Вам когда-нибудь приходилось слушать четырёхполосную коаксиальную акустику с 18-дюймовыми басовиками? Наверняка нет, т.к. подобные модели выпускает только одна компания в мире. Знакомимся с уникальным российским проектом, разбираемся, как он устроен и оцениваем преимущества огромного источника когерентного излучения.
ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ
То, что вы видите на фото – результат 20-летней работы человека, который поставил себе задачу построить полнодиапазонные акустические системы с когерентным излучением. Поскольку ни формул для расчёта подобных конструкций, ни удовлетворительного опыта других производителей не существовало (да нет его и сейчас), все решения находились экспериментально. Вручную изготавливались динамики, корпуса с рупорным оформлением, кроссоверы…
Итак, Леонид Белебашев, разработчик акустических систем в московской компании AllB. Учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Закончил московский институт электронной техники, работал звукооператором во Дворце Творчества Молодежи, затем — начальником лаборатории акустики в «Автоаудиоцентре», где разрабатывал динамики для бренда «Урал». Побывал на заводах, производящих динамики в Китае и Тайване, участвовал в выставках электроники в Гонконге.
В 1998 году на выставке «Российской Hi-End» продемонстрировал под брендом Helium свои первые двухполосные коаксиалы с 12-дюймовыми басовыми диффузорами.
Нынешний проект AllB-Helium Horn 500 – четырёхполосные напольные системы с хитрым акустическим оформлением и простыми фильтрами.
Но лучше обо всём этом Леонид расскажет сам:
Всё началось с того, что имея хорошие связи с компаниями High End Centre, Ms-Max, салоном «Арт Тек» и др. дистрибьюторами я получил доступ к винтажу и разным динамикам ведущих брендов, в т.ч. и к коаксиалам Tannoy, вплоть до Canterbury 15 и Kingdom 18. Очень многие подобные конструкции приносили в ремонт, и наиболее интересные из них (Tannoy, Altec, KEF, Technics, Urey) я обмерял в безэховой камере акустического центра МТУСИ. Это дало опыт и понимание, как делаются коаксиалы. После многочисленных экспериментов разработал свою конструкцию двухполосного коаксиального динамика.
— Кто-то помогал тебе финансово?
Никто. Все эксперименты за свой счёт, инвесторов не было. Денег за 20 лет я потратил немеряно, а сколько железа было выброшено! В течение трёх лет только исследовали рупоры. Подбирали форму, остановились на профиле «Монтерей», с экспонентой ничего не получилось.
— Почему в результате ты решил делать сложную 4-полосную конструкцию, ведь те же Tannoy и KEF в своих коаксиалах прекрасно обходятся двумя?
У двухполосных коаксиалов при включении головок в противофазе АЧХ получается идеальная, но слушать их неинтересно. В фазе возникает узкий провал глубиной 10 дБ примерно на 1,5 – 2 кГц, но звук в целом намного лучше. Появилась идея: заставить 12-дюймовый коаксиал играть в фазе при фильтрации первым порядком, чтобы убрать провал. Экспериментально подбирал расстояние между звуковыми катушками, получилось неплохо — исчезла реверберация на женском вокале. Захотелось больше баса. Сделал сборку с 15-дюймовым басовиком, но при частоте раздела 1 кГц ему нужен большой твитер, способный работать низко, а такие не дают воздуха. Тогда решил добавить среднечастотник, а в него уже встроить твитер. При этом его корпус является акустическим фильтром, который мягко подрезает среднюю полосу сверху. Фактически, получается тело Венте, да и диаграмма расширяется – при углах до 30 град. характер АЧХ не меняется, хотя SPL падает.
При переходе на 15 дюймов пришлось добавить ещё полосу, чтобы лучше воспроизводились средние частоты. Жёсткость большого диффузора повышена за счёт рёбер, которые я приклеил с его обратной стороны, причём не по радиусу, как обычно, а по касательной. Все эти решения были применены и при изготовлении 18 дюймового коаксиала.
— Какое здесь низкочастотное оформление кроме рупора?
Вариовент, т.е. корпус немного раздемпфирован, и получается не два горба, как у фазоинвертора, а импеданс плавно поднимается от 8 Ом до 12 в диапазоне 40 — 80 Гц. Явного резонанса нет, хотя подвижная система у басовика жёсткая – для скорости.
— Пищалка титановая?
Да, мембрана титановая V-образная 37 мм, подвеса нет, она опирается на картонное кольцо, чтобы устранить краевые эффекты. И на АЧХ от 4 и до 22 кГц неравномерность всего около 3 дБ. На верхней середине работает кольцевая мембрана с алюминиевыми сотами. Нижняя середина и бас – целлюлоза.
