Если вы следили за новостями, то знаете, что несколько лет назад компания Atlas Cable выпустила топовые серебряные аудиокабели с необычным «плавающим» заземлением. К счастью, эта инновация из дорогой верхней линейки уже проникла в нижние слои ценовой «стратосферы», и мы наконец-то можем приступить к детальному изучению всех особенностей фирменной технологии Grun Earth.
ЗЕМЛЯ, ЗЕМЛЯ, ОТЗОВИТЕСЬ!
Многим покажется, что эта тема применительно к аудио коммутации надумана, ведь уже давным-давно написаны методики расчета и правила разводки общего провода в электронной аппаратуре, созданы эффективные схемы организации заземления внутри компонентов и между ними, придуманы способы защиты от внешних наводок и пробоев на корпус. Все эти знания закрепились в учебниках, стандартах и техрегламентах еще в начале прошлого века. Разве можно придумать в этой области что-то принципиально новое?
В Atlas Сables и не берутся утверждать, что предложенная технология претендует на революцию и покушается на устои электротехники. Это вообще, если хотите, не технология, а скорее опция на ваш выбор, которая никак не влияет на работоспособность кабелей и их соответствие принятым стандартам. Провода, которые мы рассмотрим в этом тесте, можно использовать без Grun Earth. Или включать опциональное заземление разными способами.
Более того, ни одно их включений Grun Earth, строго говоря, не дает нам того, что на языке электротехники называется «плавающей землей» (такой вид заземления широко используется в высокоточных измерительных приборах, а в аудиотехнике, как правило, реализуется только на внутреннем, а не межкомпонентном уровне). Это всего лишь способ установки дополнительных связей с общей линией. И он, по замыслу разработчиков, дает примерно такой же эффект, как и «плавающая» схема – более чистый и стабильный (в Atlas Cables описывают его как «когерентный») опорный уровень на входе компонента-приемника.
Важно ли это? Безусловно да, и об этом лучше всего напоминает многолетний опыт хотя бы компании Naim (в отличие от остальных производителей, она с давних пор придерживается особых схем разводки общего провода и шин питания, применяя для этого и нестандартные кабели) – её компоненты, связанные «фирменным» образом, звучат всегда лучше, чем с каким-нибудь дорогими, но стандартными RCA или XLR.
А сегодня эта тема стала еще более актуальной. Наш компьютерно-беспроводной век породил столько помех всех видов, что чувствительная аудиоаппаратура без надлежащей изоляции просто не в состоянии показать максимум качества звучания. Второй аргумент – массовый переход аудиоиндустрии к контенту Hi-Res Audio с гораздо более широким динамическим диапазоном. Чтобы записи мастер-качества раскрылись во всех нюансах, требования к чистоте и стабильности опорного уровня должны быть многократно повышены, и именно на стороне бытовой воспроизводящей аудиотехники.
Чтобы записи мастер-качества раскрылись во всех нюансах, требования к чистоте и стабильности опорного уровня должны быть многократно повышены.
Но добиться этого не так просто. Не зря ученые в области систем связи и маститые разработчики электроники называют «землю» не решением, а самой что ни на есть проблемой. Одноточечные, многоточечные, комбинированные, гирляндные и уже упомянутые плавающие… – каких-только схем не было придумано. Но идеальной все равно нет. И зачастую найденные эмпирическим путем альтернативные способы «зануления» получаются эффективнее тех, что рассчитаны по сложным формулам и учитывают массу параметров: разницу в потенциалах и отклонения в проводимости, утечки и индукцию, спектр, длины волн и электрические резонансы… Я почти уверен, что так называемая «псевдо-балансная» схема Grun Earth родилась в Atlas Cables именно так – в ходе опытов и проб. Можно попытаться объяснить, как она работает, но, думаю, куда познавательнее будет и нам поставить несколько чистых экспериментов и послушать результат.
Чтобы полностью исключить влияние других аналоговых кабелей, мы собрали эталонную систему, в которой было только одно линейное и колоночное соединение – данные до сетевого стримера и ЦАП везде шли по цифре, а полученный аналоговый сигнал по межблочнику сразу поступал на оконечник (работающий, кстати, в классе А) и акустические системы. Такой тракт невероятно разборчив на микродинамическом уровне и очень критичен не только к качеству проигрываемого контента, но и к цифровым соединениям, и чистоте питания – нам пришлось перепробовать несколько USB- и Ethernet-кабелей, чтобы оставить те, что давали максимально «зримую» сцену, а также задействовать регенератор электропитания.
Нам пришлось перепробовать несколько USB- и Ethernet-кабелей, чтобы оставить те, что давали максимально «зримую» сцену, а также задействовать регенератор электропитания.
