2000 ватт мощности – не слишком ли много для домашней аудиосистемы? Разработчики американской Coda Technologies Inc. считают, что нет. Правильный усилитель, по их мнению, должен быть большим, тяжёлым и мощным, чтобы он мог работать с любой акустикой и озвучивать помещения солидной площади. Но сделать киловаттный оконечник, способный достойно отыгрывать и тихие фрагменты, очень непросто. Посмотрим, насколько деликатны и быстры эти 50-килограммовые монстры.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СОЮЗ
В современную эпоху портативных гаджетов и компактных устройств «всё в одном» принципы американской Coda Technologies, Inc. могут показаться анахронизмом – ну, скажите на милость, зачем в доме 100 с лишним килограммов хай-фая, ведь есть же усилители класса D, которые занимают минимум места и экономят электроэнергию. Но в сегменте High End Audio, к которому относится продукция компании, не принято экономить ни на металле, ни на электричестве, ни на расходах. Да, современные импульсные усилители имеют прекрасные количественные показатели, а вот по качеству звучания до традиционных, работающих в классе АВ, пока не дотягивают. Для массового слушателя разница, возможно, не слишком принципиальна, но как раз за неё люди знающие и готовы платить очень приличные деньги.
О преимуществах раздельного усиления рассказывал неоднократно и повторяться не стану. Лишь замечу, что в случае с моноблоками Coda 60.0 в расчёт принимались и массогабаритные показатели – двухкиловаттный стерео оконечник получился бы размером с небольшой холодильник. Предвижу вопрос: а зачем вообще домашнему слушателю такая мощность? Есть такой параметр – динамический диапазон звучания, т. е. соотношение между самыми тихими звуками, которые может воспроизвести система, и самыми громкими. Дома мы хотим получить те же ощущения, что и в концертном зале при живом исполнении, но не будем забывать, что динамический диапазон симфонического оркестра может достигать 120 дБ, что соответствует разнице в мощности и звуковом давлении до 1012 раз. И даже если гипотетически взять за точку отсчёта один микроватт, верхнее значение будет 1 000 000 Вт. Такую мощность может выдать разве что концертный аппарат на стадионе Уэмбли, да и то в пике. Разумеется, в комнате при небольших расстояниях до слушателя это значение можно занизить на несколько порядков, но всё равно, результат получается весьма внушительным. Вот нам и приходится довольствоваться поджатой динамикой, но разработчики Coda стараются свести подобные компромиссы к минимуму.
Дома мы хотим получить те же ощущения, что и в концертном зале при живом исполнении, но не будем забывать, что динамический диапазон симфонического оркестра может достигать 120 дБ.
Каждый из флагманских моноблоков 60.6 способен выдать 1000 Вт на 4-омной нагрузке и 500 Вт на 8-омной. Строгая кратность этих параметров свидетельствует о высокой энерговооружённости блока питания. Так оно и есть: тороидальный трансформатор имеет мощность 3 000 ВА, а суммарная ёмкость сглаживающих конденсаторов достигла 184 000 мкФ. На боковых радиаторах установлены 56 мощных транзисторов с полосой усиления до 50 МГц. Выходные каскады работают в классе А до 100 Вт, и с чувствительной акустикой режим АВ вообще может не понадобиться. Если же это произойдёт, то включится фирменная система Precision Bias, которая стабилизирует смещение транзисторов и оптимизирует их режим при любом сопротивлении нагрузки. При этом ток, отдаваемый в неё усилителем, может достигать 120 ампер.
Вся предварительная часть этих монстров построена на дискретных полевых транзисторах, благодаря чему достигается высокое быстродействие и малые искажения при неглубокой обратной связи.
Моноблоки можно подключать по балансной или обычной линиям через входы XLR RCA.
