©2019 Sony Pictures /Columbia
Жанр: синефильская сказка для взрослых
Формат: MPEG4/AVC 1080p, Dolby Digital Plus 5.1
Сценарий и постановка: Квентин Тарантино
Оператор: Роберт Ричардсон
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Марго Робби, Эмиль Хирш, Маргарет Куэлли, Тимоти Олифант, Джулия Баттерз, Остин Батлер, Дакота Фаннинг, Брюс Дерн, Майк Мо, Люк Перри, Дэмиен Льюис, Аль Пачино и др.
Что. Сюжет построен по принципу «а что, если»: берётся реальная история с реальными персонажами, но изменяется некое малосущественное обстоятельство, вводится ерундовая деталь, которая полностью меняет ход событий и приводит к совершенно другому финалу. К примеру, в этом фильме злоумышленники направляются на дело на дымящей и грохочущей развалине – если бы это был исправный автомобиль, все закончилось бы совершенно по-другому.
Идею картины можно выразить цитатой из русской классики: «Все вздор на свете!.. Натура — дура, судьба — индейка, а жизнь — копейка!». Только в данном случае судьбоносную роль играет не птица, а собака. И это даже интереснее.
Кто. Собрать такой актерский состав на одной съемочной площадке – уже подвиг. Впрочем, для Квентина Тарантино это совершенно нормально. Мало того, что он любит актеров, умеет с ними работать, но также переводит исполнителей на более высокий уровень в актерской иерархии. Уберите из фильмографий Джона Траволту, Сэмюэля Л. Джексона, Брюса Уиллиса «Криминальное чтиво», и их заслуги в истории кинематографа сразу потускнеют.
Замечу, что в фильме действуют как реальные персонажи, так и аватары. Первые – уже ушедшие в мир иной. Те же, что живы, представлены главным образом под вымышленными именами. К примеру, под «маской» юной актрисы Труди Фрэзер легко угадывается Джоди Фостер, которая тоже ребенком снималась в вестернах. Но даже с такими предосторожностями не удалось избежать осложнений: дочь Брюса Ли наехала на Тарантино, мол, её отец не был таким хвастуном и не говорил, что легко побьет Мухаммеда Али, но у Квентина на этот случай был туз в рукаве – книга воспоминаний первой жены Брюса Ли, в которой рассказывалось об этом эпизоде, а также другие свидетельства. Кстати, о дочерях. В одной из эпизодических ролей снялась Майя Хоук – дочь Умы Турман и Итана Хоука.
Как. Неторопливо и даже немного вяло поначалу, но резко и брутально в самом конце. Это же не обычный боевик для самой широкой публики – это деликатес для киноманов. Поэтому важен не сам сюжет, а узнаваемые черты великолепной эпохи конца 60-х годов прошлого века – исключительно важного времени в истории мировой массовой культуры. Этот фильм надо смотреть, получая удовольствие от колорита, смакуя исторические детали. Квентин Тарантино родился в 1963 году, в 1969-м ему было 6 лет. Вы помните фильмы, которые смотрели в этом возрасте? Я – помню.
Конечно, это не «Криминальное чтиво», но мастерская рука Тарантино (и его голова, что важнее) здесь видна и слышна. Великолепен подбор музыки – рок и поп того времени очень точно передает атмосферу и мироощущение эпохи. Хорошо, что саундтрек выпущен отдельно – слушаю его с огромным удовольствием.
По всем своим качествам фильм заслуживает «Оскара», тем более что киноакадемики всегда особо выделяют картины про кино и его деятелей. И даже присуждают награды откровенно посредственным и проходным картинам, лишь бы они рассказывали о трудной судьбе голливудских звезд. Однако шансы получить главную золотую статуэтку у «Однажды в Голливуде» не велики. Знаете, почему? Потому что в картине почти нет темнокожих персонажей и однополой любви. Сейчас на такое никто не отваживается. Кроме Тарантино. Так что посмотрим, что пересилит: признательность режиссеру за его искреннюю любовь к Голливуду или политкорректность.
На чём. По идее такие фильмы надо смотреть в кино на большом экране под хруст попкорна. Но только не с нашим дубляжом. Слушать, как Марго Робби говорит голосом Скарлетт Йоханссон? Избавьте от такого удовольствия. Так что лучше смотреть дома. Желательно на большом хорошем дисплее, способном передать колорит конца 60-х. И с достойным аудиотрактом – музыки много, и звучать она должна достойно.