Небольшая алюминиевая коробочка с регулятором громкости – казалось бы, что может быть проще? Но внешность обманчива: перед нами вполне серьёзное устройство с мультибитовым ЦАПом и балансными выходами. Слушаем через магнито-планарные наушники и при подключении к большой системе с напольной акустикой.
МИРОТВОРЕЦ
Всё течёт, всё меняется – древнегреческие философы ещё до нашей эры точно описали ситуацию, происходящую сегодня в домашнем аудио. На заре цифровой эпохи большинство серьёзных ЦАПов были мультибитными, потом их вытеснили дельта-сигма преобразователи, а сейчас и они испытывают давление со стороны конкурентов — многоканальных чипов Sabre от ESS Technology, которые не относятся ни к первому, ни ко второму типу. Понятно, что прогресс неизбежен, но всегда остаются недовольные, считающие, что новое не обязательно лучше старого. В итоге аудиофилы по своим предпочтениям разделились на три лагеря, и споры по поводу преимуществ той или иной технологии преобразования не утихают. Причём «железных» аргументов нет ни у одной из сторон, ведь сравнить чипы как таковые невозможно – на звук влияет и питание, и уровень джиттера, и характеристика цифрового фильтра, и схемотехника выходных каскадов, и качество разводки платы, и много чего ещё. А раз объективных данных не получить, приходится ориентироваться на слух, который, как известно у всех разный. По своему же опыту могу сказать, что при грамотной реализации все варианты хороши, но каждый по-своему.
ЦАП Schiit Jotunheim как раз и разрабатывался для того, чтобы дать возможность слушателям выбрать свой звук.
ЦАП Schiit Jotunheim как раз и разрабатывался для того, чтобы дать возможность слушателям найти свой звук: конструкция предусматривает установку разных плат конвертора – с дельта-сигма преобразователем AK4490 от Asahi Kasei или с мультибитным чипом Analog Devices AD5547. Первый вариант мы уже испытали, теперь пришло время познакомиться со вторым.
Но сначала несколько слов о концепции Schiit Jotunheim в целом. Эта модель, созданная американскими специалистами, и выпускаемая в США, способна примирить любителей цифрового аудио не только между собой, но и с приверженцами аналогового воспроизведения. Для этого на плату расширения «Ётунхейма» достаточно поставить модуль фонокорректора, и старшее поколение может слушать винил в своё удовольствие.
Analog Devices AD5547 – инструментальный цифро-аналоговый конвертер с честной 16-битовой разрядностью, низкими искажениями и шумами.
Итак, Мультибитный ЦАП-модуль. Analog Devices AD5547 – инструментальный цифро-аналоговый конвертер с честной 16-битовой разрядностью, низкими искажениями и шумами. Частота преобразования – 6,8 МГц. Чип разработан для использования в высокоточной измерительной аппаратуре и медицинской отрасли. Для полной реализации его качественного потенциала американские специалисты разработали уникальный цифровой фильтр с оптимизированными временными и частотными характеристиками. Он построен на базе процессора SHARC 21478 от Analog Devices. Это быстрый DSP (частота шины 256 МГц) имеет ёмкую бортовую память, позволяющую реализовывать разные конфигурации фильтров.
Преобразователь выходного тока в напряжение и выходные линейные каскады построены на современных операционных усилителях AD8512. А вот усилитель для наушников полностью дискретный – получить качественных 2 х 5 Вт на нагрузке 32 Ом на типовых микросхемах проблематично. Конечно, есть мощные интегральные чипы с высокими техническими параметрами, но инженеры Schiit Audio разработали собственный транзисторный тракт с уникальной схемотехникой Pivot Point, Полностью балансная схема усиливает частоты от 2 Гц до 7000 кГц, а искажения в полосе аудио (20 Гц—20 кГц) не превышают 0,0015%. Для подключения наушников на лицевой плоскости имеются джек 6,3 мм и 4-пиновый XLR с выходом балансного сигнала.
Можно сходу оценивать качество исходного материала: если в записи есть глубина, вы её почувствуете даже в наушниках, а музыка будет литься плавно и свободно.
Входная и выходная коммутация идентичная – по паре XLR и RCA. На цифровую плату сигнал подаётся только через асинхронный USB интерфейс и приёмник C-Media CM6631A. Кстати, модуль ЦАПа вообще можно не ставить, тогда Jotunheim превратится в чисто аналоговый балансный предусилитель. Оптимальное согласование с наушниками, имеющими разное сопротивление, достигается переключателем спереди, который меняет коэффициент усиления.
И, наконец, ещё один любопытный факт: в этом компактном аппарате линейный блок питания с солидным сетевым трансформатором на П-сердечнике и набором сглаживающих конденсаторов. Этим достигается пониженный уровень помех по питающим шинам и, как следствие, более высокое звуковое разрешение.