Предусилитель Coda 07x – самая свежая топовая версия «нулевых» компонентов компании. Он полностью собран на полевых транзисторах, работающих в классе А, без общей обратной связи. Поэтому полоса пропускания 5 Гц — 200 кГц и искажения порядка 0,005% достигаются за счёт продуманной схемотехники и отборных компонентов. Усилитель собран на двухсторонней печатной плате с позолоченными дорожками. Сетевое напряжение подаётся на тороидальный трансформатор через защитный ВЧ-фильтр.
Выходные каскады работают в классе А до 100 Вт, и с чувствительной акустикой режим АВ вообще может не понадобиться.
Coda 07x допускает подключение до пяти источников, в т.ч. двух балансных. Выбор входа подтверждается синим светодиодом на лицевой панели. Предусмотрен режим Bypass для работы в системе ДК. Электронный регулятор громкости при нажатии ручки позволяет устанавливать нужный баланс между каналами. Уровень громкости отображается небольшом синем дисплее в условных единицах от 0 до 99.
Стереовыходов три — один выведен на разъёмы RCA, два на XLR.
Предусилитель комплектуется программируемым пультом от Universal Remote Control, который может управлять другими компонентами Coda.
По многолетней традиции усилители Coda собираются вручную в США.
Для прослушивания все подключения были сделаны балансными кабелями, нагрузкой моноблоков служили известные нам Magico S3 Mk II. Эти трёхполосные системы в алюминиевых корпусах отличаются колоссальным динамическим потенциалом в сочетании с высоким разрешением по всему рабочему диапазону. Как раз то, что нам и нужно.
Электронный регулятор громкости при нажатии ручки позволяет устанавливать нужный баланс между каналами.
Для пристрелки запускаем «Mombasa» в исполнении 2Cellos – запись с мощнейшим басом и причудливым ритмическим рисунком. Макродинамика вполне ожидаемая — динамики работают как поршни, звуковое давление чувствуется буквально всем телом. Пространственная картина плотная, насыщенное и очень детальная. Благодаря разборчивости и отсутствию жёсткости в верхнем диапазоне (признак искажений) она кажется очень благозвучной даже на форсированных уровнях громкости. На быстрых сериях удары не сливаются – значит, усилители правильно демпфируют диффузоры. В сравнении с Constellation Audio Inspiration Mono 1.0 (с ними мы слушали эту же акустику в прошлый раз), моноблоки Coda 60.0 кажутся немного мягче, особенно в низкочастотной области. В их басе больше бархата, чем жёсткой структуры, но благодаря чёткой атаке последняя остаётся прекрасно читаемой, поэтому подача в целом воспринимается комфортной, и без потери формы. Характер этих моноблоков – спокойный и уверенный – постепенно передаётся слушателю. На записи рояля прекрасный нижний регистр, благодаря чему инструмент воспринимается именно в том размере, который он имеет на самом деле. Соло на контрабасе Брайена Бромберга – каждая струна со своим неповторимым тембром, с реверберациями и вибрациями деки. Треки с «The Best of Panthera» — никакого сумбура, ни малейших признаков компрессии на таких уровнях, когда самым слабым звеном системы уже становится комната прослушивания. Magico S3 Mk II – акустика очень быстрая, и усилителям это свойство по нутру, они буквально отстреливают отдельные энергетически насыщенные ноты.
Что особенно понравилось – в характере Coda 60.0 нет явных театральных черт, когда мелкие нюансы игнорируются, а главный акцент делается на способность обрушить на слушателя лавину звуков. Высокая детальность и способность передать всё богатство тембров часто бывает отличительной чертой усилителей с полевыми транзисторами в тракте. Они, как известно, имеют «ламповые» характеристики и быструю реакцию. Тембральное разрешение сохраняется во всём диапазоне громкостей, что и обусловливает натуральность звучания. Хорошо различимы «атмосферные» нюансы на качественных живых записях — отражения звука в зале, присутствие публики, едва слышное вступление духовых или струнных.
Макродинамика вполне ожидаемая — динамики работают как поршни, звуковое давление чувствуется буквально всем телом.
