В Москве появились моноблоки, с предшественниками которых французская фирма Jadis в 1983 году впервые вышла на рынок. На карту ставилось очень многое, поэтому модель создавалась по-настоящему бескомпромиссно – и по конструктиву, и по качеству звучания. Перед нами самая новая, третья версия этих 35-килограммовых гигантов, выполненная абсолютно в той же идеологии, но с некоторыми современными улучшениями. Слушаем в полностью аналоговом тракте.
ДИСЦИПЛИНА В КЛАССЕ А
На протяжении последних 30 лет ламповое усиление пережило несколько взлётов и падений. В годы нахлынувшего транзисторного хай-фая «теплый ламповый» звук стал уделом узкой прослойки состоятельных эстетов, не желающих подчиняться мейнстриму. В начале 2000-х на рынок хлынули китайские поделки, внешне напоминающие классические конструкции, но сделанные без малейшего понимания сути. И ситуация такова, что по их звучанию большинство нынешних слушателей судит о ламповом звуке вообще — отсюда и скептически-снисходительное отношение к нему на большинстве массовых форумов. И бас у ламповиков них не такой, и мощность маленькая, а искажения большие, и нужна им особая акустика, иначе ничего играть не будет. С такими представлениями сейчас и живёт 98% молодых аудиофилов.
Хотя их вины в этом нет – она на производителях, пытающихся сделать дёшево то, что дешёвым не может быть по определению.
Jadis — консервативная компания в хорошем смысле слова, её модели стабильно продаются десятилетиями, не нуждаясь в улучшениях и рестайлинге.
Компаний, которые по-прежнему придерживаются высоких стандартов при создании ламповых усилителей, можно пересчитать по пальцам одной руки. И французская Jadis, возможно, не так раскручена в России, как McIntosh Audio Research, но обновление её ассортимента – всегда настоящее событие для понимающих аудиофилов. Это случается нечасто, ведь Jadis — консервативная компания в хорошем смысле слова, её модели стабильно продаются десятилетиями, не нуждаясь в улучшениях и рестайлинге.
Вот и моноблоки JPA80 выпускаются в неизменном виде с 1983 года. На выходе каждого из них установлен подобранный квартет чрезвычайно популярных 42-ваттных тетродов KT88 — Electro Harmonix КТ88ЕН российского производства, но с фирменным логотипом Jadis. На цоколе каждого баллона имеется наклейка с измеренными параметрами, так что подбор – это не фикция. Все четыре лампы работают в «чистом» классе А и двухтактном ультралинейном режиме по две в параллель. Они выдают 60 Вт, причём в диапазоне сопротивлений нагрузки от 1 до 16 Ом – внутри имеется набор перемычек, которыми задаётся оптимальное значение. Напомню, что ультралинейная схема по соотношению мощности и количеству искажений сочетает преимущества пентодного и триодного включения за счёт обратной связи через экранные сетки. Входной каскад и драйвер построены на двойных триодах ЕСС83 и ЕСС82 соответственно.
Четвёрка 88-х в классе А выдаёт 60 Вт, причём в диапазоне сопротивлений нагрузки от 1 до 16 Ом.
Моноблоки собраны на шасси, вытянутых в глубину – при такой компоновке получается оптимальное расположение элементов и короткий путь сигнала. В передней части установлен силовой трансформатор на внушительном EI сердечнике, его катушка сверху закрыта хромированным колпаком. За ним – два огромных конденсатора, запасающих энергию для анодного питания. Рядом с ними выходной трансформатор в стальном экране, по габаритам не уступающий силовому. Все трансформаторы – собственного производства Jadis. И, наконец, панель с лампами, причём предварительный каскад ЕСС83 находится рядом со входным RCA разъёмом. Поскольку JA80 – «чистый» оконечник, регулятор громкости отсутствует, а входной сигнал для выдачи полной мощности должен иметь амплитуду 500 мВ.
