Аудиокабели часто делают потолще просто для солидности, но сейчас перед нами другой случай – внушительный внешний диаметр самой серьезной акустической модели в серии 3T van den Hul объясняется как раз беспрецедентным сечением её проводников, которые к тому же сделаны из материалов, не попадающих под определение «металлы». Мы прогоним этот кабель сразу в двух системах, чтобы лучше понять замысел г-на ван ден Хула.
ПАРТИЯ ДЛЯ ГИГАНТА
Сразу оговорюсь, что этот монстр с отводами толщиной в два мизинца каждый, на которые насажены увесистые цанги-«бочки» для максимально плотного зажима сменных терминалов, новинкой не является уже давным-давно. «Аморфные» кабели-гибриды серии 3T (далее я расскажу, почему они называются именно так) в производственной программе голландской фирмы появилась почти десять лет назад, и мне даже довелось протестировать в 2014 году целый ряд разных по цене межблочников из этой линейки.
Интересно, что среди «ингредиентов» в той пропорции, что была найдена в итоге, нет ни золота, ни платины, ни серебра, ни других дорогостоящих материалов.
Но акустических версий, а тем более самой мощной 3T The Cumulus Hybrid, до сих пор взять на пробу не удавалось. Российские дистрибьюторы без спецзаказа его просто опасались ввозить, что было вызвано не столько высокой ценой (для изделия почти топового уровня он, кстати, относительно недорог), сколько ограниченной механической совместимостью. Включение этого толстяка в систему, даже несмотря на его относительную гибкость, может оказаться проблематичным. При использовании насадок типа «банан» кабель нормально инсталлируется лишь при условии, что полярные терминалы на усилителе и на акустике отстоят друг от друга на расстояние не менее 5 — 6 сантиметров, а такое условие выполняется не далеко не всегда. Подключиться лопатками тоже может не получиться — некоторые производители попросту не используют винтовые зажимы.
Познакомиться с 3T The Cumulus Hybrid помог случай. Как раз по спецзаказу в Москву был привезен образец в двухметровом исполнении (475 150 руб.), изготовленный под акустику Tannoy Prestige, то есть с пятой шиной для заземления корзин динамиков. В огромном кейсе помимо кабеля мы нашли набор сменных насадок («бананы», короткие и удлиненные вилки со странным серым матовым покрытием – похоже на специальное напыление порошкового родия), подарочный демонстрационный компакт-диск, фирменный «ванденхуловский» тестер напряжения/фазы/поля с подробной пошаговой инструкцией для правильного подключения всех компонентов к электропитанию (профессор считает, что единственно верным будет то, которое дает минимум паразитных электрических утечек между компонентами), а также бонус в виде бутылочки с фирменным составом для чистки и защиты от окисления контактных групп. В упрощенно-удешевленном виде такой кабель заказчик получить не может – «с бухты» он не продается, так как разделка концов и установка терминалов может быть выполнена только промышленным способом (и вдобавок является одним из ноу-хау ван ден Хула).
Вы встречали когда-нибудь акустический кабель сечением 4 х 16,8 мм²? Он перед вами.
Вот здесь мы подошли к сути. Гибридные кабели, сочетающие достоинства двух типов проводников – металлических, обладающих низким электрическим сопротивлением, и неметаллических, лишенных межкристаллических переходов – ван ден Хул мечтал сделать еще в девяностых. Получилось это лишь после многочисленных проб с различными сплавами, приближающихся по свойствам к искомому идеалу (достаточная проводимость, но при этом аморфная внутренняя структура). Интересно, что среди «ингредиентов» в той пропорции, что была найдена в итоге, нет ни золота, ни платины, ни серебра, ни других дорогостоящих материалов. А это значит, что нет и ограничений на сечение проводника – даже очень толстый кабель не выйдет драматически дороже тонкого. И, как мы видим, разработчик 3T Cumulus Hybrid этим обстоятельством воспользовался по полной программе! Вы встречали когда-нибудь акустический кабель сечением 4 х 16,8 мм²? Он перед вами.