— Разделительные фильтры, как всегда, первого порядка?
У басовика второй порядок, но в силу фазовых особенностей рупора работает как первый — нет проблем с фазой. У двух среднечастотников и пищалки – первый. Частоты раздела 400, 900, 6000 Гц. Очень тщательно пришлось подбирать комплектующие на каждую полосу, от них звучание очень зависит На ВЧ – Multicap RTX и, на середину, Audiocap, Mundorf, Clarity Cap, на бас — JB. Катушки из медной ленты Jansen, Mundorf. Для НЧ-полосы я мотаю сам двойным проводом 4 кв. мм на сердечнике от Ш-образных трансформаторов – при том же номинале обмотка получается вчетверо короче, а бас плотнее. Мидбасовая секция – только на воздухе. Каждый фильтр обходится более чем в 70 тыс. руб. Внутренняя проводка сделана чистой медью EOS 2,5 и 5 кв.мм.
— Сколько у колонок входных клемм?
Четыре. У басовика отдельный вход, чтобы можно было подбирать элементы фильтра под конкретное помещение, расположение колонок и тип усилителя. Делаем прямо по месту установки, получается идеально. Всё остальное зашито намертво, вмешиваться нельзя. В кроссах нет ни режекторных цепочек, ни выравнивающих резисторов – удалость сделать пищалку с чувствительностью, как у 18-дюймового басовика. В безэховой камере реально у всей системы она 98 дБ.
— Из чего сделан корпус?
Сверху и снизу – плиты из немецкого искусственного камня высокой плотности. Он хорошо обрабатывается и не боится ударов. Боковые стенки в один лист МДФ 19 мм плюс боковые накладки 20 мм, спереди листов уже два, с клеем получается 40 мм. Внутри несколько ребер для жёсткости. Масса одной колонки – 102 кг. Кожа – декоративный элемент, 2 мм толщиной. Обтягивать помогали специалисты из автомастерской. Цвет «Сахара», но может быть любой, только скажите, какой больше нравится.
— Какие-то особые требования к установке этой акустики?
Так как рупор вертикальный, колонки можно ставить близко к стене, и даже в угол. При этом ничего не гудит, а у наших многополосных Tower 18 с басовиком такого же калибра при недостатке места приходится затыкать фазоинвертор. Но помещение для Horn 500 всё же нужно попросторнее – для общей динамики и масштаба.
В том, что эти гиганты способны адекватно звучать в стеснённых условиях, мы убедились при прослушивании в офисе AllB Music. Системы стояли почти вплотную к стенам, а расстояние между ними не превышало трёх метров. Ощущения, особенно если закрыть глаза, непривычные: по басу, объёму пространства и динамике играют явно колонки с очень приличными габаритами, но локализация источников – как у хороших полочников. И совершенно не считывается размер комнаты, бас ведёт себя так, будто существует вне пространственных рамок. И это при том, что огромные системы реально находились в углах комнаты.
Ощущения непривычные: по басу, объёму пространства и динамике играют явно колонки с очень приличными габаритами, но локализация источников – как у хороших полочников.
Второй важный момент – в звучании Horn 500 отсутствует рупорная окраска, они воспроизводят любой вокал, будь то мужской или женский, без окраски и акцентов на отдельных нотах. Всё остальное у этих монстров есть – инфранизкий бас, лёгкий, прозрачный верх и живая середина. И, конечно, общая динамика при такой чувствительности проявляется совсем иначе, чем массовой многополосной акустики. Здесь складывается несколько факторов: легкая бумага, большая площадь излучения и минимальные фазовые сдвиги во всём диапазоне. Поэтому сидя в даже всего в паре метров от передней линии, слышишь не набор динамиков, а слаженную атаку инструментов с разным спектром. Вступление оркестра, мгновенные tutti или мощный электронный бит приобретает ритмическую чёткость, без размазанности структуры. Плюс, конечно, мощный удар по ушам в кульминационные моменты воспроизведения.
Полный динамический потенциал Horn 500 удалось оценить по ходу их демонстраций на выставках MHES и «Российский High End». Системы озвучивали большие залы в очень непростых условиях (неудачная акустика помещений, отражения, поглощающая звук публика), но основные её достоинства, описанные выше, проявлялись в достаточной мере. И что особенно интересно – там, где остальные участники, демонстрировавшие свою акустику, имели явные проблемы с басом (точнее, со стоячими волнами в помещении), Horn 500 справлялись гораздо лучше – звучали чётче, с более резкой атакой и минимальными басовыми артефактами. И подача в целом у них казалось более свободной и открытой, как и подобает 18-дюймовым системам с высокой отдачей.