Наконец, о главном отличии этого теста. При оценке кабелей мы обычно прибегаем к сравнению как с доступными аналогами обычного качества, так и с кабелями-конкурентами той же ценовой категории. Без такой «базы» все субъективные заключения не имеют практического смысла, поскольку так мы можем судить лишь о том, как звучит система в целом, а не о том, какие именно изменения внес кабель. Сегодня у нас тоже будет точка отсчета, но ей послужат кабели куда более высокого класса, из верхней линейки Atlas Asimi (обычные, без Grun Earth). Мы намеренно взяли очень дорогие модели из чистого серебра, чтобы за «базу» принять нечто абсолютное. Да, это поставит Ascent в невыгодное положение, зато даст лучшее понимание того, чем мы вообще поступаемся при переходе на более доступные модели (сначала мы будем включать их без Grun), и уже на этом контрасте будет окончательно понятна влияние хитроумного заземления.
Atlas Ascent Ultra Grun
Длина: 1,5 м. Цена за комплект: 70 000 руб.
www.atlascables.com/ic-ascent-ultra.html
Если кабели серии Mavros можно считать более доступной медной альтернативой флагманам (похожая квазибалансная конструкция, тот же изолятор из микропористого фторопласта PTFE плюс полученный методом непрерывного литья проводник), то Ascent – это как бы Mavros, но с другим полимером в изоляции, который пока достаточно редко применяется в кабелях (речь идет о особой разновидности полиэтилена PEF). Одинаковые у них только фирменные терминалы Atlas Ultra.
Отводы Grun Earth сделаны только на входных концах межблочников и подпаяны там сразу и к «нулевому» проводу, и к экрану, который с другой стороны уже ни с чем не контачит. Ну а само дополнительное заземление выглядит как связывающий U-образный провод-адаптер в зеленоватой текстильной оболочке, который навинчивается на отводы Grun. Третий резьбовой разъем служит для того, чтобы можно было снять «псевдо-балансный» нулевой потенциал – либо просто с какого-то другого терминала RCA на компоненте, либо со специальной шины заземления на его корпусе, либо даже от настоящей «земли» в розетке электропитания (для этого понадобится специальная вилка-«обманка» Grun – ее видно на нескольких фото).
Как в теории может работать такая схема? По факту получается многоточечная схема заземления (все разработчики аудиотехники стараются её по возможности избегать, почитая за эталон одноточечную схему-«звезду»). И делается она намеренно «неправильно», то есть на стороне источника, А фишка, видимо, в длине адаптера Grun. Петля определенного размера, когда третий конец подключается к аппаратуре, за счет внутренней емкости, наверняка образует подобие фильтра. Или вообще служит хитрым дренажом наоборот – вводит в общую линию помеху, зеркальную той, что есть на приемном компоненте, в результате чего и на нем возникает чистый опорный уровень.
Дополнительное заземление выглядит как связывающий U-образный провод-адаптер в зеленоватой текстильной оболочке, который навинчивается на отводы Grun.
Слушаем. Серебряный эталон бесконечно информативен и очень музыкален, сочетая изумляющие подробности с гладкой подачей в целом, поэтому переключение на Ascent (пока без Grun) сразу понижает класс системы – она звучит уже не так ясно и чисто, дает иную трактовку басовому регистру (более мягкую) и чуть скупится на детали вверху. Но если судить по пространству и расположению виртуальных источников, по балансу в среднем регистре, то потерь относительно эталона почти нет. И динамика остается цельной, масштабной.
Подключаем в Ascent заземление Grun RCA-адаптером и сразу становится очевидно, что даже Asimi был, мягко говоря, не идеален в отрисовке всех основных и фоновых звуков в сцене. Кстати, если сменить точку заземления (воспользоваться вилкой-«обманкой» вместо RCA), то эффект принципиально не меняется – просто выражен еще сильнее.
Итак, более дешевый кабель с заземлением лучше «очеловечил» образы исполнителей, точнее и глубже проявил задник сцены, мощнее материализовал образы на переднем крае. Да, есть небольшие «побочные эффекты»: в самом низком регистре появилась едва-едва заметная зажатость, динамика в целом осталась сильной, но в середине темперамент чуть охладился – ушли крикливые оттенки… Но то, как с Grun прояснил пространство в целом и расположение каждого источника в частности, трудно с чем-то сравнить. Все ударные или высокие по спектру инструменты теперь локализуются с потрясающей визуализацией, а пространственная прозрачность повышается до такой степени, что можно отследить с сантиметровой точностью даже точки, откуда исходят скрипы, шелесты и все иные составляющие атмосферы. На рояльных композициях бархат становится именно бархатом и не смешивается другими нюансами – ни с внутренними отражениями в инструменте, ни с реверберациями зала. Без системы Grun пианист лишь обозначался в музыкальной картине едва заметными, но не слишком определенными в трех измерениях вздохами и шелестом одежды, а с подключением заземления тут же родилась иллюзия, что перед нами сидит живой человек и как раз там, где надо, не растворяясь в мареве других звуков.
С подключением заземления тут же родилась иллюзия, что перед нами сидит живой человек и как раз там, где надо, не растворяясь в мареве других звуков.