Разумеется, у аморфного сплава, получившего название 3T (True Transmission Technology), проводимость не такая высокая, поэтому трудно сказать, какому медному или серебряному эквиваленту он мог бы соответствовать — фактическое сопротивление обычным бытовым мультиметром измерению не поддается. И, в отличие от межблочных версий, в этой модели не применяются линейно-структурированные углеродные волокна L.S.C. в качестве прослойки между изоляцией и проводником – фирменный полимер Hulliflex контактирует непосредственно со сплавом (с добавкой карбона производится более скромная по сечению модель 3T The Cloud Hybrid).
Перед тем, как мы перейдем к прослушиванию, еще несколько слов о том, зачем вообще г-н ван ден Хул задумался о кабелях-гибридах. Он считает, что большинство проблем в передаче сигналов возникает из-за нерегулярности переходов между проводящими кристаллами. Сейчас профессор уже вовсю экспериментирует с графеном, у которого идеально однородная структура, а 3T – это, как он выразился в недавнем интервью, «лучший проводник на основе металлов, имеющий полностью аморфную структуру без кристаллической решётки.» Такой кабель можно многократно сгибать без малейшего влияния на качество звучания (что абсолютно противопоказано проводникам из т. н. монокристаллической меди). В них отсутствует механическое или химическое старение, нет вредных химических веществ, соединений хлора и галогенов… Все это немаловажные достоинства, но нас в первую очередь интересует звучание.
Прослушивание производилось в предельно лаконичной системе (источник + усилитель мощности), а чтобы набрать более широкую базу для впечатлений, использовались акустические системы разного типа (мониторы Wilson Audio Duette с внешними кроссоверами и напольные Neat Ultimatum XL10), и два разных кабеля для опорного сравнения – высококачественный медный референс большого сечения и очень дорогой серебряный эталон.
Середина и высокие, сцена и микродетальность идеальны – нет ни привнесенных оттенков, ни привязки, ни каких-либо «замыленных» или «переигранных» тембров.
Итак, сначала мониторы. После прослушивания с медными кабелями и установки 3T The Cumulus Hybrid первые впечатления необычны: ослабляется общая динамика, но при этом усиливается артикуляция. Все контрасты кабель van den Hul отрабатывает спокойнее, но игровые оттенки открывает лучше. Атака не плотнее, панч не резче, но почему-то все выходит разборчивее и с более фактурными послузвучиями. Если до этого в басовой области можно было заметить некую однообразность, то теперь ее нет: богаче колорит – больше правдоподобия. А спустя 20 — 30 минут прослушивания начинается вообще какая-то мистика – аналогичное прояснение достигает и среднего диапазона: голоса обретают живость и пикантные оттенки, инструменты – свою натуральную выпуклость и яркость. Надо сказать, что и сама акустика в тесте отличалась довольно акцентированной трактовкой средне-высокого диапазона, но с медным кабелем это было константой, с которой приходилось просто свыкнуться, а с 3T The Cumulus Hybrid это было явлением временным – звучание системы буквально на глазах становилось все более нейтральным и взвешенным. Думаю, что такая же метаморфоза далее случится и с верхним диапазоном. У только что подключенного кабеля все звонкие носили немного сухой оттенок, а все шумовые были как будто немного приглушены, но к концу прослушивания я перестал замечать это.
Кстати, ван ден Хул говорил, что кабели на основе аморфных сплавов гораздо быстрее обычных металлических входят в рабочую форму. Может, поэтому все присутствующие на прослушивании и отметили этот непривычный эффект?
Теперь слушаем те же Wilson, подключенные эталоном. Другой бас – четкий, твердый, чеканный. Во всех подробностях открыты голоса по всему диапазону. Середина и высокие, сцена и микродетальность идеальны – нет ни привнесенных оттенков, ни привязки, ни каких-либо «замыленных» или «переигранных» тембров. Вот Баланс с большой буквы. И к такой подаче невозможно придраться вообще… не будь до этого прослушивания с 3T The Cumulus Hybrid. У «голландца» трактовка выходила не такая педантично-кристальная, но он дарил больше свободы и живых красок. Особенно запомнилась сцена – чуть менее подробная, зато образцово материализованная на мнимых источниках в нижней и основной части спектра.
