С акустическими системами этой марки я знаком очень давно – слушал их и на выставках, и в специально оборудованных помещениях. А вот о самой компании AllB Music знал только по сайту www.allb-music.ru, хотя ребята работают в Москве и на рынке совсем не новички. В преддверии двух осенних выставок мы решили встретиться и поговорить о том, как нынче живётся отечественному производителю. Мои собеседники – основатели AllB Music Андрей Лутцев и Леонид Белебашев.
ГЛАВНОЕ — ПОРЯДОК
— Почему вы взяли не слишком российское название для своей компании?
А.Л. Мы долго думали, как назваться и решили просто зашифровать свои инициалы, как часто делают за границей. Придумывать очередное сочетание с «Аудио» или «Лабораторией» как-то не хотелось, их и так полно. Сами разработали логотип, получилось лаконично.
Л.Б. Всё-таки мы делаем аппаратуру для музыки, а не для лабораторных исследований.
— И сколько лет вашей компании?
А.Л. Основана она в 2011-м, на MHES мы первый раз выставились в 2015-м.
— Как у вас двоих распределяются обязанности? Леонид, понятно, инженер и конструктор, а у Андрея какой опыт?
А.Л. На мне идеология и менеджмент. Хотя акустикой и динамиками тоже занимаюсь давно, фактически с 1996-го, чинил и переделывал и отечественные, и фирменные.
— Леонида я помню чуть ли ни с первых выставок Российские Hi-End, кстати.
Л.Б. В 1998-м я впервые появился там с коаксиальными колонками. Такие, кстати, до сих пор никто из наших производителей не делает. С 2000-го работал главным конструктором в Автоаудиоцентре, разрабатывал автомобильные динамики. В частности, серии Warhead и Grand, которые продавались в огромных количествах. Тогда много ездили по китайским заводам, смотрели, что и как.
— Какая была первая продукция AllB Music?
Л.Б. Мы начали с модели 10.2, она оказалась самой популярной и самой удобной для всех. На первой своей выставке мы также показали 8-дюймовую и 18-дюймовую системы.
А.Л. Модель 10.2 идеально подходит к 25-метровым комнатам, а бас у неё как у 12-дюймовой, и она узкая, занимает немного места. И звучит прекрасно, и цена оптимальная. А 12 дюймов не каждый может себе поставить.
— Почему вы не стали делать то же, что в модели 10.2 – встраивать несколько мелкокалиберных басовых головок в узкий корпус, а решили размахнуться аж на 15 и 18 дюймов? Маленькие диффузоры лёгкие и быстрые, а суммарная площадь излучения у них большая получается.
А.Л. Маленькие драйверы не звучат.
Л.Б. С точки зрения баса 8 дюймов более предпочтительно, чем, например, два динамика с такой же суммарной площадью. Две «десятки» не заменяют одну «двенашку» — она звучит ниже, глубже и богаче. И атака будет интереснее, но ей нужно помещение побольше. Да, в 15 метрах 18 дюймов не поставишь, т.е. нужны условия, но мы предлагаем акустику под любое помещение. Хай-энд – это уровень культуры, если человек готов потратить приличную сумму, чтобы слушать музыку, а не купить вместо этого модную тряпку, это говорит о многом.
А.Л. Мы ставим и 5-дюймовые головки, если заказывают акустику для домашнего кино, там нужно экономить место, да и сабвуфер помогает.
— Чем обусловлена ваша любовь к разделительным фильтрам первого порядка?
Л.Б. Такие фильтры мне всегда нравились по звуку, причём это слышат все. Если сравнить широкополосный динамик и многополосную колонку с фильтрами 2-го или 3-го порядка, сразу понимаешь, что во втором случае из музыки что-то пропало.
— Но ведь крутизна 6 дБ на октаву означает перехлёст полос в широком диапазоне, т.е. разделение получается довольно условное.
А.Л. А Леонид разрабатывает динамики специально под первый порядок., чтобы не было интерференции и фазовых сдвигов. Кроме того, он подбирает пары с одинаковой массой подвижной системы и одинаковыми магнитами, чтобы получить идентичные параметры. Поэтому нужные характеристики получаются и у готовой акустической системы.
Л.Б. Если у динамика линейная частотная характеристика, то фильтры первого порядка вполне можно использовать с цепочками Цобеля. Если же диффузор изготовлен из не очень подходящего материала – кевлара, карбона, металла и т.д. – у его обязательно будут горбы на АЧХ , причём в самом важном для слуха диапазоне у 6-дюймовых динамиков на частотах 5 – 6 кГц. Проверено на практике. Там без второго порядка никак. У бумаги этого нет и в помине.
— А у вас принципиально только бумага?
Л.Б. Конечно, только бумага. Она мягче звучит и не даёт пластикового привкуса. Вот несколько диффузоров из разных материалов – кевлара, стекловолокна, карбона, полиамида, полипропилена и т.д. Если щёлкнуть по любому из них, получится довольно громкий отклик. А вот бумага обычная – у неё отклик глухой и размытый. А ведь эти резонансы на частотной характеристике всегда вылезают, даже комбинации разных материалов не помогают. Поэтому вводят режекторные фильтры, даже наклеивают с обратной стороны диффузора демпфирующие кольца.
