Кавер-версии – давняя и любимая тема, их хвалят, ругают, их ждут и опасаются. Из них составляют трибьюты и ими же, бывает, приветствуют публику гастролеры. Именно так поступила намедни группа Metallica, поприветствовав Москву «Группой крови» Виктора Цоя (впрочем, в этом туре музыканты в каждом новом городе играют локальный хит, так что обольщаться не стоит), на что почти мгновенно отреагировал Юрий Каспарян, сыграв в концерте «Симфоническое «Кино» свою версию Enter Sandman, дав, что называется, ответку.
Но есть кавер-версии, которых не ждешь. И оттого они становятся, что называется, важнее и дороже. Вот лишь несколько из них.
Брэд Мелдау – Day Is Done
(оригинал – Ник Дрейк, с альбома Day Is Done, 2006)
Day Is Done – одна из самых трепетных и трагических песен Ника Дрейка. Технически она несложна, но весьма заковыриста в плане интерпретации: легко слажать, легко спошлить, превратив чудо в просто еще одну песенку. Блистательный джазовый пианист Мелдау, вначале лишь наметил мелодическую линию, затем окунулся в импровизацию, не забывая, впрочем, ни на секунду первоисточник, после чего изящно к нему вернулся. Он не унизил и не уничтожил оригинал, но выявил в нему что-то новое: возможно, не то, о чем думал Ник Дрейк, но то, о чем тот мог подумать.
Херби Хэнкок – I Do It For Your Love
(оригинал – Пол Саймон, с альбома Possibilities, 2005)
Опять джазовый пианист, да еще и великий – с нежной старой песенкой нью-йоркского невысоклика Саймона с его лучшего, как по мне, альбома Still Crazy After All These Years. Впрочем, тут особый случай – и кавер не совсем кавер, и альбом специальный, записанный с участием суперсборной поп- и рок-музыкантов, от Кристины Агилеры и Энни Леннокс до Стинга и Карлоса Сантаны. Песню Саймона поет сам Саймон. Тут стоит остановиться и вспомнить, что вещицу эту уже играли джазмены, причем первоклассные (губной гармошечник Тутс Тильманс и пианист Билл Эванс)… но Херби и Пол совместными усилиями превратили ее в эдакий симфоноктюрн!
Эрик Бердон – My Secret Life
(оригинал – Леонард Коэн, c альбома My Secret Life, 2004)
Вот это была неожиданность! Понятно, что «Аллилуйю» поют все, а вот одну из лучших поздних песен Коэна вдруг спел главный задира, драчун, скандалист первой волны британского рока, который и по сей день готов бросить пару ласковых кому угодно… В философски-смиренной балладе Коэна он, впрочем, ведет себя тоже вполне смирно, но временами и там искрятся молнии – отдаленные, но молнии. И я не уверен, что это идет во вред прекрасной песне.
Крис Норман – Chasing Cars
(оригинал — Snow Patrol, c альбома Time Traveller, 2011)
Сказать по правде, это был шок. Человек, за много лет превратившийся практически в синоним музыкальной пошлости, мистер СтоБалерин вдруг выпустил невероятно крепкий рок-альбом, состоящий из одних каверов – да каких! Но лучшим и главным неожиданно стал трек авторства унылых шотландцев Snow Patrol. Норман – все же профи с многолетним опытом и мелодическим талантом – выделил главное, что было в этой песне, превратив ее занудный припев в нарастающий вопрос масштаба «быть или не быть», а всю ее – в мощное лирическое высказывание с завязкой, кульминацией и развязкой.
Игги Поп – Et si tu n’existais pas
(Джо Дассен, альбом Apres, 2012)
Еще одна удивительная метаморфоза: пращур всех панков планеты, жилистая агрессивная вобла Игги Поп внезапно записывает альбом с песнями «Битлз», Жоржа Брассанса, Эдит Пиаф, Анри Сальвадора, Кола Портера и прочих, среди которых – Джо Дассен! Вот уж где нестыковочка: благостный внук одесского еврея и сын известного американского кинорежиссера, по какому-то невероятному стечению обстоятельств ставший известным французским певцом – и ядерный, взрывной Игги. Но трек состоялся – Поп привнес в него неожиданный драматизм, не переступив при этом границ формы… созданной, хочется напомнить, итальянским автором-исполнителем Тото Кутуньо.