Нечасто нам привозят сабвуферы на сольный тест. Считается, что у этих устройств миссия очень узкая и специфическая, и что оценивать их достоинства можно лишь в составе подобранной системы, а выявлять погрешности – только в сравнении с конкурентами аналогичного класса. Но вот эта бас-машина смогла нас так удивить, что мы прогнали её через ряд дополнительных испытаний.
И КТО ЗДЕСЬ ГЛАВНЫЙ?
Калифорнийская компания Starke Sound, производитель этого сабвуфера с явно непростыми углепластиковыми драйверами, не склонна преподносить свое изделие как вершину акустической инженерии и современных технологий. Наоборот, в описании устройства упоминаются чисто житейские качества: прекрасный WAF («фактор одобрения жены»), разнообразная отделка и высокая мощность, заключенная в минимальных размерах корпуса… И лишь затем вскользь упоминается самое интригующее – что SUB35 задуман как универсальная бас-машина, способная выдать и максимальную динамику в кинотеатральных системах, построенных на топовой акустике Starke Halo (а это подразумевает, что озвучиваемые помещения могут достигать площадей 50 — 80 м2), и обеспечить верное воспроизведение низких частот с минимальными искажениями в музыкальном сетапе.
Обычно компании, выпускающие сабвуферы, в моделях продвинутого класса стараются как-то выделить специализацию: либо вдавливаем зрителя в кресло тяжелой артиллерией эффектов, либо трогаем за струнки души музыкальных эстетов (что гораздо реже). Это логично – в каждом случае от бас-машины требуются совершенно разные качества.
А теперь – все внимание на динамики. Интересно, почему в SUB35 установлены пассивные радиаторы с диффузорами из очень легкого и дорогого композита?
По внешнему виду SUB35 и не скажешь, что он способен показать себя настоящим универсалом: сравнимые по габаритам модели едва «вытягивают» большие гостиные обычных городских квартир. Конфигурация из трех 30-сантиметровых головок, где лишь одна является, собственно, активным драйвером, скорее типична для театральных сабов, которым следует «толкать» звук посильнее, а не поточнее. Косвенное тому подтверждение – наличие сквозного балансного интерфейса на входах/выходах XLR. Такие ставят, как правило, для канала LFE, чтобы на него последовательно подключить несколько бас-машин. Что, впрочем, иногда делается и при построении стереосистем в больших помещениях.
На задней панели SUB35 мы находим и то, что используется для интеграции в трифоническую конфигурацию – раздельные входы L/R, плавную настройку фазы, регулировку кроссовера с очень низких пределов (от 25 Гц) и ручку для изменения формы АЧХ – между характеристикой с ровной «полкой» (Flat) или с резким пиком (Punch) можно выбрать любое промежуточное положение. Последнее – очень неплохая идея, но если SUB35 разрабатывался как аудиофильский инструмент, почему у него нет высокоуровневых входов, с которыми согласование с сателлитами делается и проще, и корректнее?
А теперь – все внимание на динамики. Интересно, почему в SUB35 установлены пассивные радиаторы с диффузорами из очень легкого и дорогого композита? По всей видимости, для того, чтобы при работе они не теряли свою плоскую форму и быстрее реагировали на изменение давления внутри корпуса. Этим и определяется точность баса, столь необходимая при воспроизведении музыки. Жесткость подвесов у пассивных головок, кстати, очень неслабая. Основной динамик из карбона имеет вогнутый диффузор с более мягким подвесом, рассчитанный на очень большие амплитуды хода. У него двухдюймовая четырехслойная звуковая катушка, а главная фишка — в патентованной магнитной системе LMF, в которой линейное магнитное поле достигается за счёт комбинации неодимовых и обычных магнитов.
Включив SUB35 в максимально широкой полосе и попробовав лишь раз вывести его на максимум, быстро поняли, что это буквально чревато разрушениями.
Сигнал на эту головку приходит с усилителя класса H. Это не уникальное решение – в сабвуферах давно применяются оконечники, сочетающие эффективность импульсной схемотехники, но построенные без ШИМ, а на основе хитрых каскадов питания с варьируемым напряжением (при малых выходных уровнях усилитель «садится» на шины с низким напряжением для минимального энергопотребления). Но я еще не слышал, чтобы басовый усилитель делали на платах с позолоченными дорожками из меди OFC. Да и то, что силовой агрегат в пике отдает свыше трех киловатт – не многовато ли для компактного 25-килограммового кубика?
Собственно, поэтому мы и решили отменить «театральные» тесты. Включив SUB35 для предварительного прогрева в максимально широкой полосе и попробовав лишь раз вывести его на максимум, быстро поняли, что это буквально чревато разрушениями. В комнате площадью 30 м2 едва ли не вся мебель стала ходить ходуном, а сабвуферу было хоть бы что – он даже не показал признаков перегрузки. Силач, каких еще поискать! Поэтому во всех дальнейших пробах мы сосредоточились на музыкальной системе, перепробовав с SUB35 три комплекта акустики, требующей разных и порой весьма специфических настроек.