Сцена не размытая, каждый виртуальный источник чётко позиционируется. Образы объёмные, телесные. На «Cotton Fields» в исполнении Гарри Белафонте и джазового оркестра картина получается трёхмерная, и инструменты заднего плана в ней прекрасно сфокусированы.
Конечно, главное амплуа этих оконечников – динамичная, заряженная энергией музыка с широким частотным спектром. Поскольку под это определение подходят все современные жанры, а также симфоническая классика, говорить о каких-то особых предпочтениях не приходится. Тем более, что джазовые квартеты или старый добрый рок эта связка отыгрывает так, будто сам сидишь в зале. Да и малочувствительная акустика для 60.0 не проблема, с таким энергетическим потенциалом он прокачают и огромные электростаты. Такая универсальность как раз и подкупает.
СИСТЕМА
- Преобразователь/стример Krell Vanguard Universal DAC
- Акустические системы Magico S3 MkII
Coda 07x
Производитель: Coda Technologies, Inc. (США)
www.coda.cc
Тип усилителя: предварительный || Входы: 4 пары RCA, 2 пары XLR || Выходы: две пары RCA Preout, две пары XLR || Гармонические искажения и шумы RCA/XLR: менее 0,005% || Отношение сигнал/шум (взвешенное А): менее -110 дБ || Усиление RCA/XLR: 12/46 дБ || Максимальное выходное напряжение: 10 В || Выходное сопротивление: 50/100 Ом || Диапазон воспроизводимых частот (при неравномерности -3 дБ): 5 — 200 000 Гц || Габариты: 440 х 126 х 400 || Масса: 16 кг || Цена: 9 500 USD по текущему курсу +2%
Coda 60.0
Тип усилителя: оконечный, моно, класс A/AB || Входы: RCA, XLR || Выходы: пара универсальных винтовых WBT || Гармонические искажения (10 Гц — 20 кГц, номинальная мощность): менее 0,02% || Отношение сигнал/шум (взвешенное А): более 120 дБ || Усиление: 32 дБ || Диапазон воспроизводимых частот: 5 — 100 000 Гц || Номинальная выходная мощность (на нагрузке 4/8 Ом): 1000/500 Вт || Выходное сопротивление (20 Гц – 20 кГц): 0,06 Ом || Максимальная потребляемая мощность: 1500 ВА || Масса: 50 кг || Габариты: 445 х 197 х 483 мм || Цена 1 шт.: 15 900 USD по текущему курсу +2%
Комментарии [19]
Владимир
Современные усилители D класса уже имеют более высокие параметров и продаются за 74 $ за канал. Искажения 0,0001%. См. пост Сталкера на Ютубе. Clone nCore 300W порвет…
Александр Ростов-на-Дону
Наигравшись от души с D-шниками серии ASX от Бен-Олафсена могу лишь улыбнуться в ответ на ваши строки. Хаенд, но как бы…не шибко. Всегда остается ощущение, что ещё бы чуть-чуть улучшить, и вот оно счастье. делаешь, возишься, а оно не улучшается. Хотя в паре с ламповой раскачкой к мощнику Д класса звук получался превосходный. Только нормальный ламповый однотакт одним щелбаном отправил все эти Д-шники в пыльный угол.