— Получается, что прогресс в области проектирования динамиков вы не признаёте? Графен, бериллий, композитные материалы – не подходят, только с бумагой нет проблем?
Л.Б. Бумага бумаге рознь, возьмите какой-нибудь китайский динамик, там на АЧХ будут горы гималайские. Важна форма диффузора (дуга, экспонента, парабола), способ крепления катушки… Самое важное в бумаге – малая масса, а пропиткой достигается необходимая жёсткость.
А.Л. 99% профессиональной акустики – на бумажных динамиках, там нужна атака и драйв, а если делать на тяжёлых диффузорах, получится сабвуфер. У топовых моделей Tannoy бумажные динамики, кстати. Тяжёлые диффузоры – чтобы колбасило, но у нас задача, чтобы звучало.
— Насколько вообще востребованы супертвитеры? Ведь на ВЧ очень сложно согласовать два излучателя из-за интерференции.
Л.Б. Но вы же их слушали. Здесь тоже работает первый порядок: биения, фазовые провалы – ничего этого нет. Проблемы возникают, когда твитеры с разными полосами фильтруют вторым или третьим порядком и вводят режектирующие цепочки. Этим напрочь убивается микродинамика. В наших пищалках нет резонансных горбов. Мы давали их слушать самым разным людям, и абсолютно все выбрали первый порядок.
А.Л. В своё время мы пытались совместить твитер и супертвитер на переднем щите, но потом решили вынести его наружу. Многие их покупают, чтобы оживить звучание винтажной акустики с верхней границей 15 – 16 кГц. Просто ставят сверху, вот вам и воздух, и краски. Во многих, даже не самых дешёвых колонках раньше ставили твитеры с ограниченным диапазоном, чтобы не было слышно свиста при прослушивании FM-радио.
— Где делаете корпуса?
А.Л. Заказываем своему специалисту краснодеревщику, предварительно просчитав всю конструкцию. У него 7-тонный вакуумный пресс для шпонирования, лазерная резка, станок с ЧПУ. Точность при таких габаритах – доли миллиметров.
— По спецзаказу индивидуальный вариант отделки можете сделать?
А.Л. Конечно. Хоть камень, хоть металл, нет проблем. Как раз сейчас делаем вариант с красными накладками – на выставке покажем.
— А ещё что на выставке будете показывать?
А.Л. Мы в двух будем участвовать – MHES и «Российском Хай-Энде». Покажем модель 10.2 в новом дизайне, вот эти системы с изогнутым передним щитом и коаксиальные 18-дюймовые.
— Какие проекты запланированы на ближайшее будущее?
А.Л. На подходе два варианта акустики – под заказ в классическом и новом дизайне. Более трёх лет разрабатывали гибридный усилитель с полевыми транзисторами на выходе. Макеты готовы, но пока дизайн закончен на 90%, подбираем элементную базу, чтобы нам самим нравилось. Всегда делаем, как для себя.
Л.Б. Хотели выпустить совместную модель с кем-нибудь из других российских производителей, но партнёров так и не нашли.
А.Л. У каждого свои принципы, и наши идеи, в частности, подбор комплектующих, им не подходят. Усилитель должен стоить вменяемых денег, а звучать дорого.
Л.Б. Мы не экономим на элементной базе, ни в колонках, ни в других проектах. Конденсаторы ставим от известных брендов, но есть момент разумной необходимости. В бюджетной модели должны быть детали соответствующего уровня. Хотя если клиент попросит, можно и multicap поставить.
А.Л. В планах две модели усилителей мощностью 100 и 200 Вт, под разную акустику. И ЦАП у нас уже готов, макет вы уже слушали.
А.Л. Началась совместная работа с архитектором Александром Кирюшкиным, который проектирует дома и интерьеры. Он сам предложил поработать над стилем новых моделей, чтобы их можно было в его проекты ставить. Стойка тоже его. Мы можем задать нужную диаграмму направленности под конкретные условия, под любое место установки акустики – мы же сами динамики делаем.
— Возможно ли увеличение объёмов выпуска акустических систем?
А.Л. Пока побаиваемся — при больших объёмах труднее контролировать качество. Мы же каждую пару после сборки прослушиваем, сравниваем с образцами, которые здесь стоят. И если дома у покупателя что-то не так играет, выезжаем и настраиваем. Условия бывают сложные – голые стены, шкафы, зеркала. Но настраиваем, тем не менее, даже под конкретный усилитель можем настроить колонки.
Времени очень не хватает, много заказов на акустику, но всё, что наметили, сделаем.
Комментарии [1]
chebananton@*****
помню, както общались с андреем на митинском радио рынке. этот человек реально понимает в электроакустике. правильный подход дает хороший результат по звуку.