Редкий случай, когда производитель выпускает и электронные компоненты, и акустические системы. И сейчас мы готовимся слушать как раз такой комплект от японской TAD — СD/SACD-проигрыватель D1000 MK2, усилитель мощности M1000 и акустические системы Evolution One TX. Это настоящий High End от компании с колоссальным опытом в области воспроизведения музыки.
ЦИФРА НА ВЫХОД
Напомню, что японская Technical Audio Devices Laboratories, Inc. (TAD) долгое время была частью гигантской империи Pioneer и специализировалась на аппаратуре для студий и озвучивания концертных площадок. Сейчас это самостоятельная компания, выпускающая домашнюю технику с активным использованием наработок из профессиональной сферы. Подробнее о TAD и её предыдущих разработках можно почитать здесь, нам же пора познакомиться с несколькими актуальными новинками.
СD/SACD-проигрыватель D1000 MK2 – современная версия хорошо известной нам модели D1000. Прецизионный дисковый привод с массивным приемным лотком установлен на шасси, выточенном из 8-миллиметровой алюминиевой плиты. Перемещение лазерной головки и вращение диска обеспечивается бесколлекторными двигателями с пониженным уровнем шума и вибраций. Для борьбы с джиттером задействован фирменный тактовый генератор UPCG (Ultra-high Precision Crystal Generator) с чрезвычайно малым фазовым шумом. Тип конвертора TAD не указывает, но, судя по техническим характеристикам D1000 MK2, это те же чипы, что и в D1000 – Burr-Brown PCM1794A, одни из лучших в электронной индустрии. Их сдвоенное дифференциальное включение позволило получить отношение сигнал/шум -115 дБ и организовать «настоящие» балансные выходы.
Проигрыватель способен работать и как самостоятельный конвертор, к которому источники могут подключаться по симметричному входу AES/EBU, двум коаксиальным, оптическому и интерфейсу USB 2.0. В последнем случае задействуется недавно разработанная схема Asynchronous USB Communication Engine (Асинхронный USB связной движок), поддерживающий аудиоданные PCM до 384 кГц/32 бита и DSD до 5,6 МГц.
Преобразователь ток-напряжение, ВЧ-фильтр и выходные буферы построены на дискретных транзисторах, а жёлтые сегменты дисплея работают в статическом режиме – чтобы наводить меньше помех. Линейные выходы регулируемые, что позволит, как в нашем случае, обойтись без предварительного усилителя. Пульт ДУ в комплекте.
Форма СЧ-диффузора такова, что он служит для твитера волноводом с оптимальной диаграммой направленности.
Корпус проигрывателя собран из толстых алюминиевых плит с чёткими прямыми гранями. С недавних пор компоненты TAD выпускаются не только в серебристом, но и в чёрном цвете – и такой вариант, на мой взгляд, выглядит гораздо эффектнее.
В усилителе мощности M1000-K используется технология Dual Logic-Circuit, поддерживающая абсолютно симметричное движение диффузоров динамиков в обе стороны. Схема класса D выполнена по схеме BLT (Balanced Load Tied), в которой два независимых усилителя в каждом канале включены симметрично. Даже источник питания спроектирована таким образом, чтобы при любом потребляемом токе сохранялась полная симметрия положительного и отрицательного напряжений. В целом же M1000-K построен по принципу двойного моно с абсолютной идентичностью каналов вплоть до одинаковой длины внутренней проводки. В выходных каскадах установлены низкоомные MOSFET транзисторы, что позволило повысить кпд усилителя почти до 90%.
Подключаться к оконечнику можно по входам RCA или XLR, а выходные клеммы у него столь же массивные, как у акустических систем серии Reference. По дизайну усилитель полностью соответствует проигрывателю – те же прямые линии, идеально подогнанные алюминиевые панели, матовые анодированные поверхности. Массивная (29 кг) конструкция опирается на три виброизолирующих конуса.
TAD E1TX-K – первые напольные системы в серии Evolution. По некоторым конструктивным особенностям они схожи с мониторами ME1, да и сам производитель позиционирует новинку как эволюционное продолжение идей, что задают характерную технических эстетику.
M1000-K построен по принципу двойного моно с абсолютной идентичностью каналов вплоть до одинаковой длины внутренней проводки.
