также DSD 2,8 — 5,6 МГц (64 – 128х), DSD256 и DSD512. USB приёмник – Amanero с тактированием от ЦАПа.
За основу встроенного ЦАПа взят известный нам конвертер DAC215 на продвинутом чипе Sabre Reference ES9018.
Помимо USB, цифровые источники можно подключить по коаксиальному и двум оптическим входам. Сзади оставлено место и для установки опционного Bluetooth модуля. Самое интересное, что для коммутации по цифре на лицевую панель выведен отдельный переключатель с небольшой ручкой, а второй, более крупный селектор отвечает за выбор аналоговых входов. Таковых здесь пять: PHONO, TAPE IN, A1, A2 и балансный на XLR. Активный вход индицируется приглушенным голубым огоньком на круглом циферблате в центре.
Фонокорректор, судя по внешнему виду, здесь довольно простой, тем не менее, по звучанию он вовсе не оказался слабым звеном. Но об этом я расскажу отдельно.
Наушники подключаются через гнездо 6,3 мм. Регулятор громкости – типичный для Copland, моторизованный потенциометр с цифровой шкалой на юбке. Выпускается CSA100 в чёрном и серебристом вариантах.
Первый саундчек – по аналоговому входу, источник Naim NDX2, подключенный по Ethernet к NAS серверу с музыкой. Акустические системы – небольшие напольные Totem Forest Signature. Звучание ровное, сбалансированное, с точной проработкой нюансов. Нахожу на сервере и добавляю в плейлист треки Dio, Anthrax, Guano Apes и Korn, прибавляю громкость. Каши, сумбура нет, всё разборчиво, но как-то немного отстранённо, хотя драйва хоть отбавляй. Примерно то же и на классике – все инструменты прекрасно идентифицируются на слух, масштаб оркестра убедителен, но в подаче ни ярких красок, ни огонька.
На некоторых фонограммах заметна мощная инфранизкая составляющая, удивительно, что динамики столь скромного калибра способны зайти в такую глубину.
Переключаемся с линейного выхода стримера на коаксиальный, и через переходник BNC/RCA подаём сигнал на встроенный ЦАП усилителя. Вот тут уже проявляются реальные эмоции, да и пространство расширяется в объёме. Звучание становится ярче и контрастнее, так слушать музыку уже интересно. На некоторых фонограммах заметна мощная инфранизкая составляющая, удивительно, что динамики столь скромного калибра способны зайти в такую глубину. Разрешение по тембрам, особенно в верхней полосе, заметно выросло. В тарелках искрится настоящее серебро, у саксофона широченный гармонический спектр. Какой жанр ни выбери – всё звучит живо и привлекательно.
Следующий этап – стример Lumin U1 Mini с подключением к усилителю серьёзным USB кабелем Tellurium Q. Источник – тот же NAS. И вот здесь начинается настоящий праздник жизни. Ощущение, что музыка воспроизводится аппаратурой, исчезает почти полностью. Понятно, что играют колонки, но происходящее в звуковой сцене к ним не привязано и существует как бы сами по себе. Динамические контрасты острее, в музыке гораздо больше жизни, оркестр – как лавина, состоящая из массы гармонично сложенных звуков. Общая динамика адекватна для комнаты 25 – 30 метров, резкие пики передаются без искажений, в общей картине много ярких подробностей.
И вот здесь начинается настоящий праздник жизни. Ощущение, что музыка воспроизводится аппаратурой, исчезает почти полностью.
Теперь на вход PHONO заводим проигрыватель Transrotor Rossini с тонармом TR 800-S и ММ-головкой Uccello. Нина Хаген, «Fearless», оригинал 1983 года. Мощно, ярко, с характером. Богатый частотный спектр, вся широта вокального диапазона – как на ладони. Настоящий перфоманс. Rage Against the Machine, юбилейное издание на 180-граммовом виниле. Напор, энергетика, глубокий бас с быстрым чередованием ударов, которые воспринимаются не только ушами, но и телом. В трёхмерных звуковых переплетениях считывается каждый инструмент, каждая нота. Редкое ощущение, что музыка играет именно для тебя, она буквально затягивает. Чтобы выключить систему, нужно преодолеть некое усилие, но всё же приходится это сделать.
Известно, что в современной музыке самое интересное появляется на стыке жанров, когда смешиваются разные стили и направления. Примерно то же самое происходит в технике, и результат так же зависит от таланта автора – и мы сами только что в этом убедились.
КОМПОНЕНТЫ
- Сетевой проигрыватель Naim NDX 2
- Сетевой проигрыватель Lumin U1 Mini
- Виниловый проигрыватель Transrotor Rossini
- с тонармом TR 800-S и головкой Uccello
- Акустические системы Totem Acoustic Forest Signature
- Сетевой фильтр Puritan Audio Laboratories PSM 136
- Акустический кабель Tellurium Q Blue Diamond 2м
- Межблочный кабель Tellurium Q RCA Ultra Black II
- Цифровой кабель Tellurium Q Digital RCA Black Waveform
- Цифровой кабель USB Tellurium Q Statement
- Сетевой кабель (Copland, Lumin) Puritan Main Cable 1,5м
- Сетевой кабель (Naim NDX 2) Naim Power Line 2м
Copland CSA 100
Производитель: Copland (Дания)
www.copland.dk
Аналоговые входы: 2 х RCA, Phono, XLR || Аналоговые выходы: 2 х RCA, для наушников, акустические винтовые х 4 || Цифровые входы: асинхронный USB (32/384, DSD512), S/PDIF(RCA), Toslink || Диапазон усиливаемых частот: 10 Гц – 150 кГц || Выходная мощность: 2 х100 (8 Ом), 2 х 180 Вт (4 Ома) || Отношение сигнал/шум: > 90 дБ || Коэффициент гармоник: <0,06% || ЦАП: ESS Sabre ES9018 || Потребляемая мощность: 700 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 435 x 135 x 370 мм || Масса: 14 кг || Цена: 380 000 руб.
Послушать усилитель Copland CSA100 можно в московском салоне InSound.
Комментарии [1]
Николай
Не знаю кто по образованию автор статьи. Скорее всего не технарь, ну может музыкальное образование какое то. Нет комментариев ни по одному техническому параметру например о влиянии Диапазона воспроизводимых частот на качество звука.
И по сути:
1. для чего нужен фонкорректор? Что он корректирует? Если строится какая либо АЧХ то делается это путем различного рода фильтров. А они кроме амплитудных корректировок вносят еще и фазовые. А общеизвестно что восстановление исходной акустической панорамы зависит от фазы источника звука — в нашем случае системы Усилитель — АС.
2. От винилового проигрывателя звук лучше, потому что коррекция при записи восстанавливается при воспроизведении и фазовые и АЧ искажения меньше .
3. Про цифровые варианты источника музыки типа сетевого источника или USB вопрос переносится совсем в иную плоскость. По сути мы тестируем сетевые протоколы, а не Ethernet или коаксиал. Цифровая обработка звука это совсем не то что аналоговая. Намного проще восстановить динамический диапазон не говоря уже о спецэффектах. Статья о Усилителе, а его основные особенности совсем из другой сферы — из ИТ.