Включается усилитель двумя тумблерами на лицевой панели. Левый подаёт напряжение на накалы ламп, после их прогрева (через 5 – 6 минут) следует подавать анодное. Эта нехитрая операция позволяет значительно увеличить срок службы ламп.
Источником в нашем сетапе служил проигрыватель винила Thales TTT Slim с 14-дюймовым тонармом, оптической головкой DS-W2 и её собственным корректором. Акустика – внушительные PBN Montana M2!5. Напомню, что очень похожий комплект мы уже слушали, но с транзисторным усилением и другим набором кабелей. При включении в тракт моноблоков JA80 картина изменилась радикально, и особенно это проявилось в басовой области и нижней середине. Ламповые оконечники дают 15-дюймовым драйверам чуть больше свободы, и этого «чуть» хватает, чтобы звук по-настоящему открылся, а сам бас субъективно ушёл ниже. И всё это без потери артикуляции – каждая нота передавалась рельефно и буквально осязаемо. Я даже не узнал головку DS-W2 – в прошлый раз её звучание казалось более строгим в нижнем регистре, теперь стало понятно, что с точки зрения свободы и глубины подачи она вряд ли уступит лучшим МС-моделям.
Слушаешь The Beach Boys, например, и все голоса разложены, пространственно оформлены так, будто перед тобой живые люди.
Второй важный момент в том, что JA80 выдают очень приятную, бархатную середину, которая в рупорном оформлении буквально завораживает. При этом ни рупорной окраски, ни «тёплого лампового звука» не ощущается, просто всё очень натурально и красиво. Слушаешь The Beach Boys, например, и все голоса разложены, пространственно оформлены так, будто перед тобой живые люди. И вот что интересно – на пластинке собраны вещи, записанные в разное время и в разных студиях, и я до сих пор не слышал, чтобы разница была настолько заметной. Совершенно иная атмосфера, глубина сцены, телесность мнимых источников – голосов и инструментов. На некоторых треках картина кажется плоской, на других часть музыкантов находятся прилично за передней линией. Чудеса с пространством происходят и на записи католической мессы «Misa Criolla Aus Argentinien» — здесь сводчатое помещение церкви буквально заполнено голосами и ранним отражениями, и мы слышим как каждого исполнителя, так и абсолютно цельную и гармоничную общую картину.
Теперь самое время испытать динамический потенциал системы. Wishbone Ash, «Twin Barrel Burning» с насыщенным саундом плотными барабанами и двумя гитаристами, одновременно ведущими разные соло-партии. Мощно, красиво, без сумбура и наслоения звуковых планов. Из-за низкого потолка колонкам немного тесно, но контроль со стороны усилителя – безукоризненный. Отсутствие жёсткого демпфирования и здесь открывает звук, но драйв и точность атаки при этом не теряются. На «Houses of the Holy» Бонэм словно вколачивает свои барабаны в голову слушателя, лёгкие диффузоры отлично отрабатывают удары – резко, сочно, предельно натурально. При всём напоре и динамике в звуке не чувствуется напряжения, характерной для усилителей с глубокой обратной связью. Нет и посторонней окраски – у каскадов, работающих в классе А, очень короткий шлейф гармоник, как правило лишь вторая (у двухтактных усилителей сильно подавленная) и третья. Это способствует богатой передаче тембров, но без добавления собственных составляющих.
На «Houses of the Holy» Бонэм словно вколачивает свои барабаны в голову слушателя, лёгкие диффузоры отлично отрабатывают удары – резко, сочно, предельно натурально.
