Одна из последних новостей, возбудивших битломанский мир — сообщение о том, что американская компания Stars North работает над документальным фильмом под названием Pre Fab!, посвященным Колину Хэнтону, барабанщику и одному из основателей группы Quarrymen – той самой, в которой некогда встретились Джон Леннон и Пол Маккартни.
Стоит заметить, что группа Quarrymen некоторое время назад активно гастролировала по битловским и околобитловским фестивалям по всему миру, в том числе и в России. Мне доводилось встречаться с Леном Гэри, Родом Дэвисом и Колином Хэнтоном в Москве, в 2013 году, когда они в формате трио выступали на фестивале в клубе Б2. Перед вами — фрагменты нашего разговора. Ранее они никогда не публиковались, поскольку запись беседы была использована только в радиопередаче.
АЛ. Скажите мне – каково было возрождать легендарную группу спустя столько лет после того как она, казалось, навсегда стала частью истории?
ЛГ. Все это случилось, когда отмечали сороколетие клуба Cavern, на которое нас пригласили. Мы встретились впервые за много лет, а тут такой праздник, такое воодушевление. Это было приятно.
КХ. Да, как раз тогда это случилось – в 1997-м. Мы попробовали спеть, и оказалось, до сих пор неплохо получается. А потом нас позвали выступить в парке около церкви Святого Петра – ну знаете, на то же самое место, куда 6 июля 1957 года пришел Пол Маккартни и где они с Джоном познакомились. Там был благотворительный концерт, мы сыграли — а потом подумали: почему бы нам не продолжить это мероприятие? С тех пор и выступаем. Потом мы записали альбом, потом выступили на одной «Битлз»-конвенции, на другой… нас стали звать на разные мероприятия в другие страны. Мы в США ездили и даже на Кубу! И сегодня: мы играем с этими вот парнями (кивает в сторону Лена и Рода) старые песни. Старые хиты, те же, что пели в те годы.
АЛ. Это правда, что у вас до сих пор сохранилась та же ударная установка, которая была во времена «Битлз»?
КХ. Она сейчас стоит в музее «Битлз», в Ливерпуле. Та самая установка.
АЛ. Фантастика! И что же, она у вас дома хранилась все эти годы?!
КХ. Ну да, так и лежала дома. Столько раз хотел ее выкинуть – рука не поднималась. Оказалось, правильно поступил.
АЛ. А чем вы занимались все эти годы, до воссоединения?
РД. Я так и играл на гитаре. В Quarrymen я играл в основном на банджо, я на нем и сейчас временами играю, но нечасто. Играл в основном американскую музыку «блюграсс». Я очень люблю эту музыку – сочетание гитары, мандолины и скрипки мне очень нравится.
АЛ. Я слышал, что в 1960-е вы побывали в России?
РД. Да, это было то еще приключение! Из Англии – в Швецию и Финляндию: Стокгольм, Хельсинки, Свеаборг, потом Ленинград, Нижний Новгород, потом Украина – Киев, Одесса, — потом Румыния. Я был шофером маленького автобуса, в котором сидело 10 человек. Это была моя работа.
АЛ. То есть вы хотите сказать, что в советское время десять англичан проехали через весь СССР на микроавтобусе?
РД. Так и было. Не было никаких проблем.
АЛ. Но к вам же должны были подсадить сопровождающего?
РД. С нами ехала девушка, гид из Интуриста. У нее была карта, проштемпелеванная со всех сторон, огромная, а наши, складные, были гораздо лучше и подробнее. Она спросила: «Откуда у вас такие карты?!» Мы говорим: купили в магазине. Она была просто поражена. Видимо, в те времена такие подробные карты как у нас, в СССР были только в КГБ, или в разведке…
АЛ. Каково это было – дружить с Ленноном, Маккартни и Джорджем?
КХ. Мы были мальчишками, вокруг были эти скиффл-группы, и мы тоже взяли гитары – вот и вся история. Мы не задумывались о том, с кем мы делили сцену, все были наравне. Мы хотели впечатлять девчонок, и это было главное! Не верьте, если вам кто-то скажет, что хотел выйти на сцену с гитарой для чего-то другого!
АЛ. Вы завидовали потом вашим бывшим коллегам, когда они поднялись к вершинам славы?
ЛГ. Ну, если честно – то нет, а если искренне – то , конечно, да. Я вот работал архитектором, строил дома, а эти… с гитарами по всему миру… Шучу, конечно. Мы радовались за них, но и завидовали; думали – а если бы все повернулось как-то иначе, если бы мы не поссорились тогда, если бы Колин не ушел… Впрочем, что толку вспоминать об этом? Все сложилось так, как сложилось.
АЛ. Но теперь вы снова выступаете на сцене, ездите по всему миру, играете песенки 50-х годов – что это значит для вас сегодня?
РД. Буду честен. Это отличный способ путешествовать на старости лет. Когда бы я попал на Кубу, в Японию, в Россию, наконец! Я был даже… в Саранске!
КХ. А что – дети выросли, разъехались, я на песнии, ничем особенным не занят, принадлежу самому себе… Это прекрасная возможность не бить баклуши, не гулять по солнышку, а что-то делать, и я счастлив такой возможности!
АЛ. То есть можно сказать, что вы прекрасно проводите время?
РД. Конечно! Смотрите: жена Лена занята по дому, жена Колина не любит перелетов, моя – уехала во Францию. Так что у нас тут холостяцкий уикенд, получается.
Сегодня вы можете посмотреть на то легендарное время со стороны – при этом оставаясь участниками процесса. Что вы сегодня думаете о «Битлз»?
КХ. Мы в Англии тогда реально не понимали, какими они на самом деле были крутыми. Мы только сейчас начинаем понимать, что, к примеру, тут для вас они были куда большим, чем просто рок-музыкантами… Они такими были и для всего мира, но в России – особенно.
ЛГ. (перебивает) Я даже думаю, что в том, что закончился социализм, есть их заслуга, и она очень велика.
PS. Документальный фильм Pre Fab должен выйти на экраны в следующем году. В нем снимаются также известные рок-музыканты: Билли Брэгг и Фрэнк Аллен из The Searchers.