Руфат
D.D.Agostino указывает уровень искажений при 1 Кгц,а это обман.Указывать надо,THD во всём диапазоне.А Naim вообще многие хар-ки своих усилителей не указывает.Россию заполонили продукцией Naim.Naim за 4500-5000 продают свой Super Nait.К примеру 2000-2100 евро в Европе можно купить 100 вт-ный Perreaux,путь ему ещё нужен пред,но в Германии за 1000 евро легко можно найти достойный пред,а ведь Perreaux 100P выдающийся усилитель.А к примеру — интергральный усилитель Advance Paris X-i1100. Посмотрите,как Он сделан.Как всё грамотно внутри,и какого класса этот аппарат,рядом с ним Naim ставить стыдно.А цена на него всего 3500.Увы,это не ед-й случай,Россия давно уже растворяет в себе огромное количество техники из разных стран,техники,которая мало кому нужна на родине.Кстати,о любимых сабвуферах REL в России.Будет возможность, посмотрите на динамик сабвуфера REL T9i..Это такая дешевка,там корзина бюджетнее некуда — тонкая штамповка и два маленьких кольца магнита,но внешне всё красиво. Золотое правило как в Дании, так и в Англии.Всё внешне красиво,но внутри тотальная экономия.И в Европе это знают, так как Дания и Англия экономят,не экономит никто))).А сколько кабелей везут в Россию — огромные количество.В Германии,например — берут образец кабеля,и если Он внутри имеет тонкую жилу,а снаружи он кажется подобным змее,то аудиосалоны бракуют такой товар,сами отбирают лучшую продукцию,тоже самое с усилителями,в Аудиосалонах есть эксперт,он проверяет усилитель, если у усилителя огромная цена,а внутри сплошные компромиссы на удешевление,такой усилитель привезут в минимальном количестве(это в лучшем случае!) ,а после откажутся совсем.Увы,в Россию везут всё подряд. Особенно Англия и Дания уцепилась за рынок России всеми руками.Нужно Вам — экспертам проводить жёсткие тесты по 20-30 усилителей и АС,отбирать лучшее.И говорить об этом аудиосалонам,чтобы привозили в Россию,только достойные аппараты,и конечно же только те, которые стоят своих денег.Если так посмотреть,сейчас продать технику в России сложно,и 70%, вообще можно не привозить в Россию.Ну,и хорошо было бы если в России хотя бы Hi-Fi производили внутри страны. Нужно в Москве завод построить. Хороших выходных Вам!
Николай ЕФРЕМОВ
Руфат, а Вы почитайте интервью с инженером Naim у нас на сайте, многие вопросы отпадут. Вот эти-то усилители как раз из тех, что спроектированы со знанием дела. Вопросы ценообразования нам не подвластны, каждый производитель рассчитывает их исходя из затрат и потребностей рынка. Техника Naim не дешёвая, но продаётся в России очень неплохо. Потому что по звуку выигрывает у многих конкурентов.
Валерий
Для правильной связки с компонентами других брендов по XLR хотелось бы знать распиновку разъёмов. Стандарты американские, японские, европейские, ( pin2 — hot/cold, pin3 — hot/cold), а о данном бренде нет никакой инфы, даже в мануалах. У Вас есть какая-то информация?
Николай ЕФРЕМОВ
Думаю, лучше задать этот вопром дистрибьюторам. Они при необходимости могут переадресовать его производителю.
Валерий
Да, думаю, что лучше будет самому спросить у производителя, напрямую.
Валерий
Служба поддержки Coda ответила на мои вопросы по поводу распиновки XLR разъёмов. Пользователь может выбирать нужный ему стандарт (US/EU) путём соответствующих переключений внутри корпуса.
Довольно хорошая универсальность. Дистрибьюторы выставляют нужный стандарт, а в случае необходимости его всегда можно изменить.
И ещё один вопрос к Вам, Николай, как к автору статьи.
Если рассматривать только предусилитель. И в сравнении с другими предусилителями, пусть даже заочно. Как можно было бы охарактеризовать музыкальную сцену которую он выстраивает (ширина, глубина и т.д.). Было ли что-то, на что вы сразу обратили внимание, в плане достаточности или наоборот нехватки. Как правило, чем компонент дороже, тем пристальнее к нему внимание.
Николай ЕФРЕМОВ
Пред 07х выпускается уже не один год, и придумать что-то получше разработчикам пока не удаётся. У него весь тракт построен на JFET — малошумящих полевых транзисторах. Они дают скорость, прозрачность и благозвучный спектр гармоник. Говорить, что в нём что-то лишнее или чего-то не хватает невозможно — преда в системе как бы и нет. То же могу сказать и по поводу сцены: как она выстроена при записи, так Вы её и услышите. Злесь всё будет зависеть от остальных звеньев системы, в т.ч. и кабельной обвязки.