Было ощущение, что мы заменили не кабель, а сам усилитель в системе – он уже значительно лучше демпфировал непростую нагрузку.
Повторяя прослушивания на крупных «башнях», снова сразу же отметил изменение в динамике – темперамент вышел не таким «огневым», как с медными кабелями, зато стал более размеренным и отчетливым в передаче интонаций. Этим обстоятельством так и хотелось воспользоваться: те же композиции, например, слушать на чуть большей громкости, получая кайф от усиленной музыкальной выразительности, но не покидая зоны комфорта.
Но с полнодиапазонной акустикой все внимание приковал низкий регистр. Вот где ясность изменилась на порядок! Все, что сливалось в однообразное гулкое эхо от игры нескольких барабанщиков на дальнем плане сцены в большом зале, теперь четко разделилось на фазы: удар, отскок и собственно, само эхо, причем все это – под переливчатый затухающий тон барабанной кожи! Такая членораздельность – колоссальный выигрыш в естественности всего баса, в трактовке всех «атмосферных» оттенков и призвуков инструментов, в наполненности голосов. Скажу больше: было ощущение, что мы заменили не кабель, а сам усилитель в системе – он уже значительно лучше демпфировал непростую нагрузку.
А вот «усиливающейся» со временем прозрачности в середине уже заметно не было – видимо, кабель на третий час экспериментов уже достаточно прогрелся, чтобы открыть во всех нюансах основной диапазон. Кстати, то, чем отличился верхний регистр, я вообще в тесте забыл отметить (надо полгать, что он просто воспроизводился как надо: без «налета», привнесенных оттенков и вуали). Хотя записывать на счет 3T The Cumulus Hybrid идеальную передачу не стану. Когда был снова включен серебряный эталон, система выдала саунд с еще более тонкими подробностями и идеально отточенными ВЧ. Воздух, динамика, пространство, чистота – все вышло на высший уровень… Не было только всеобщего «одушевления» в образах и той ласковой артикулированной силы, которая придает воспроизведению основательность и жизненность, а слушателю – ощущение реального музыкального события, а не его идеального повтора. И, похоже, это именно то, что в других акустических кабелях найти уже будет непросто.
КОМПОНЕНТЫ
- Сетевой проигрыватель Lumin A1
- Усилитель мощности MSB S201
- Акустические системы Wilson Audio Duette и Neat Ultimatum XL10
- Кабели
- цифровые InAkustik Exzellenz CAT6
- межблочные Atlas Asimi Ultra (RCA)
- акустические Tchernov Reference DSC SC и Atlas Asimi 2-2
- силовые Cardas Cross
- Регенератор питания Volter Bliss Power
Редакция благодарит московский салон AVComfort Центр за помощь в проведении теста
Комментарии [13]
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
евгений, у файлов нет «музыкальности». Если файл является рипом с компакт-диска, правильность которого подтверждена логами извлечения, он является точной цифровой копией компакт-диска.
Если файл куплен, скажем, в магазине HDTracks, его тоже можно проверить — снять его спектрограмму и просто послушать на проверенной аппаратуре.
В конце концов у автора теста есть собственные уши и голова — если автор публикации выбрал определенный материал для прослушивания, значит, он считает его подходящим. Он знает, как он звучит на других системах — это самое важное.
Так называемые «аудиофильские» диски являются на самом деле простым материалом для воспроизведения — с ними легко справляется даже посредственная аппаратура. Если хотите проверить технику по-настоящему, используйте материал, который записывался в расчете на обычных слушателей, а не «аудиофилов».
Вы правильно заметили, что «винил от разных изготовителей и разных лет звучит по-разному». Винил в принципе нестабилен. Именно поэтому мы используем его для тестирования исключительно виниловой техники.