Но вот что стало заметно еще с самого начала. На малых уровнях пассивные излучатели SUB35 будто вообще неподвижны – колебания едва улавливаются ладонью, хотя на активном динамике они отчетливо различимы. Можно сказать, что в этом режиме американская бас-машина ведет себя как закрытый ящик. Но стоит на том же треке поддать громкости, и картина меняется на противоположную – по активному динамику не скажешь, что он колеблется с полной отдачей, зато пассивные трудятся изо всех сил. Специалисты Starke Sound, похоже, знают секрет в оптимизации сабвуферов.
SUB35 не дает призвуков выше своего диапазона — их нет вообще и никогда, что очень важно для чистоты музыкального воспроизведения.
Сразу перечислим все выявленные плюсы этого устройства. Первое: SUB35 не дает призвуков выше своего диапазона — их нет вообще и никогда, что очень важно для чистоты музыкального воспроизведения. Второе: он не «заводится», как некоторые конструкции аналогичного типа – пассивные драйверы отлично задемпфированы, а минимальные признаки резонанса появляются только на гармониках ниже 25 Гц – там, где музыкально значимых сигналов почти нет. При этом есть и быстрая динамика, и хороший подпор в области самых «амплитудных» низов. Третье: все настройки адекватные и внятные, что сильно ускоряет и упрощает поиск наилучших калибровок на слух. Меняя акустику, мы каждый раз действовали по одному и тому же алгоритму. Сначала находили фазу при широкой полосе на сабвуфере, ориентируясь на банальный максимум басовой отдачи от всей комбинации 2.1 без учета всего остального. Затем понижали либо частоту, либо уровень, чтобы добиться правильного баланса низких частот относительно основного диапазона. И лишь затем брались за ручку Flat/Punch (ее сначала лучше оставить в среднем положении). Если первые два шага сделаны верно, то эффект от этой настройки будет четко различим. С ней можно добиться либо лучшей атмосферности в звуковой сцене – например, на органных композициях получить реалистичный объем и иллюзию величественной «стены звука», либо поддержать отрывистый бас ударных, отчего они станут локализоваться как реальные материальные объекты.
А теперь — конкретные результаты. С высокими напольными башнями SUB35 лучше работал с «панчевой» настройкой АЧХ и с некоторым перекрытием басовой полосы – диапазон мы ограничили довольно высоко, на 60 — 70 Гц. Хотя сама акустика была достаточно басовита, дополнительный деликатный импульс в той части спектра, где сосредоточены «бочки» и контрабасы, явно шел на пользу – воспроизведение казалось естественнее и живее, а вся сцена «выглядела» точнее.
С среднекалиберными полочными системами пришлось вмешиваться в фазировку и искать новую точку для кроссовера, чтобы сабвуфер не перекрывал диапазон сателлитов. Наилучшая настройка АЧХ оказалась плоская. Басовое «заполнение» диапазона ниже 40 — 45 Гц исполнялось при помощи SUB35 просто изумительно – с крепкой реалистичной атакой, проработанными послезвучиями. Но эта комбинация адекватно настраивалась только при установке сабвуфера на линии колонок – при смещении к стене помещение начинало откликаться резонансами.
Хотя сама акустика была достаточно басовита, дополнительный деликатный импульс в той части спектра, где сосредоточены «бочки» и контрабасы, явно шел на пользу.
С маленькими активными мониторами тоже вышло неплохо. Удалось получить правильный баланс системы, используя на SUB35 и высшую настройку частоты 120 Гц (то есть с максимальным перекрытием, но с минимальным уровнем поддержки), и близкую к самой низкому порогу (в этом случае бас-машина работала в качестве субнизкочастотной и почти «тактильной» поддержки). Во всех вариантах приходилось чуть-чуть корректировать фазу и АЧХ, чтобы сохранить в басах гармоническую точность и цельность. Но добиваясь немного разного характера в передаче низов – более быстрого или более фундаментального –- мы стабильно получали в подарок и выразительную вещественность у всех мнимых образов в сцене. Стоило выключить сабвуфер, и она попросту исчезала!
О чем это говорит? Как минимум, о действительно чистой неискаженной работе SUB35. Но он, безусловно, важен не только в своей «зоне ответственности», но и для всей звуковой картины в целом, исправляя в ней то, что не всегда удаётся наладить обычными приемами.
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Linn Klimax DSM
- Предварительный усилитель Linn Klimax Kontrol
- Усилитель мощности Linn Klimax 500 Twin Chakra
- Акустические системы:
- Starke Sound Brio V64
- Dynaudio Special 25
- активные мониторы Fostex PM05.d
- Кабели:
- межблочные Accuphase Super Refined Cable ASLC-10
- акустические Furutech Alpha S-25
- сетевые Furutech Power Reference, Furutech FP-α3
Starke Sound SUB35
Производитель: Starke Sound (США)
www.starkesound.com
Входы: линейные L/R, балансный XLR LFE || Выходы: балансный XLR LFE || Конфигурация: 1 активный и 2 пассивных драйвера, 1 полоса || Акустическое оформление: пассивный излучатель || Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 200 Гц || Настройка кроссовера: 25 — 120 Гц || Настройка фазы: 0-180 градусов, непрерывная || Номинальная/кратковременная мощность: 1000/3200 Вт || Отделка: белая или красный рояльный лак, черная матовая эмаль || Габариты с опорами: 385 х 360 х 360 мм || Масса: 25,5 кг || Цена: 199 900 руб.