Название этого устройства, созданного известным голландским мастером, переводится как «Расширитель». Г-н ван ден Хул демонстрировал свою новинку на одной из недавних презентаций и, не вдаваясь в подробности, объяснил, что она «посылает сигнал прямо в мозг». Что же на самом деле расширяет Extender, звуковое поле или всё-таки наше сознание? Чтобы разобраться, мы не только послушали эту коробочку, но и провели инструментальные измерения.
С СОЗНАНИЕМ ДЕЛА
Принято считать, что для повышения качества звучания системы нужно менять компоненты на более дорогие и вкладываться в акустическую обработку комнаты прослушивания. Некоторые производители, например, Stein Music, пытаются, и вполне успешно, влиять на свойства воздушной среды, улучшая «проводимость» звуковых волн. И за всю историю Hi-Fi никто, за исключением лишь японской компании Acoustic Revive, не решился воздействовать на самого слушателя. А ведь на самом деле это важный фактор, поскольку физическое состояние человека напрямую определяет его восприятие любого внешнего раздражителя – а музыка, несомненно, им является в полной мере. В зависимости от самочувствия слушателя одно и то же произведение может вызывать у него совершенно противоположные реакции. Именно поэтому ещё в 60-е годы появилась традиция слегка изменить сознание перед концертом с помощью алкоголя или запрещённых веществ – чтобы обострить восприятие музыки.
Подключается The Extender прилагаемым кабелем с «бананами» ко входным клеммам акустической системы — левой или правой, значения не имеет.
Когда г-н ван ден Хул на одной из презентаций упомянул своё новое детище под названием Extender, я не придал этому большого значения. Потом как-то вспомнилось, что в одном из наших разговоров он упомянул, что помимо аудио, серьёзно занимается медицинскими исследованиями и недавно изготовил прибор, способный на расстоянии поставить диагноз любому желающему. Сложив вместе два этих факта, я понял, что «Экстендер» может оказаться устройством весьма эффективным.
Прибор совсем небольшой – в периметре где-то 20 х 30 см. Питается от 18-вольтового стенного адаптера. На заднюю панель вынесены выключатель POWER, тумблер с надписью WAVE (Волна), 3,5-миллиметровое входное гнездо для аудио сигнала и 4-позиционный DIP-переключатель, которым задаётся входная чувствительность в пределах 4,4 – 70 В. Подключается The Extender прилагаемым кабелем с «бананами» ко входным клеммам акустической системы — левой или правой, значения не имеет. На деревянной лицевой панели имеется отверстие, в которое вставлено четыре светодиода – два с красным свечением, и два инфракрасных (как они светятся, видно через видоискатель камеры).
Оркестр собирается плотнее к центру сцены, прорисовываются, совершенно явно, удалённые планы, но главное – скрипка теперь органично вписывается в музыкальную ткань.
На первом этапе мы решили выяснить, влияет ли прибор на звучание и, соответственно, стоит ли с ним экспериментировать дальше. The Extender был подключен к левой напольной башне Neat Ultimatum XL10, сигнал на которую подавался с оконечного усилителя Ayre MX-R Twenty. Чуть позже попробовали то же самое и с электростатами Quad ESL 2912. В обоих случаях эффект от «Экстендера» был очевиден. Опишу его применительно к записи концерта Анне-Софи Муттер в Токио (Дирижёр Сейджи Озава, Оркестр Венской филармонии), FLAC 24/96. The Extender выключен. Оркестр масштабен, но фокусировка мнимых источников слегка размыта на флангах. Глубина сцены невелика, инструменты заднего плана приближены. Скрипка заметно выделяется, она даже как бы отрывается от оркестра, её звучание кажется немного назойливым. Причём это вовсе не плохая запись – если бы не последующее включение прибора, я бы, наверное и не заметил эти особенности. Всё познаётся в сравнении: с активным «Экстендером» (тумблеры POWER и WAVE в положении ON) оркестр собирается плотнее к центру сцены, прорисовываются, совершенно явно, удалённые планы, но главное – скрипка теперь органично вписывается в музыкальную ткань, приобретает большую мелодичность. Басовый регистр воспринимается лучше структурированным, в нём теперь больше информации. Так слушать классику намного интереснее и приятнее. Выключаем прибор, и становятся очевидными особенности, которые я описал чуть выше.
Разница в восприятии баса проявилась ещё ярче на записях Infected Mushrooms – с «Экстендером» нижний регистр стал глубже, конкретнее, заметно ослабились гулкие призвуки, да и ритмическая структура казалась более упорядоченной. Картина в целом представлялась ясной и открытой, в звучании осталось меньше раздражающих моментов.
В конце концов, мы переслушали много разной музыки, и на всех треках эффект был аналогичен описанному. У трёх человек, далеко не новичков в аудио, ощущения, в целом совпадали. Стало понятно, что прибор производит некий эффект, осталось только выяснить, на что он всё-таки воздействует – на воздушную среду или наше сознание. Для этого в комнате была развёрнута продвинутая цифровая студия с ламповым микрофоном Manley Lab. Reference (отдельное спасибо салону AVComfort и лично Константину Гертлейну).