Тут напрашивается сразу несколько выводов. Во-первых, коаксиальная конструкция с таким количеством полос вполне себя оправдывает. Большой калибр даёт бас и динамику, остальные излучатели поддерживают линейную характеристику вплоть до верхней границы 29 кГц. При этом по характеру излучения такие системы приближаются к точечному источнику, и даже в тесных помещениях звуковая картина не разваливается.
Большой калибр даёт бас и динамику, остальные излучатели поддерживают линейную характеристику вплоть до верхней границы 29 кГц.
Во-вторых, вертикальный рупор позволяет снизить боковое излучения на НЧ настолько, что колонки можно ставить близко к стене и даже в углах. Для наших жизненных условий это несомненный плюс.
И, наконец, главное: всё перечисленное выше даёт такую музыкальную картинку, которую редко способны нарисовать традиционная многополосная акустика. Здесь и масштаб при массе подробностей, и точный ритм при полном ощущении, что работает какой-то гигантский широкополосник. Не исключаю, что Horn 500 могут стать последней остановкой продвинутого аудиофила в его долгом пути к желанному звучанию.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель TEAC VRDS 10SE
- DAC Lector Digitube
- Предварительный усилитель Lector ZOE
- Оконечный усилитель Lector VM500
- Кабели:
- межблочные AllB Music
- акустические Mogami Cables
- сетевые Acrolink 6NP4030
AllB Horn 500
Производитель: AllB LB-Helium (Россия)
www.allb-music.ru
Конфигурация: 1 излучатель, 4 полосы || Акустическое оформление: рупор «Монтерей», Р2 «Вариовент» || Диапазон воспроизводимых частот: 27 — 29000 Гц (-1,5 дБ) || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Частоты раздела полос: 400, 900, 6000 Гц || Чувствительность: 98 Вт/м || Максимальный уровень звукового давления: 123 дБ || Музыкальная мощность: 350 Вт || Отделка: шпон венге, кожа натуральная 2 мм, цвет «Кадиллак Сахара», камень Оникс || Габариты: 1470 х 550 х 550 мм || Масса 1 шт.: 102 кг || Цена за пару: 1 500 000 руб.
Комментарии [28]
Андрей
Ну а как у них с динамикой один динамик не сможет создать большой перепад давления
Николай ЕФРЕМОВ
Нормально у них с динамикой. SPL создаётся за счёт площади, да и смещение тоже приличное.
Дмитрий
Cabasse La Sphere, 4 полосы, коаксиал.
александр
18 дюймов снизу это круто,сам собираю акустику-знаю отличия от остального,тоже слушаю 4х полоску-дины сводятся проще,лучше 5 полос,но у меня разноосная,на одной оси не смог реализовать технически,да и не за чем это,на разных осях сцена масштабней,когда много источников гораздо лучше,одноосную очень сложно реализовать технически,молодец мужик,но это зря потраченные деньги и время
Владимир
Слушал их на выставке. От женского вокала на треке Con te partiro чуть кровь из ушей не пошла реально на всч жесть творилась, я не выдержал и вышел из комнаты
Milk
>>ALLB Music
>>09.12.2019 в 18:41
>>Николай, спасибо за объективный тест.
Над словом «объективный» тут нужно долго хихикать, т.к. просто субъективное мнение и не более
Но посмотрев сайт и акустику с 15 и 18м калибром и первым порядком — это respect
Влад
https://www.avito.ru/kokoshkino/audio_i_video/pioneer_s-f1_custom_1411716940
Николай ЕФРЕМОВ
Всё уже когда-то было. Но каждый раз повторяется на новом витке эволюции.
Николай ЕФРЕМОВ
Если бас «обволакивает бренную плоть»(!), то цена такой акустике 30 тыс. максимум
AllB music
Простите, но по ссылке какие-то бэушные динамики вызываются.
Влад
Pioneer S-F1custom
https://audio-heritage.jp/PIONEER-EXCLUSIVE/speaker/s-f1custom.html
Все это уже было.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Влад, я вижу только похожий цвет и прямоугольную форму, а конструкции вообще-то совершенно разные.
Хотя с философской точки зрения вы, конечно, правы: ничто не ново в подлунном мире. Как, например, стремление неудачников ущипнуть тех, у кого что-то получилось. Здесь тоже нет ничего нового. Такова природа некоторых человеческих особей. Одни делают — другие ищут аналоги.
AllB music
Конечно было. И у Сони было. Только до промышленных образцов дело не дошло. Да и параметры были скромней. Если у вас есть эти Пионеры или Сони — можем сравнить их в лоб. Не против?