А с разрешением у Jotunheim Multibit действительно всё в порядке. По звучанию ни за что не угадаешь цену этой коробочки – кажется, что играет серьёзный полноразмерный ЦАП с мощным телефонным усилителем. 70-омные наушники Audeze LCD-2 Shedua раскачивались до огромного звукового давления без малейших искажений. Драйв очень эффектный – в нём и свобода, и скорость и основательная поддержка снизу. Бас поистине чемпионский и по глубине, и по проработке структуры. Но главное, за что любят мультибитные преобразователи – общий характер подачи. Причём с планарными наушниками, обладающими феноменальной детальностью, эта черта проявляется особенно ярко.
И драйв здесь чувствуется по-другому, с мощной лавиной звуков и отличной отработкой ритмической структуры.
Верхний диапазон получается насыщенным музыкальными нюансами – при том, что ЦАП особо не выделяет шумы и не акцентирует внимания на обертонах. Можно легко оценить качество исходного материала: если в записи есть глубина, вы её почувствуете даже в наушниках, а музыка будет литься плавно и свободно. И драйв – плотный, с хорошо поставленным ударом. На записи ударной установки масса подробностей, придающих её звучанию достоверность и, прежде всего, очень живые вибрации и многочисленные послезвучия. И ощущение цельности, слаженности и гармонии события, созданного музыкантами и звукорежиссёром. На классических записях чувствуется окружающая атмосфера зала, инструменты передаются раздельно, и вместе с тем, как фрагменты общей картины.
Объём сцены очень чувствуется при подключении Jotunheim Multibit к усилителям мощности с напольной акустикой. MartinLogan Motion 60XT, кстати, с планарными твитерами, дающими фантастическую нюансировку. Жёсткости, сухости или «цифровой подкраски» нет, а трёхмерная атмосфера, в которой искрами рассыпаются звоночки, тарелочки и треугольники – во всей красе. Сцена выстраивается широко, с объёмом. И драйв здесь чувствуется по-другому, с мощной лавиной звуков и отличной отработкой ритмической структуры. Проще говоря, лупит так, что вибрирует диван. Вы можете сказать, что это заслуга усилителя с колонками, но зарождается энергетика всё-таки в ЦАПе. Понравилось, что в характере Jotunheim Multibit нет той винтажной вальяжности, присущей старым конвертерам типа PCM58, PCM63 и т.д. Всё-таки AD5547 с фильтрами на быстром DSP – правильное решение. Звук получается интеллигентный, но там, где надо поддать жару, ЦАП справляется прекрасно. Да, отсутствует супердетальность на ВЧ и эффектная контрастность, порой граничащая с резкостью (за что любят дельта-сигму) – но это как раз и здорово, особенно если акустика шустрая и не замыливает нюансы. Такую систему можно слушать долги и с удовольствием, она совершенно не утомляет.
СИСТЕМА
- Источники Aurender A100, MacBook Pro с плеером Amarra 4 Luxe
- Усилитель мощности Schiit Audio Aegir
- Акустические системы MartinLogan Motion 60XT, наушники Audeze LCD-2 Shedua
- Кабели: цифровой Straight Wire USB-Link, остальные — Hi-Fidelity Cables
Schiit Jotunheim Multibit
Производитель: Schiit Audio (США)
ЦАП
Чип преобразователя: AD5547 || USB-интерфейс: C-Media CM6631A || Цифровой фильтр: Schiit Comboburrito на базе DSP SHARC || Размерность воспроизводимых файлов: до 24/192 || Диапазон частот (±0,1 дБ): 20 Гц — 20 кГц (±0.25 дБ); 2 Гц—100 кГц (−3 дБ) || Максимальная амплитуда выходного сигнала: 2В RMS || Коэффициент нелинейных искажений: <0,0015% (20 Гц—20 кГц) || Максимальная амплитуда на выходе: 2,0 В (RMS) || Интермодуляционные искажения (CCIR): 0.006% || Отношение сигнал/шум: более -109 дБ (невзвешенный, относительно 2В RMS)
Усилитель
Диапазон усиливаемых частот: 2 Гц — 700 кГц (-3 дБ), 20 Гц — 20 кГц (-0,1 дБ) || Максимальная мощность (импеданс нагрузки 16 — 600 Ом): на балансном выходе 7500 — 500 мВт, на однотактном выходе 2500 — 175 мВт || Коэффициент гармоник (20 Гц — 20 кГц, 1 В RMS): < 0,001% || Интермодуляционные искажения (тест CCIR): < 0,0015% || Сигнал/шум (А-взвешенный): > 109 дБ || Перекрестные помехи, дБ: не хуже −70 || Полный выходной импеданс: > 0,1 Ом || Коэффициент усиления (переключаемый): 6/14 дБ || Входы: балансные (2 х XLR), однотактные (2 х RCA) || Выходы: на наушники: балансный (XLR 4 pin), 6,3 мм, линейные: балансные (2 х XLR), однотактные (2 х RCA)
Общие
Потребляемая мощность: 25 Вт || Габариты: 229 x 152 x 51 мм || Масса: 2,7 кг || Цена: 49 000 руб.