Мы сделали двухминутные записи одного и того же музыкального фрагмента со включенным «Экстендером» и без него. При воспроизведении полученные файлы по звучанию немного отличались, но, чтобы устранить эффект самовнушения мы сравнили их спектрограммы. Разница была настолько незначительна, что её можно было списать на аппаратные погрешности и шумы в помещении. Но не те ли это мелочи, в которых всё дело?
Со включенным «Экстендером» | скачать wav
Без «Экстендера» | скачать wav
Чтобы расставить все точки над i, я задал несколько вопросов автору устройства. Г-н ван ден Хул ответил, что наши измерения не имели смысла, поскольку The Extender не оказывает воздействия ни на технику, к которой он подключен, ни на воздушную среду в комнате. Он повторил, что прибор взаимодействует непосредственно с нашим мозгом, чем и объясняется разное восприятие музыки.
Я начал копать дальше и добыл фото печатной платы «Экстендера». Её внимательное изучение натолкнуло на кое-какие выводы.
Совершенно очевидно, что мы имеем дело с генератором: на плате имеется схема, задающая некую частоту, несколько операционных усилителей TL071 (фильтры, преобразователи формы сигнала) и выходной двухтактный каскад на мощных полевых транзисторах IRF510. Передающей антенной, по-видимому, служит нижняя металлическая панель корпуса. На какой частоте работает устройство, выяснить не удалось, ответ автора был: «в полном звуковом диапазоне».
Разница была настолько незначительна, что её можно было списать на аппаратные погрешности и шумы в помещении.
Напомню, что упомянутая выше фирма Acoustic Revive выпускала нечто подобное, её генератор RR-77 работал на 7,83 Гц – т.н. частоте «резонанса Шумана». Не исключено, что The Extender использует аналогичный принцип. Такие инфранизкие колебания мы не слышим, но они могут совпадать с нашими альфа-ритмами (8 – 14 Гц) и воздействовать на работу мозга.
Конечно, все эти подробности – для технически подкованных читателей и, возможно, не имеют значения для большинства обычных любителей музыки. Важно то, что Extender позволяет получить больше удовольствия от музыки, и совершенно неважно, какого уровня у вас система — он воздействует не на неё, а на вас. Выложить 5000 евро за такой расширитель сознания может не каждый, но кому-то он может оказаться очень полезным – даже сетап за миллион долларов с этой коробочкой способен порадовать своего владельца гораздо сильнее.
АУДИОСИСТЕМА
- CD-проигрыватель Ayon CD-10 II
- Сетевой стример Melco N10-P H-30У
- ЦАП Tchernov Audio Apollo DAC
- Предварительный усилитель Ayre KX-R Twenty
- Оконечные усилители моно Ayre MX-R Twenty
- Акустические системы: Neat Ultimatum XL10, Quad ESL 2912
- Кабели: Atlas Cables Mavros
ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
- Микрофон Manley Lab. Reference Cardioid
- Предусилитель Gordon Mic Preamp
- АЦП Lavry Engineering AD122-96
- Звуковая карта TASCAM US 144
Испытать The Extender от van den Hul можно в московском салоне AVCOMFORT.
Комментарии [6]
Юрий
Очень заинтересовал мед прибор-диагност. Можно подробности? Название?
Николай ЕФРЕМОВ
Автор прибора о нём мало рассказывает. Пока, насколько нам известно, собран только один экземпляр. Сертифицировать мед. приборы для серийного выпуска — жуткий геморрой.
Алексей
А можно поподробней отражения- это студийный эффект или термин
Николай ЕФРЕМОВ
Отражения — это просто отражения, как в зеркале. Когда звуковые волны от колонки достигают плоских поверхностей — стен, потолка, пола, мебели, они начинают от них отражаться и смешиваться между собой и с полезным сигналом. При этом могут возникать различные эффекты, которых не было в исходной записи. Чтобы устранить эти явления, делают акустическую обработку комнаты, закрывая проблемные места звукопоглощающими панелями.
А наиболее заметно проявляются эти эффекты, если колонки или слушатель находятся недалеко от стены
АЛЕКСЕЙ
У меня в жизни тоже был интересный эффект с бюджетными колонками yamaha ns 555
я решил поставить их дальше на полметра от зоны прослушивания где я сидел и пол метра от стены слушая винил первого пресса группы pink floyd dark side of the moon на треке time где в начале звенят часы оказывается есть большие часы и они были расположены по ощущениям на слух у меня за спиной может это был резонанс я так и не понял но был очень взволнован после точно такого же эксперимента с колонками той же марки но под номером ns 777 я ни чего не услышал Может кто прояснит что это было?
Николай ЕФРЕМОВ
Думаю, этот эффект вызвали отражения от стены, которая была в полуметре за Вами