Но не всем понравится то, как передается сам инструмент. С Grun начинаешь буквально ощущать его физические размеры и форму, однако гармоническая составляющая получается до такой степени академично-вышколенной, что подсознательно хочется неких дополнительных красок, объема и «полёта». И к такой «неромантичной» подаче приходится привыкать. Но в целом, польза от заземления всегда есть там, где хочется буквально «увидеть» зал, сцену, исполнителей. Этот работает на любой музыке и даже с любым по качеству материалом (но на хай-резах заметнее). Иногда возникает эффект замедления хода времени. На композициях с драйвовым брутальным басом напористость остается, а порядка прибавляется. В стереокартинке саунд лучше выходит из колонок и четче обозначается за пределами привычного поля: сбоку, сверху, сзади… Поэтому я готов сделать вывод, что влияние придуманного специалистами Atlas Cables заземления на межблочниках однозначно положительное. Могу лишь предвкушать, что можно ожидать от Asimi с Grun. Это должно быть нечто, что можно сравнивать только с живым звуком.
Atlas Ascent Ultra Grun 2-2 Z-Plugs
Длина: 2 x 3 м. Цена за комплект: 140 000 руб.
www.atlascables.com/sp-ascent.html
У акустической версии Ascent еще больше ключевых отличий как от Mavros (меньше сечение, нет отдельного моножильного HF-проводника, изоляция из обычного, а не микропористого фторопласта), так и от флагманского Asimi (проводники из меди OOC, а не серебра). По большому счету, все три кабеля роднит только имеющийся у них комбинированный экран (оплетка + майларовая пленка) и терминалы. Поэтому замена в системе одного лишь колоночного Asimi на Ascent меняет звучание в корне. Сцена менее стабильна, почерк на верхах резче, ударные более грубы – бас ощутимо «короче» и «быстрее» (в чем, кстати, может быть и плюс – более сдержанные послезвучия делают менее заметными гулкие оттенки). Достойно открыта и сбалансирована середина, но в ней есть какой-то привнесенный «сахар», из-за чего этот диапазон передается интересно, фактурно, но чуточку грязнее.
Теперь попробуем с Grun. В акустическом кабеле, к слову, он не подключается к общей линии, а гальванически соединяется лишь с экраном, тем самым защищая сигнальный «плюс» и «минус» от внешних радиочастотных наводок (они перестают работать как огромные антенны метрового диапазона), а выходные каскады усилителя, в свою очередь, от помех, которые могут через другие цепи пройти на вход.
Сначала я подключил заземление непосредственно к стенной розетке. Не изменилось практически ничего. Но если вилку-«обманку» Grun переставить в одну из розеток регенератора, от которого получает питание и вся система, то перемены становятся более отчетливыми, хотя по-прежнему остаются очень тонким. Например, на тональный баланс Grun почти не повлиял. Аналогично с динамикой. Микродинамический бэкграунд не стал ни богаче, ни беднее.
А как фантастически материализовались низкочастотные раскаты в воображаемом небе!
И только когда в тракт мы включили межблочный Ascent (разумеется, тоже с Grun), уже можно было говорить о каком-то прогрессе. На треке с записью дождя и грозовых раскатов, например, на слух легче «угадывалось» место падения каждой капельки – звуковой фон из чисто шумового стал будто бы более гранулированный. А как фантастически материализовались низкочастотные раскаты в воображаемом небе! Звуки уже не метались где-то между колонками на удаленным плане, а как в реальной жизни красиво прогрохотали в разных частях небесной сферы с четким меняющимся удалением.
Но стоит ли ради этого возиться с Grun в акустическом соединении? Может быть деньги, потраченные на Grun, лучше просто вложить в более крутой колоночный кабель? Тут трудно дать однозначный ответ. В нашей системе польза от заземления вполне проявилась и на музыкальных треках с барабанами, записанными в гулком зале – прибавка пространственной точности воспроизведения позволила на слух более ясно отметить характер звучания каждого удара. И на многих роковых композициях было заметно как Grun прочищает басовую фактуру – даже в старых записях барабаны получились более колоритными. А на треках, где стерео выстроено или сведено совсем примитивно, появился объем, снизилась привязка к АС…
И на многих роковых композициях было заметно как Grun прочищает басовую фактуру – даже в старых записях барабаны получились более колоритными.
Но я не случайно оговорился «в нашей системе». С другими оконечниками польза от Grun может проявиться ещё заметнее. Или же не проявиться вообще – например, с импульсными усилителями, у которых на выходе стоят дроссели, или с трансформаторными выходом (они уже и так защищены от помех, приходящих с кабелей-«антенн»). Здесь может снять точки над i только индивидуальный подбор.
КОМПОНЕНТЫ
- Сетевой транспорт Lumin U1 Mini
- ЦАП Accustic Arts Tube DAC II
- Усилитель мощности MSB S201
- Акустические системы Neat Ultimatum XL10
- Кабели
- цифровые InAkustik Referenz High Speed USB 2.0 и InAkustik Exzellenz CAT6
- межблочные InAkustik Referenz NF-102 (RCA) и Atlas Asimi Ultra (RCA)
- акустические Atlas Asimi 2-2
- силовые Cardas Cross
- Регенератор питания PurePower
Редакция благодарит московский салон AVComfort Центр за помощь в проведении теста