Доктор Джон, урожденный Джон Малколм Ребеннак, великий музыкант, умер на закате дня 6 июня. Ему было 77 лет.
…Он родился в Новом Орлеане, городе — плавильном котле, городе, где смешивались культуры, верования, вкусы, нравы, крови. Здесь всегда хоронили под бравурные звуки уличных оркестров, здесь варили невероятный суп гумбо, здесь практиковали ритуалы вуду, здесь до сих пор проходит самый потрясающий карнавал, Mardi Gras, Жирный Вторник. Здесь, в конце концов, родился джаз.
С 14 лет Джон — вернее, Мак (сокращение от Малколм) — играл в барах города на рояле, затем подрабатывал в местной студии грамзаписи, познакомился со всей музыкальной элитой города, в том числе с самим Профессором Лонгхейром и Аленом Тюссеном, отце «нового нью-орлеанского ритм-н-блюза», начал сочинять песни. В 60-е одна из них вошла в американскую двадцатку, после чего Мак стал задумываться о сольной карьере.
Первый его альбом Gris-Gris, вышедший в 1968 году, стал первым, где он обозначил себя новым именем — «Доктор Джон, Ночной путник» (Dr. John The Night Tripper). Доктор Джон Монтень — имя жившего в Новом Орлеане наследного принца одного африканского племени, народного целителя и оккультиста, жившего в XIX веке. Ребеннак взял себе псевдоним в честь одной из легенд великого города.
То, что сочинял Доктор Джон, было смесью креольского фольклора, традиционного блюза и набиравшей силы психоделии. Он одевался в причудливые костюмы и головные уборы, украшенные перьями, он пел про магов вуду — но в песнях Ребеннака жутковатый культ кажется не более чем страшной сказкой.
После первых трех альбомов в число поклонников Доктора Джона попали Эрик Клэптон и Мик Джаггер — оба с радостью приняли участие в записи альбома 1971 года The Sun, The Moon & The Herbs. Через год вышел Gumbo, недостающее звено между эсид-роком, блюзом и ранним рок-н-роллом, щедро приправленное нью-орлеанскими специями.
В 1970-х Доктор много работал как сайдмен, играл нью-орлеанские стандарты; альбомы его не становились сенсациями — вот только его номер в легендарном фильме The Last Waltz до сих пор не оставляет равнодушным. Новая декада началась с фортепианного альбома Dr. John Plays Mac Rebennack — а завершились альбомом популярных джазовых стандартов In A Sentimental Mood. За трек Makin’ Whoopee, дуэт с певицей Рикки Ли Джонс, Доктор получил свою первую «Грэмми».
В 90-х Доктор записал интересный альбом Bluesiana Triangle вместе с великим джазовым барабанщиком Артом Блэйки и саксофонистом Дэвидом Ньюменом, а к работе над еще одним, Anutha Zone совершенно неожиданно привлек Пола Уэллера, участников Supergrass, Spiritualized, Primal Scream и Portishead! Оказалось, традиции Нового Орлеана вполне по душе британцам, в том числе и достаточно (на тот момент) молодым.
Duke Elegant, которым Доктор открыл 2000-е — приношение Дюку Эллингтону, где он как будто заново открыл мелодии великого джазового пианиста; когда его родной город почти снес с лица земли ураган «Катрина», Доктор Джон принял активное участие не только в сборе средств для тех, кто пострадал во время катастрофы, но и много раз обращался к этой теме — так, альбом City That Care Forgot целиком посвящен тому, что было и, главное, что не было сделано для Нового Орлеана.
Он помогал в записи многим: Грегу Оллмену из Allman Brothers, актеру и писателю Хью Лори, великому басисту Маркусу Миллеру, Би Би Кингу, Ринго Старру, Леону Редбоуну, Canned Heat, да что там — и Rolling Stones не обошлись без его рояля и голоса! Он был великим талантом, но и крепким ремесленником тоже, и его ремесло становилось искусством даже на чужих альбомах. Он получил шесть «Грэмми» — но важнее то, что он был живым человеком-музее, хранителем традиций родного города. И что еще важнее — он дал этим традициям много новых жизней.