Я не раз сокрушался по поводу смерти dvd-формата: перекочевавшие в сеть концерты не так просто найти, особенно если ты не очень понимаешь, что именно ищешь; найти же диск просто, а взять в руки всегда приятно. Так что вот вам еще три наводки на три не то, чтобы обязательных к просмотру, но приятных и полезных фильма-концерта, которые я совершенно произвольно снял со своей полки.
Carlos Santana — Plays Blues At Montreux 2004
Все прекрасно помнят, как в начале тысячелетия основатель и единственный мало-мальски приличный представитель латин-рока Карлос Сантана удачно сменил статус живой легенды на статус актуальной поп- и медиа-фигуры. Однако мало кому известно, что удачные сиропно-карамельные альбомы с участием толпы звезд и звездочек не сказались на внутреннем стержне Сантаны. Просмотр этого фильма-концерта показывает, что стержень за минувшие годы ничуть не приобрел в гибкости. Он с нежностью и любовью относится к своему ремеслу, к Музыке, и прекрасно понимает, откуда что пошло. Именно поэтому до сих пор боготворит Майлза Дэвиса, преклоняется перед Джоном Маклафлином и с нескрываемым уважением относится к настоящим блюзменам. Троих из них – Кларенса «Гейтмаута» Брауна, Бобби Паркера и Бадди Гая — он и вытащил на сцену фестиваля в Монтрё.
Уважение Карлоса распространяется и на собственное поведение на сцене: хотя программа вроде бы его, он, даром что много играет, в основном держится в тени, проявляя меж тем точное чувство блюза. Вперед он выходит единственный раз, во время исполнения написанной им для великого Джона Ли Хукера композиции Chill Out. Удивительный пример по нынешним, циничным и неправедным временам. А блюзмены – прекрасны, каждый по-своему, и даже лощеная атмосфера Монтрё им не мешает.
The Moody Blues — Lovely To See You Live
Эти немолодые парни уже были знамениты, когда Yes, Genesis и King Crimson делали первые шаги; к моменту выхода их дебютных альбомов у MB таковых было уже штук пять. Начав в 1964-м с жесткого ритм-н-блюза, два года спустя, после прихода гитариста Джастина Хэйуорда и басиста Джона Лоджа группа переориентировалась в область арт-рока и психоделии; именно тогда песня Nights In White Satin стала визитной карточкой группы. И вот, через сорок лет и один год после дебюта они играют перед полным залом лос-анджелесского Greek Theater (место хорошее, намоленное).
Хэйуорд, Лодж и перкуссионист Грэм Эдж, составляющие группу (остальные — приглашенные), в грязь лицом не падают. Они работают так, что многим молодым на зависть, да и голоса не утратили фирменной бирмингемской свежести и возвышенной отстраненности. Программа репрезентативна: песни за все сорок лет, и сплошь хорошие. Самое главное: на Хэйуорда и Лоджа не неприятно смотреть, как часто бывает с ветеранами. Публика в зале в основном «возрастная» — но иного ждать и не приходится; MB играют прежде всего для ровесников и тех, что немногим младше.
Blackfield — NYC: Live In New York
Стив Уилсон — лидер британской прогрессив-рок-группы Porcupine Tree, известен как «человек тысячи проектов» (помимо основного коллектива, он работает с проектом No-Man, группой Opeth, продюсирует Йоко Оно, пишет статьи для Classic Rock, ремастирует и ремикширует классические альбомы разных групп). Ну и участвует в проекте Blackfield. Началось все с того, что израильский музыкант и большой поклонник Porcupine Tree Авив Геффен (сын известного поэта Йехонатана Геффена, племянник великого политика Моше Даяна и шурин писателя Этгара Керета) пригласил британцев на гастроли в Израиль; познакомившись же с Уилсоном, Авив предложил ему попробовать сделать что-то вместе. Идея через пять лет превратилась в альбом (Blackfield, 2005), а после альбома Blackfield II — в живой состав, выступивший 16 марта 2007 года в нью-йоркском зале Bowery Ballroom, каковой и запечатлен в этом фильме-концерте.
В первые минуты кажется, что столкнулись два темперамента — сухой до холодности островитянин Уилсон и радикальный восточный брюнет Геффен. Но на деле Уилсон проявляет не меньше страстности, а Геффен оказывается столь же сдержанным. Их музыка совершенно актуальна, изысканна, красива, прихотливо ритмически организована, но при этом совершенно доступна и открыта для понимания. И если тебе, читатель, непонятен смысл занятий прогрессив-роком в конце второго десятилетия XXI века, этот концерт развеет все сомнения.