Новый флагман от именитого британского производителя – это всегда интересно. И интересно вдвойне, когда разработчики решают отойти от традиционных решений и пробуют что-то новое. В этих двухполосных системах все драйверы, включая твитер – карбоновые. Лёгкое и прочное волокно с хорошими демпфирующими свойствами обещает быстрое и детальное звучание. Это в теории, а как на практике?
ЭВОЛЮЦИЯ БЕЗ РЕВОЛЮЦИИ
Лет 20 назад, на заре российской аудио журналистики были популярны термины «британская школа», «британский характер звучания» и т.д. Но где-то в начале 2000-х обозреватели практически перестали их употреблять – часть английских (да и других европейских тоже) производителей ушла с рынка, а часть поменяла прописку на Юго-Восточную Азию, а попутно и подход к конструированию акустики.
Был такой период и у Acoustic Energy, но после двенадцати лет работы в составе малазийского бренда Formosa компания вернулась под Union Jack. Британские менеджеры выкупили акции и взялись за разработку новых моделей, придерживаясь принципов золотой эпохи хай-фая. Так родились 100-я и 300-я серии, с представителями которой мы уже успели познакомиться.
При разработке системы более высокого класса было решено уйти от 2,5-полосной идеологии и создать «чистую» двухполосную конструкцию.
Когда появились первые сообщения о разработке нового флагмана АЕ509, многие решили, что это будет что-то типа AE309, но в более солидном весе и увеличенном масштабе. На самом же деле массогабаритные показатели почти не изменились, а вот всё остальное…
Начнём с того, что при разработке системы более высокого класса было решено уйти от 2,5-полосной идеологии и создать «чистую» двухполосную конструкцию, характерную скорее для полочных мониторов. Здесь наверняка преследовалась цель получения лучшего временного согласования диапазонов, в т.ч. и за счёт упрощения кроссоверов. Нижняя и средняя полосы воспроизводятся парой 125-миллиметровых драйверов, образующими с дюймовым твитером конфигурацию МТМ (Midrange-Tweeter-Midrange), т.е. классическую схему д’Аполлито. Которая, как известно, отличается широкую диаграмму направленности при улучшенном фазовом (т.е. временном) согласовании полос.
Специалисты Acoustic Energy пошли другим путём – встроили в корпус резонатор Гельмгольца – камеру с отверстием, настроенную на частоту основного тона стоячей волны.
Вторая неожиданная новация заключается в том, чту все излучатели в AE509, включая твитер, карбоновые. Диффузоры из такого волокна более инертны, чем из алюминия с керамикой, поэтому, как утверждают разработчики, отличаются более натуральным и ясным звучанием. По своему опыту знаю, что карбон в силу меньшей инерции лучше передаёт звуковые нюансы и по характеру более спокойный, чем алюминий. Пара мидбасов AE509 работает в фазоинверторном оформлении, что позволило получить нижнюю рабочую границу около 32 Гц. Твитер с крупным рельефным подвесом помещён в короткий волновод с фирменным названием WDT (Wide Dispersion Technology). У него особый профиль, расширяющий диаграмму направленности. Карбоновый купол эффективно работает вплоть до 28 000 Гц.
И, наконец, корпус. Внешне он такой же, как у АЕ309 – с узкой передней панелью и высоко расположенными драйверами. Но у новых флагманов нет отсека для засыпки балласта, а и повышенная масса корпуса (снижение собственного резонанса) и его демпфирование обеспечивается дополнительным слоем компаунда на основе резины. Даже без засыпки песка или металлической стружки колонки получились тяжёлые, по 22 кг каждая.
Есть и ещё одно нововведение – оригинальный способ борьбы со стоячей волной. Любой корпус, особенно высокий и узкий, ведёт себя как труба органа – «заводится» на определённой частоте, и эта непрошенная нота смешивается с полезной информацией. Обычно с таким эффектом борются, разбивая объём перегородками, выстраивая лабиринт и т.д. Специалисты Acoustic Energy пошли другим путём – встроили в корпус резонатор Гельмгольца – камеру с отверстием, настроенную на частоту основного тона стоячей волны. Эффективность такого метода нам стоит оценить, но в своё время нечто подобное использовалось в советских колонках от радиолы «Симфония» для подавления горба на АЧХ басового динамика – и всё это прекрасно работало.