Поймите — наши тесты это не научные исследования, ход которых должен тщательно документироваться. Мы не диссертацию пишем. Наша цель — помочь читателям в выборе техники. Главное в этих публикациях — не подробное описание «лабораторных препаратов», а впечатления автора — человека опытного, понимающего, что он делает и зачем. Это вопрос доверия.
Если вы не доверяете автору, не надо его читать — читайте тех, чье мнение является для вас авторитетным. Вы же верите продавцам «аудиофильских» дисков и не требуете от них документации, подтверждающей, что их товар соответствует заявленным характеристикам? А вдруг он сделан из mp3-файлов? Вы не знаете этих людей, как вы можете им доверять?
У нас в архиве есть множество тестов, вы можете послушать какой-нибудь из протестированных аппаратов, чтобы сформировать собственное мнение и сопоставить его с мнением автора публикации. В чем проблема? Только в том, что нужно предпринять некоторые усилия. Конечно, это сложнее, чем высказывать недовольство в комментариях и учить нас работать.
евгений
Под «аудиофильскими» дисками я подразумеваю не специальные диски от фирм,продающих аудиотехнику и демонстрирующие на этих дисках положительные стороны своей техники,а просто хорошо записанные диски,на которых опытные слушатели обычно тестируют заинтересовавшие их кабели или аппараты.А вот вам пример,как надо писать обзоры, ссылаясь на всем известный музыкальный материал и технику:https://www.stereophile.com/content/transparent-music-link-reference-interconnect-music-wave-reference-speaker-cable.Был бы очень признателен,и,думаю,не я один,если бы вы давали побольше информации,ну вообщем,как в присылаемой мной,статье!
евгений
Вопрос: почему вы в тесте пользуетесь сетевым проигрывателем? Почему не хорошей виниловой вертушкой или хорошим CD проигрывателем? Что за сигнал даёт сетевой проигрыватель-неизвестно.Надо опираться на реальные носители. Зачем был использованы цифровые InAkustik Exzellenz CAT6 ? Если я правильно понимаю, усилитель мощности подключается аналоговым кабелем.Почему не были задействованы межблочные кабели этой же конструкции? На каком музыкальном материале проходил тест? Очень много вопросов без ответа!
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
евгений, мы используем те источники, которые представляются нам оптимальными. Сетевой проигрыватель высокого класса ничуть не уступает в качестве звучания ни равным по классу CD-плеерам, ни виниловым вертушкам. Повторяю: равным по классу.
Хороший сетевой проигрыватель дает очень качественный сигнал — нам это доподлинно известно. Передача информации по сети происходит с контролем по четности — в отличие, кстати, от считывания информации с компакт-диска — там нет ни контроля четкости, ни коррекции ошибок.
Да, при передаче по сети может возникать джиттер, но в серьезных сетевых проигрывателях он подавляется, причем весьма успешно. Мир стал другим, евгений.
Что касается «реальных» носителей, они сейчас делаются исключительно с «нереальных» оригиналов: музыку уже очень давно пишут в цифре. И получают файлы. И уж поверьте, от того, что их потом записывают на компакт-диск или винил, они не становятся лучше.
евгений
Вы можете быть уверенны в музыкальности файла,который воспроизводит ваш сетевой проигрыватель? Думаю-нет! А не проще взять аудиофильский CD диск или винил.Тогда многим будет понятно,о чём идёт речь.Да ещё и каталожный номер присовокупить,чтобы не было разночтений.Ведь винил от разных изготовителей и разных лет звучит по-разному.То же касается и CD.А все «контроли по чёткости,коррекции ошибок и т.д. ничего о звучании не говорят.Это,как частотный диапазон или мощность усилителя-только справочный материал и не более.