И, наконец, совсем неожиданное наблюдение. По ходу прослушивания мы добавили виброизолирующие опоры Hi-Fi Stay Ballerina Single под блок питания предусилителя. Если бы мне рассказал кто-то другой, я бы ещё засомневался, но эффект я услышал собственными ушами – тональный баланс посветлел, бас слегка разгрузился (в данном контексте это вряд ли можно считать плюсом), но и сцена стала шире и даже выше. Уверен, с этими опорами можно было получить и более эффектный результат, но у нас уже не было времени на поиски других вариантов. Вот ламповые компоненты тем и хороши, что с ними интересно экспериментировать – они в большинстве своём настолько деликатны, что моментально чувствуют любые изменения в системе. У Jadis JA-80 утончённость характера сочетается с незаурядной общей динамикой, причём их 60 Вт субъективно ощущаются как 100, а то и выше. Такой эффект часто демонстрируют двухтактные оконечники с богатым запасом по питанию, и в нашем случае он был очевиден по мгновенным переходам от едва слышных уровней к предельным пикам громкости, на что способны лишь безумно дорогие транзисторные усилители, превосходящие по массе JA-80 в два или три раза. Вот за это мы и любим лампы.
МУЗЫКА
- The Beach Boys, «Love You». Reprise Records, 1977
- Wishbone Ash, «Twin Barrel Burning». Metronome Music, 1982
- Led Zeppelin, «Houses of the Holy». Atlantic Recording, 1973
- Ariel Ramirez, «Misa Criolla Aus Argentinien». Philips, 1978
СИСТЕМА
- Проигрыватель винила Thales TTT Slim, тонарм Supreme Analog Tangenta 14″, головка DS-W2
- Предварительный усилитель Jadis JP80 МС
- Акустические системы PBN Montana M2!5
- Кабели:
- фоно Kimber Kable KS1236
- межблочные Kimber Select 1016
- акустические Kimber Karbon
- силовые Kimber Kable Palladium, Fisch Performance-7
- Магнитная изолирующая платформа Relaxa 530
- Опоры под блок питания предварительного усилителя HiFiStay Ballerino Single Swing 60
Jadis JA-80 Mk II
Производитель: Jadis Electronics (Франция)
www.jadis-electronics.com
Выходная мощность 4/8 Ом: 2 х 60 Вт || Частотный диапазон: 20 Гц — 27 кГц || Смещение выходных ламп: автоматическое || Чувствительность: 500 мВ || Вход: RCA || Сопротивление нагрузки: 1 – 16 Ом || Комплект ламп: 4 х КТ88, 2 x ECC83, ECC82 || Потребляемая мощность: 190 ВА || Габариты (Ш x В x Г): 370 x 260 x 625 мм || Масса: 35 кг || Цена за пару: 21 160 евро
Комментарии [8]
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Довелось послушать пару моноблоков Жадис в Когерере, у Конышева Александра. Сказать, что разочарован- мало . Серый невыразительный звучок.
Поэтому как-то не особо верится этим дифирамбам.
Николай ЕФРЕМОВ
Думаю, в вашем случае проблема была не в усилителе, а в акустике. Её всё-таки подбирать нужно. С Монтаной получилось то, что описано в тексте.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Мммм…Я подумал- и согласился с вами. Вполне возможная ситуация.
С хорошо настроенной акустикой любая ерундовина играет. И наоборот.
Николай ЕФРЕМОВ
JA80 не ерундовина, это неподъёмная вещь, сделанная по всем конструкторским канонам. Посмотрите хотя бы на трансформаторы — просто гигантские. Никаких кенотронов, огромные ёмкости в питании. У jadis есть модельки попроще, которые не так убедительны, но 80-е — это реальная турбина.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Вот верю. Верю. И первое, на что обращаю внимание- на честный подход к построению усилителя, на огромный силовик и могучие банки . Но красота эта нивелируется мало выдающимися в звучании тетродами 6550, ни разу не довелось от них услышать откровения. Так, среднестатистический транзисторный звук.
Ценителю Хард-рока и металла.
Николай ЕФРЕМОВ
На эти моноблоки можно разные лампы ставить — KT88, KT120, KT150…
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Николаю Ефремову. Согласен, у них цоколевка одинаковая, а мощность по нарастающей, согласно цифре. Но слышал и осторожные отзывы про кривизну этих новых лампочек. По мне, так EL34 как-то привычнее и роднее.
Депардёв
Две емкости электролита выделяются синевой пленки, необходимо их позолотить или хромировать, тогда ценник можно еще поднять! :)))