Основание корпуса – металлическое, в полукруглых выступах имеется резьба для высоких шипов с контргайками. Грили крепятся на магнитах.
AE509 выпускаются в чёрном или белом лаке, а также в натуральном шпоне американского ореха.
В качестве источника и одновременно усилителя был задействован единственный компонент – универсальный сетевой ресивер/CD-проигрыватель T+A R 1000 E со встроенными импульсными оконечниками мощностью 2 х 180 Вт (4 Ома).
Первое, чем запомнились эти колонки – фантастически достоверной сценой. Причём даже не в смысле soundstage, а именно способностью передать пространство концертного или студийного перформанса. На записях Бадди Гая [1] инструменты расположены по всей передней линии, причём часть из них явно находится за ней, а вокал, наоборот, чуть выдвинут вперёд. На некоторых системах эта запись звучит скучновато, но в нашем случае мы просто тет-а-тет с одним из величайших блюзменов. Хороша партия баса – каждая нота буквально осязаема, натуральна и атака струны, и её многочисленными послезвучиями. Рабочий барабан быстрый, с сочным ударом и настоящей, кожаной мембраной.
Редкий случай, когда голос Гаана столь рельефно выделен на фоне мощного окружающего саунда.
Теперь задача посложнее – Depeche Mode, «Ultra» [2]. Здесь и бас поглубже, и звуковая структура намного плотнее. И здесь всё словно разложено по полочкам, точнее, по звуковым планам. Редкий случай, когда голос Гаана столь рельефно выделен на фоне мощного окружающего саунда. Чувствуется и динамический диапазон, и реальная энергетика с убедительным ударом, а отдельные инфранизкие звуки словно доносятся из-под земли. И бас при этом не сабвуферный, а очень структурированный и подвижный.
Как же проявляет себя карбон? Прогнав массу тестовых треков самого разного характера, готов на этот вопрос ответить. По сравнению с AE309, например, новые флагманы звучат с большим вниманием к нюансам, особенно в верхней середине и в диапазоне твитера. Карбоновые купола буквально раскладывают спектр на составляющие, но делают это ненавязчиво, не технически, а вполне гармонично и бережно по отношению к музыке. То же можно сказать и про средний диапазон – на хороших записях колонки могут преподнести сюрприз, выявляя не замеченные ранее тембральные и исполнительские нюансы. Особенно это проявляется на симфонической музыке и больших джазовых составах: в дополнение к масштабу звуковой картины вы получите и всё богатство её оттенков.
Карбоновые купола буквально раскладывают спектр на составляющие, но делают это ненавязчиво, не технически, а вполне гармонично и бережно по отношению к музыке.
Микродинамика такова, что на некоторых фонограммах начинает проявляться факт импульсного усиления T+A R 1000 E – есть ощущение подчёркивания мельчайших звуковых составляющих. Прежде всего, это говорит о высоком разрешении AE509 – а его никогда не бывает много. Конечно, если не путать его с резкостью, которого в нашем случае не наблюдалось даже в малейшей степени. Если всё-таки контрастность покажется чрезмерной, просто не направляйте акустику на точку прослушивания.
Если же вернуться к терминологии прошлого, то британские AE509 уже не столь чопорны, как их предшественницы, они более открыты по отношению к современным жанрам, да и к современному слушателю тоже. А вот основа – способность раскрывать в музыке всё, не добавляя ничего от себя, явно уходит корнями в славное прошлое, хотя и реализована на новом эволюционном уровне.
КОМПОНЕНТЫ
- сетевой ресивер/CD-проигрыватель T+A R 1000 E
- Кабели:
- Black Rhodium Quickstep
- сетевые ISOL8 Isolink Wave
МУЗЫКА
- Muddy Waters, «Blues Sky». Sony Music, 1992
- Depeche Mode, «Ultra». Mute Records, 1992
- Puff Daddy & The Family, «No way Out». Bad Boy Records, 1997
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
Acoustic Energy AE509
Производитель: Acoustic Energy Loudspeakers Ltd (Великобритания)
www.acoustic-energy.co.uk
Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 32 — 28000 Гц (+/- 6 дБ) || Номинальное сопротивление: 6 Ом || Частота раздела полос: 2900 Гц || Чувствительность: 89 дБ || Пиковое звуковое давление: 115 дБ || Максимальная подводимая мощность: 175 Вт || Отделка: чёрный и белый лак, натуральный шпон американского ореха || Габариты: 1000 х 185 х 270 мм || Масса 1 шт.: 22 кг || Цена за пару: 199 500 руб.