Руслан Тарасов
Евгений, вопросы, подобные вашим, возникают у всех, кто не имел возможности оценить звучание хорошего сетевого проигрывателя при воспроизведении файлов Hi-Res студийного качества. Вы, наверное, думаете, что эти файлы мы берем где попало или вообще делаем сами, списывая их с физических носителей. Так вот, уверяю вас, весь контент, используемый в тестах — это то, что приобретено непосредственно у самого музыкального издателя. Именно эти файлы они переносят на носители, за которые вы так ратуете, но только на CD они идут с потерями (из-за преобразования в 16 бит/44 кГц), а на винил — с ограничениями по динамике. Вот теперь встречный вопрос: зачем нам диски со всеми их ограничениями и проблемами при воспроизведении, если тот же контент мы можем послушать напрямую?
евгений
Вот ещё небольшое добавление: https://youtu.be/KC_lJsRWYV0. Посмотрите и послушайте.Ну разве можно сравнивать аналог и цифру на таком музыкальном материале? Это иллюстрация к сказанному мной раньше: читателю будет проще понять описанные вами ощущения от прослушанного,когда он или знает этот муз.материал,или может его послушать на понятной ему по звучанию системе.
евгений
Согласен с вами,если вы действительно используете «мастер». Тогда вы указывайте,что исходником был именно такой материал,а не скачанный с просторов и-нета,чем большинство любителей халявы и грешат.Тем не менее желательно знать, на каком стиле музыки вы проводили тест.Если это электронная музыка,где нет ни одного настоящего акустического инструмента,то читатель сделает для себя соответствующий вывод: тест не объективен!
Руслан Тарасов
Евгений, я использую подборку примерно из 200 файлов, всех попросту не перечислить. По ходу теста я слушаю сперва некий стандартный набор, который досконально знаю (в основном классика, джаз, опера, акустика + то, что записывалось не в зале или студии, а в естественной среде, потому что это самый надежный тест на реализм). А затем начинаю гонять технику избирательно и именно на тех фонограммах, которые помогают выявить сильные и слабые места у испытываемого аппаратуры (и тут жанры могут быть любые). Я принципиально не привязываюсь к конкретным изданиям и альбомам, а тем более к тем которые сам люблю слушать, чтобы мои личные пристрастия не влияли на итог теста. Точно также делают и звукачи в студиях — доверия заслуживает только та субъективная экспертиза, которая сделана по целому ряду технических признаков, а не под влиянием музыкального вкуса. Кстати, файлы или сэмплы референсного качества вы можете сами загрузить с многих ресурсов, которые распространяют легальный контент: http://www.2l.no/, https://www.nativedsd.com/, https://naim.bleepstores.com/naim-records, https://www.dcsltd.co.uk/music/essential-tracks/ и т.д.
евгений
Раз вы тестируете предмет на разной музыке-это вам в плюс! Так почему бы не указать хотя бы часть того материала,который служил для тестирования.У меня бы и вопросов было меньше! Хотя,я думаю,что такой кабель от VDH может купить не каждый любитель музыки,а уже вполне состоявшийся меломан,который вряд ли знаком с вашим источником.Поэтому я и задал вопрос об целесообразности данного мало кому известного источника.Может он и впрямь очень хорош, но без опыта его прослушивания судить о звуке кабеля трудно.
Руслан Тарасов
Евгений, прекрасно понимаю вас, но если я сейчас начну поднимать информацию о том, где был взят тот или иной файл для тестовой подборки, то я минимум на неделю закопаюсь. Но я подумаю над этим вопросом.
mickle@*******
Какая чушь….
Александр
На самом деле очень хороший и обьективный обзор.
Решил проблему у друга: McIntosh mc 602 средне согласовывался с Dynaudio Confidence C4(проблемная модель часто по отзывам коллег по увлечению).
Купили ,,по дешману» в Дании Кумулус 4м и… вопрос решён! Сам бы не поверил в такую разницу, если бы не слушал. Поразила просто середина!!, стерео 3д, басс наконец то появился в нужном кол-ве и качестве. Сытый саунд. По верхам ещё есть вопросы (как ламповый пред~~), но думаю разойдётся. Даже жена друга извечный скептик удивилась.
Вот зря я это пишу, дёшево его уже купить не получится!;-))