В общем, они обманули меня.
Стыдно признаваться, но признаюсь. Меня, немолодого, в сущности, человека, обманули четверо юных вертопрахов!
Я даже имена их знаю. Петр Келептришвили, Артем Ожогов, Арсений Тишин, Кирилл Скобелев.
А дело было так. Эти четверо сняли полнометражный документальный фильм с одновременно претенциозным и невнятным названием «Пространство музыки» (по-английски оно звучит у них как Landscape Of Music — а ведь landscape это не пространство никакое, а вовсе даже пейзаж), снабдили его призывным плакатом со слоганом «В поисках новых Beatles» и показали в летнем кинотеатре сада «Эрмитаж», куда я этим летним вечером и пришел, движимый любопытством насчет новых битлов. И конечно же, никаких новых битлов мне не показали. Обманули. Показали какого-то ливерпульца с гитарой, какого-то смешного ска-панкера, каких-то прогрессивных джазменов — но ничего похожего на Beatles я так и не увидел…
Оставим, впрочем, неуместные шутки. На самом же деле история о том, как четверо русских непонятно зачем отправились в велосипедный трип по Британии, чтобы открыть в ней неведомых никому новых музыкантов обернулась удивительно обаятельным, мировоззренчески симпатичным кино. Прежде всего в нем подкупает кажущаяся бессмысленность буквально всего. Следите за руками: четверо русских парней едут от Ливерпуля до Лондона, ловят в каждом городе молодых музыкантов, выдергивают их под камеру и пристают со странными вопросами. Прежде всего невероятно, что это у них получается. Никто из англичан не делает губы утиной гузкой, не выделывается, не строит из себя тех самых новых «Битлз» — но в каждом из собеседников Петра и его команды сквозит кристальная, чистая, истовая уверенность в том, что по-иному, чем они поступают, нельзя, что музыка — их госпожа (Music Is My Mistress — так некогда назвал свои мемуары Дюк Эллингтон).
Та же уверенность, судя по всему, движет и создателей этого фильма. Возможно, в нем и впрямь «нет нерва», как сказал в кулуарах лидер «Браво», известный московский англофил Евгений Хавтан (ему, кстати, фильм вполне понравился) — но нет в нем и скуки. От Ливерпуля до Лондона движешься вместе с четырьмя веселопедистами, получая удовольствие и от жанрового разнообразия картины (помимо того, что это музыкальный док, это еще и роуд-муви, и бадди-муви), и от героев-музыкантов (среди которых есть прямо прекрасные!), и от ее создателей, которые совершенно не стесняются себя в кадре, выглядя при этом едва ли не симпатичнее и естественнее, чем какой-нибудь, к примеру, «Квартет И».
Думаю, что, помимо истовой уверенности Петра Келептришвили в том, что именно Великобритания по сию пору остается колыбелью всей лучшей музыки мира (в чем я бы с ним поспорил, но это не так важно) и банального везения, команде создателей фильма очень помогло натуральное упрямство: не получив нужной поддержки при помощи краудфандинга, они вывернули карманы у самих себя и заняли у друзей, и на полученные таким нехитрым и несовременным способом сняли отличное кино. К тому же им удалось каким-то невообразимым способом выйти в кинопрокат аж на 42 экранах по стране (для документального кино — очень много и очень странно!).
В «Пространстве музыки» нет ни свинцовых мерзостей бытия, ни актуальных вопросов политики и социологии, ни политкорректности, ни гендерного баланса. Зато в нем много музыки, много красоты, много воздуха и света и много любви. И еще мне почему-то увиделась в нем параллель с «Джазом в летний день», кто помнит это великое кино 1960 года про Ньпортский джаз-фестиваль.
Почему — пока не знаю; буду думать. А вы тем временем сходите на этот веселый и честный фильм; он стоит того, честное слово.