Руфат
Здраствуйте Николай. Я хоть живу в Германии, но знаю многих Аудиофилов, как в самой Европе, так и в Штатах. Николай, вот Coda — это редкий случай, когда в России, действительно, продают культовую вещь.Усилители Coda делают настоящие инженеры, а не маркетологи.. Но Вы думаете, в Штатах Mark Levinson в почёте, или D.D.Agustino.. В Штатах знают, что и у D.D.Agustino внутри далеко не лучшие компоненты, так и у Mark Levinson-a,топовых конденсаторов Nichicon, Вы там точно не найдёте, более того, посмотрите,что внутри топового усилителя D.D.Agustino Relentless, Вы можете заметить там громадные банки синего цвета, это морально устаревшие конденсаторы, которые использовали лет 15-20 назад..И так с другими компонентами..Да,конечно, и D.D.Agustino и Mark Levinson сделаны по аудиофильским каконам, но у них тотальная экономия, зачем им покупать самое лучшее для своих усилителей, когда к примеру чем топовые Nichicon-ы, которым нет равных сегодня, можно купить в 4 раза больше других конденсаторов, и сделать в 4 раза больше усилителей, которые принесут гораздо большую прибль.. В Штатах культовый статус у Magnus Audio, вот Magnus Audio отбирают компоненты Magnus Audio MA-500 Аудиофилы называют Убийцей ламповых усилителей)) Посмотрите на этот аппарат.. В нём только самое лучшее, и Он сегодня самый ультралинейный усилитель в Мире! Так же посмотрите на сайте на пред Magnus Audio 1000 какой-то, точную модель не скажу.. И обратите внимание, как внутри всё аккуратно сделано!
Николай ЕФРЕМОВ
Руфат, я бы не стал так безапелляционно судить о качестве компонентов в усилителях D’Agostino. Упомянутые Вами синие электролиты — это BC Components, одни из лучших, доступных в промышленных количествах. Гораздо лучше Ничиконов, хотя действительно выпущены очень давно. Мы же оцениваем результат, т.е. звучание, и иногда конструкции, построенные из совсем не аудиофильских деталей, звучат изумительно. А Вы сами усилители D’Agostino слушали, или ставите диагноз по фотографии?
Руфат
Здраствуйте Николай. Николай, Я — Программист и Математик, а так же Физику прекрасно знаю… Я не из гравардии, чокнутых, которые верят в то, что вся аудиотехника создавалась в 70-80-х годах.Возможно для винтажистов усилители D.D. Agostino настоящий Шедевр!)) Теперь подробнее. Николай, Германия производит прекрасные конденсаторы Mundorf, но Она знаменитая High-End компания немецкая, не буду говорить какая, чтобы рекламы не было..Покупает всё у Nichicon, хотя гораздо дешевле было бы купить у Mundorf, которая под боком..Так же и те компании,которые в первую очередь стремятся достичь максимального качества звука покупают лучшие компоненты,радиаторы заказывают лучшим компаниям и т.д.Более того скажу Вам,усилители с громадными синими банками делали лет 20-25 назад,и ещё нюанс, использовать большие конденсаторы гораздо дешевле, чем большое количество более маленьких конденсаторов, но с точки звания звука это большой минус!Ну,и Вы и отчасти ответили на свой вопрос — этим конденсаторам много много лет..Ну,а лучше чем Nichicon конденсаторы не делает никто в Мире, поверьте мне.Но многим не выгодно их покупать, так как они знают, что их Бренд всё равно продаст свой продукт, гораздо лучше купить в 4 раза больше конденсаторов, и получить огромную прибль, и так почти со всеми компонентами. Только фанаты своего дела, настоящие инженеры используют самое лучшее.. Тут очень неудобно писать.. Я напишу Вам на Инстаграмм,многое Вам интересно будет знать о сегоднешней индустрии Hi-Fi и High-End.К сожалкнию, сегодня осталось очень мало любви к своему делу,и всё меньше инженерии, сейчас это в большинстве своём чистый бизнес!И отвечу, на Ваш вопрос.. Все эти усилители Я слушал — D.D.Agustino,M.Levenson и Macintosh. Хорошего воскресенья Вам!