Дмитрий
Как можно прослушать и восхитится за одно прослушивание
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Вы будете смеяться, но удачно сложенный звук слышен даже не с первой ноты, а буквально с щелчка в динамиках. А высиживания в кресле с закрытыми важно глазами — называется поиграем в эксперта. Звучание или завораживает и притягивает , когда боишься нарушить это чудное явление , либо звуком консервной жестянки гонит тебя прочь. В кресло можно присесть, когда от звука ноги подкашиваются. Шутка.
Дмитрий
Никто не критикует, все играет, я отношусь к любой акустике с уважением, здесь дело в цене и как можно сравнивать широкополостник с этой акустикой, почему для сравнения не поставить Dynaudio Consequence Ultimate и по цене они подходят
AllB music
https://www.audiomania.ru/napolnaya_akustika/dynaudio/dynaudio_consequence_ultimate_edition_new.html?yclid=7347074728605540904&utm_source=direct_search&utm_medium=cpc&utm_term=&utm_content=|c:23110336|g:3197143182|b:5407213617|k:490001|st:search|a:no|s:none|t:premium|p:1|r:Напольная%20акустика|dev:desktop&utm_campaign=dynamic
Ну скажем в два с лишним раза дороже, к тому же не коаксиал. Но если привезёте их в нашу КДП, то можем устроить им лобовое сравнение.
По дизайну они нам тоже очень нравятся, только не согласны с расположением динамиков.
Ну и более верное сравнение будет с нашей акустикой Tower 18, тест которых так же был на страницах СалонАВ. (http://www.salonav.com/arch/2019/03/akusticheskie-sistemy-allb-music-tower-18.htm)
ALLB Music
Николай, спасибо за объективный тест.
Всех желающих послушать акустику приглашаем в нашу КДП, адрес указан на сайте. Всех, кого пугает цена, можем успокоить. Это флагманская акустика и кроме неё есть коаксиалы и с меньшим размером динамика и с гораздо меньшей ценой.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Эту интересную акустику довелось услышать на прошлой выставке РХЭ2018. Ожидал чего-то грандиозного, но, как бы- все как у всех , особой прозрачности не услышал и пошел дальше.
Самое интересное- было позже, когда спускался по лестнице на первый этаж и вот там, на лестнице, вдалеке от колонок, услышал звучание знакомой записи во всей красоте и величии, словно стою рядом, настолько все слитно, мощно, плотно и узнаваемо.
Ни одна звучащая наверху система не выдавала подобного звучания. Хотя, в общем, и уровень был не особо большой, и песни те же, что у всех. Но что-то в этом есть неповторимое и особенное. За что автору — респект.
dmitriy
heco direkt einklang не хуже да и дешевле в 10 раз
Николай ЕФРЕМОВ
А Вы horn 500 сами слушали?
dmitriy
да я бы с радостью но какой смысл если в кармане дыра
Николай ЕФРЕМОВ
Зато критиковать можно бесплатно, даже не имея представления об объекте критики
ALLB Music
Смысл слушать не обязательно в покупке. Смысл в самообразовании. Речь в тесте о коаксиальном динамике, а Айнкланг использует широкополосник, как впрочем вся линейка Директ не использует коаксиалы.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Верно. На то и выставка, чтобы услышать звук чужой системы и понять особенности подхода к её созданию. Про цену в этот момент вообще не задумываюсь, мне звук интересен.
Хотя, за редким исключением, звучание экспонатов выставки российского хайэнда чаще вызывает разочарование . После чего читать восторженные комментарии участников и их ценителей на форумах странно, прочитанное не вяжется с услышанным. Или у меня иные понятия хаенда.
AllB music
К сожалению формат выставки РосХайЭнд и место её проведения не слишком предназначены для вдумчивого прослушивания. И для хорошего звука. Скорее это некий срез российских производителей, демонстрирующих свои произведения. Поэтому есть зал Эксклюзив, в котором в течение часа демонстрируется какая либо из экспозиций. В отличие от многих участников выставки у нас есть полноценная КДП, куда можно подъехать и послушать акустику в спокойной обстановке, на собственных треках и даже на собственном усилении по желанию. Поэтому мы не участвуем в Эксклюзиве.
Дмитрий
У них не вся линейка широкополосников
AllB music
Если вы имеете в виду линейку Direkt, то конечно, у них есть трёх-, двух-, и широкополосная акустика. Что и отражено в названии моделей. Но здесь-то разговор о коаксиалах. Так что сравнивать нужно с другими брендами. Tannoy, Cabasse, KEF. Но у них нет четырёх полос. На моей памяти только Sony в начале 80-х прошлого века пыталась создать подобный динамик.