Прежде всего, это фирменная коаксиальная СЧ/ВЧ сборка CST (Coherent Source Transducer) с когерентным излучением — точечный излучатель, работающий с минимальными фазовыми (временными сдвиги между звуковыми волнами разной длины. В диапазоне 420 Гц – 60 кГц. В центре 3,5-дюймового (9 см) среднечастотного диффузором из магниевого сплава установлен дюймовый бериллиевый твитер. Причём его купол не штампуется, а напыляется на сферическую болванку, поэтому тончайшая полусфера не имеет внутренних напряжений. Форма СЧ-диффузора такова, что он служит для твитера волноводом с оптимальной диаграммой направленности. Полосы внутри сборки делятся на частоте 2500 Гц фильтрами, индивидуально подобранными под каждую пару. Для точного согласования излучателей по времени передний щит корпуса наклонён назад на 3 градуса.
Дальнейшее развитие получила конструкция двунаправленных фазоинверторных портов ADS (Aero Dynamic Slot), в которых воздушный поток выходит не через отверстие, а в зазор между боковыми стенками и круглыми панелями из фрезерованного алюминия. Последние не только распределяют поток по всему периметру, но и помогают бороться с резонансами – при симметричном расположении портов на противоположных стенках, их воздействие на корпус взаимно компенсируется. Кроме того, ADS-порты не производят турбулентных шумов благодаря большой площади излучения.
В таком необычном оформлении здесь работает пара 16-сантиметровых НЧ-драйверов с многослойными диффузорами из арамидного волокна с ламинированием. У них также усиленный ферритовый магнит, а звуковая катушка намотана на термостойком титановом каркасе. При столь скромных калибрах тандем эффективно воспроизводит бас от 29 Гц.
Корпуса E1TX-K выполнены из толстых плит МДФ и отделан рояльным лаком. Внутри имеются перегородки, повышающие жёсткость, и звукопоглощающие панели. Разделительные фильтры установлены внизу, в изолированном отсеке. У каждой колонки четыре качественных входных клеммы с перемычками. В основании закреплены две опорные плиты из алюминия толщиной 15 мм с виброизолирующими конусами. Между ними и днищем корпуса – слой эластичного полимера.
При прослушивании громкость регулировалась в проигрывателе, с которого сигнал подавался напрямую на усилитель мощности. Все соединения балансные, кабелями Tellurium Q Ultra Black XLR. Акустические — Siltech SL180iQ.
При проигрывании CD придраться невозможно ни к чему: звук не цифровой, не аналоговый, и не имеет типичных признаков импульсного усиления.
В своё время мониторы ME1 поразили меня своей фантастической способностью выстраивать трёхмерное пространство с реальной материализацией виртуальных образов. Так вот, E1TX-K делают это ещё убедительнее: с большим масштабом, основательным низкочастотным фундаментом и достоверными пропорциями инструментов. Контрабас, рояль, большой барабан – уже очень похожи на настоящие, расположенные на ближней сцене. Вот, например, сложные по режиссуре треки на диске Apostrophe (‘) Фрэнка Заппы: моментально позиционируется расположение многочисленных музыкантов, а по ранним отражениям и реверберациям легко оценить размер зала. Что самое интересное – каждый звуковой образ, будь то музыкальный инструмент, человек перед микрофоном или фрагмент заднего плана, — всё прорисовано идеально с массой подробностей в тембрах. Столь натуральная нюансировка совершенно не типична для усилителей класса D, как правило, они склонны упрощать микродинамику, укрупняя мелкие детали. В нашем же случае лишь при воспроизведении хай-резов с Макбука по USB на записях со сложным спектром появилось ощущение лёгкой дискретности, фрагментации картины на отдельные штрихи. А вот при проигрывании CD придраться невозможно вообще ни к чему: звук не цифровой, не аналоговый, и не имеет типичных признаков импульсного усиления. Если бы M1000 не оставался едва тёплым при работе на приличной мощности, я был бы уверен, что это классический аппарат класса АВ.