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
К обзору у меня претензий нет, смутил один момент в тексте. Схема предусилителя- собрана на полевых транзисторах работающих в режиме А без общей ООС. Что само по себе странно, учитывая изначально пентодные ВАХ транзисторов без ООС, с выраженной нелинейностью и странным звучанием. Первый признак пентода в схеме — теряется слитность звучания, звук рассыпается на множество живущих своей жизнью голосов и инструментов, баланс смещается в средину , бас теряет плотность и ритмичность.
Хочется надеяться, что конструкторы не хуже других знают о проблемах транзисторов, не охваченных местной или общей оос , обошли все подводные камни и устройство в целом оказалось на высоте.
Николай ЕФРЕМОВ
Coda сочетает преимущества полевых и биполярных транзисторов, широко использует местные ОС. Балансные преды на JFETах очень прозрачны и вообще не шумят, поэтому дают абсолютно «чёрные» паузы
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
К J-FETам питаю самые нежные чувства, прекрасные транзисторы. К сожалению, выбор их сильно ограничен, а комплементарных пар — по пальцам руки.
евгений
Всё хорошо в этом обзоре.Но вот» Преобразователь/стример Krell Vanguard Universal DAC «.Хорошо бы тесты проводить с физическими носителями.Файлы-вещь в себе.Очень не предсказуемая.Раньше в приличных журналах при проведении тестов писали даже номер LP или CD,которыми пользовались для оценки аппаратуры.А так-гадай,что за материал был использован для теста.И ещё:Какие балансные кабели были задействованы в этом тесте? Что,No-Name?
Николай ЕФРЕМОВ
Физические носители используем там, где это возможно и имеет смысл. Файлы для теста удобнее — их можно выбирать быстрее, да и качество бывает очень высокое.
Кабели в комплекте были van den Hul 3T The Hill
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
евгений, вы заблуждаетесь. Как раз физические носители более непредсказуемы, чем файлы. В аналоговой механической звукозаписи (винил, магнитофоны) состояние системы меняется после каждого проигрывания носителя — изнашивается сам носитель, считывающие головки. При этом тончайшая механика чутко реагирует на изменения температуры, влажности, атмосферного давления.
В системах считывания компакт-дисков таким подвижным, нестабильным звеном является оптическое (то есть аналоговое) считывание информации с диска — меняются свойства самого диска, деградирует лазер пикапа и т.д.
А когда вы считываете файл с флешки, большая часть процесса контролируется и принудительно стабилизируется. Поскольку считывание данных происходит с проверкой целостности данных. Ошибки возникают только там, где контроля нет — в основном, в интерфейсах — асинхронном USB, коаксиальном… Но и эти проблемы решаются значительно проще, чем, скажем, проблема износа винила и иглы или считывающего устройства CD-плеера.
Конечно, бывает (и не редко), что в конкретном сетапе CD-плеер играет лучше, чем компьютерный транспорт. Но происходит это не потому, что физические носители лучше, а потому, что используется компьютерный источник низкого класса (обычный офисный ноут или десктоп). Или файлы сомнительного происхождения. Делать выводы надо на основе сравнения равных по классу устройств чтения физических носителей и файлов.
И учитывать человеческую психологию. Некоторые люди не могут воспринимать музыку, если не видят перед собой вращающийся диск — вид неподвижной железной коробки их смущает. Ведь наш мозг — это тоже элемент звукового тракта. Не менее важный, чем акустика и усиление. Но это — тема для отдельного и очень длительного разговора.
макс
Насчёт деградации лазера улыбнуло….. считывание либо есть, либо его нет. если конечно компакт не изуродован. а вот через какую кучу задниц прошёл ваш файл прежде чем попасть на вашу флееешку, большой вопрос. А вот для теста действительно самое то.