Комментарии [10]
Аlex
Простите дурака, я только вползаю в мир аудио . Вопрос : колонки ае509 и усилитель denom pma900 совместимы для комнаты 50 метров
Алексей
Да пойдёт врубай на полную
Руслан
Если любите слушать на небольшой громкости, то вполне. А так акустике будет трудновато. Особенно с этим усилителем.
Ref
«Диффузоры из такого волокна более инертны, чем из алюминия с керамикой, поэтому, как утверждают разработчики, отличаются более натуральным и ясным звучанием. По своему опыту знаю, что карбон в силу меньшей инерции лучше передаёт звуковые нюансы»
так более инертны или менее?
Николай ЕФРЕМОВ
Не путайте инерцию (свойство движущейся массы) с инертностью — отсутствием собственных резонансов
Александр Бокарёв
60 ватт в канал усилителя это огромная мощность, на этом уровне колонка начинает трещать по швам, слушать долго такой громкий звук опасно для слуха, не говоря о несчастных соседях.
Намного важнее не способность колонок переводить в тепло подводимую электрическую энергию, а передача звучания со всеми тонкими оттенками. Разбег по чувстсительности в районе 86-88 дб это мизер, легким поворотом ручки усилителя отдача тупой колонки уравнивается с более чуткой.
Важен звук, если он чарует и притягивает, то совершенно неважно, что там с чутьём. Но это скорее из разряда чудес, а предлагается обычно нечто средней унылости.
Andre
Александр, полностью согласен по поводу 60 Вт, не говоря уже о более высоких мощностях. Как правило, 10 Вт на канал — это уже тупо до фига — достаточно любой современный телевизор «влупить на всю катушку», это и будет 2х10 Вт. И мало реально не будет. Просто я боялся, что для акустики низкой чувствительности этого тупо будет мало. 🙂
Andre
Уважаемая редакция! Не просветите ли по поводу чувствительности колонок? Вот у младшей серии данных колонок, «полочников» АЕ 500 она всего 86 Дб. То есть, с маломощным (транзисторным) усилителем (60 Вт на 8 Ом) не споется? И вообще, почему одни производители делают высокую чувствительность для своих АС (91-95 Дб), а другие низкую? Понятно, что для низкой чувствительности и для озвучивания помещений приличного объема нужен усилитель помощнее — слабый просто не заставит акустику играть. Тогда зачем делать столь низкую чувствительность? Заранее благодарен.
Николай ЕФРЕМОВ
Дело в том, что как и любая другая техническая работа, создание акустики построено на компромиссах, и каждый производитель расставляет приоритеты по-своему. Чувствительные динамики должны иметь лёгкую подвижную систему, усиленный магнит и больше витков звуковой катушки, но при этом труднее получить глубокий бас и мощную энергетику. И наоборот — малочувствительные головки при солидной подводимой мощности лючше передают энергетическую составляющую. В корпусе малого объёма чувствительность падает из-за жёсткости сопротивляющейся воздушной среды. Это если объяснять совсем просто, на самом деле всё гораздо сложнее. Многие производители считают, что в наше время купить усилитель 2 х 100 Вт не проблема, поэтому особо насчёт чувствительности не заморачиваются.
Что касается споётся-не споётся — зависит от того, какой SPL нужно получить. У меня мониторы с чутьём 86 дБ работают от усилителя 2 х 12 Вт, и больше чем половину этой мощности никогда не использую.
Andre
Уважаемый Николай, спасибо! Коротко и ясно. Честно говоря, я подозревал, что неспроста низкая чувствительность, и «басить» такие системы будут лучше, чем с высокой чувствительностью. Просто настораживало, что с 86 Дб маломощный усилитель тупо не справится (не сможет достаточно ее контролировать), и звук получится никакой. Что касается реально необходимой мощности, тут полностью солидарен — вот на примере телевизоров, где мощность встроенных динамиков 2х10 Вт (принятый стандарт), так половины этой мощности — за глаза и за уши обычно, а иногда даже убавлять приходится.