Теперь вернёмся к колонкам. Любопытно, как они органично вписываются помещение. Бас они выдают глубокий, но совершенно не такой, как у традиционных фазоинверторных систем. E1TX-K придают саунду убедительную основу, но она не грузит слухе благодаря лёгкости, открытости и скорости нижних нот. И хотя этим колонкам очень желательно помещение от 30 квадратных метров, они и в более стеснённых обстоятельствах не вызывают очевидных проблем. Бас у них собранный, и по комнате сам по себе не гуляет. Здесь же замечу, что система оказалась чрезвычайно чувствительна к особенностям межблочных кабелей. Казалось бы, идеальный балансный интерфейс, 75 см экранированных проводников, и тем не менее, подбором можно получить не только большую глубину сцены, но и менять характер течения музыки, которое субъективно я бы описал в терминах «более плавное» — «более отрывистое». Кабели в этой системе (соответствующего уровня, разумеется), влияют на параметры, которые сложно описать техническими терминами.
Системы придают саунду убедительную основу, но она не грузит слух благодаря лёгкости, открытости и скорости нижних нот.
Упомянутая выше основательность приятно гармонирует с кристально чистым верхним диапазоном, который щедр на нюансы до самой границы слышимости и прекрасно вписывается в общий тональный баланс. Сборки CST не только выстраивают голографическую сцену, но дают ощущение цельности и пластичности течения музыки, передавая малейшие особенности как самой записи (привет аудиофилам!), так и исполнения (находка для меломанов). При такой всеобъемлющей точности у системы TAD всё же проявляется и собственный характер – она слегка смягчает жёсткие фонограммы и оживляет вялые, выдаёт массу нюансов и при этом по общему впечатлению ближе к аналогу, чем к цифре. Хотя аналоговую систему с таким звучанием даже за такие деньги не купишь.
Это, кстати, относится ко многим компонентам TAD – они всегда как бы над схваткой цифры и аналога, лишая объективных аргументов приверженцев как первого, так и второго способ воспроизведения.
TAD D1000 MK2
Производитель: TAD Laboratories (Япония)
tad-labs.com
Аналоговые выходы: XLR стерео, RCA стерео || Цифровые входы: балансный XLR AES/EBU, 2 коаксиальных, оптический, USB B || Поддерживаемые частоты квантования: XLR и коаксиальные входы — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц, 176,4 кГц, 192 кГц; оптический — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц; USB — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2, 96 кГц, 176,4, 192 кГц, 352,8 кГц, 384 кГц || Цифровые выходы: балансный XLR AES/EBU, коаксиальный || Диапазон воспроизводимых частот: 10 Гц – 20 кГц -1 дБ || Отношение сигнал/шум: -115 дБ || Питание: сеть переменного тока 220 — 240 В, 50 Гц/60 Гц || Потребляемая мощность в рабочем режиме: 43 Вт. || Габариты (Ш х В х Г): 440 х 150 х 406 мм || Масса: 18.5 кг || Цена: 1 349 000 руб.
TAD M1000
Выходная мощность: 500 Вт (4 Ома) || THD + шум: <0,05 % (250 Вт, 20 Гц – 20 кГц) || Отношение сигнал/шум: -112 дБ || Частотный диапазон: 5 Гц — 50 кГц (-3 дБ) || Чувствительность (RCA/XLR): 1,5/0,75 В || Аналоговые входы: RCA, XLR || Входное сопротивление: 220 кОм || Усиление: 29,5 дБ || Потребляемая мощность в режиме молчания: 0,5 Вт || Габариты (Ш x В x Г): 440 x 148 x 479 мм || Масса: 29 кг || Цена: 1 390 000 руб.
TAD E1TX-K
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 29 — 60 000 Гц || Чувствительность: 88 дБ (2,83 В, 1 м || Сопротивление: 4 Ома || Частоты раздела полос: 420/2500 Гц || Максимальная подводимая мощность: 200 Вт || Отделка: черный лак || Габариты с шипами: 350 х 1215 х 512 мм || Масса 1 шт.: 46 кг || Цена за пару: 1 980 000 руб.
Комментарии [5]
Махмор
а если рядом с усилком включить ДВ-СВ-КВ приёмник, помехи будут слышны?
Снейк
Еще один осиновый кол в пересмешников класса D. А то в утюгах его ставят… Теперь вот пляшите под свою сурдинку АВ
Михаил
Система за пять миллионов? Нормально так можно музычку послушать, для души, ведь удовольствие от прослушивания любимых вещей на такой системе бесценно, проданную ради покупки этой системы квартиру будет жалко только до первых тактов музыки;)
иван
«У кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий»
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Михаил, расслабьтесь. В России есть немало людей, которые купят такую систему на сдачу от ужина в ресторане.