Когда в поле зрения попадают миниатюрные профессиональные мониторы, сразу задаешься вопросом: а что они вообще могут? Если же на них еще и красуется ценник как у бюджетных домашних полочников, то сомнения усиливаются вдвойне. Но давайте не будем спешить с выводами и выслушаем вот такую любопытную пару.
ПОЛОВИНКИ БОЛЬШИХ МИРОВ
Оборудование марки Fostex хорошо известно как специалистам звукозаписи, так и обычным любителям музыки – в основном, благодаря широкому модельному ряду наушников и усилителей для них. Но если вы зайдете в раздел Recording Equipment на официальном сайте компании, то найдете там и активные мини-мониторы для домашних, радиовещательных и звукозаписывающих студий. Причем вся эта техника предлагается по весьма демократичной цене и доступна даже начинающим.
Такая концепция уже позволяет говорить о PM0.5d как о компоненте для профессионального применения.
Активная линейка представлена универсальными однополосниками в прочных алюминиевых корпусах 6301N. В них используется однотипные 10-сантиметровые широкополосные драйверы и 20-ваттные усилители класса D. Выпускаются эти системы в нескольких модификациях и отличаются только интерфейсами подключения. Ряд двухполосных моделей, которые отличаются традиционными корпусами из ДВП, разнообразнее. Туда входят крохотные системы PM0.3d (с стеклопластиковой головкой диаметром 75 мм и купольной шелковой пищалкой 19 мм), отличная альтернатива дешевым пластиковым мультимедийным «мыльницам», а также более мощные аналоги PM0.4h (головки 100/19 мм) и рассматриваемая сегодня PM0.5d (127/19 мм).
Все три модели имеют акустическое оформление типа «фазоинвертор» с овальным портом в задней стенке, но последняя модель отличается не только габаритами и увеличенным мидбасовиком. Это в принципе другая система – она активная уже без всяких оговорок, без деления на ведущую половинку (с усилителем) и ведомую пассивную «пустышку». К тому же в каждой старшей АС установлена по два усилителя класса D – 23-ваттная секция со своими фильтрами на входе обслуживает твитер, а 35-ваттная с специальными параметрами тракта приводит в движение диффузор мидбасовика. Такая концепция уже позволяет говорить о PM0.5d как о компоненте для профессионального применения. Студийная ориентированность подчеркивается и наличием на каждой системе универсального входного терминала, который принимает и обычный небалансный кабель RCA, и четвертьдюймовый «джек», и балансный XLR. Но нет никаких препятствий и для того, чтобы использовать эти системы с домашней аудиотехникой или даже в паре с телевизором – если в интерьер не вписывается черный цвет, то выбирайте PM0.5d с белыми фасадами. За «гламурность» отделки не переплатите – дизайн всех версий простой и исключительно практичный.
Сигнал для PM0.5d можно брать из любой линии напряжением от 0,5 до 8 вольт, используя установленные сзади потенциометры.
В тесте мы включили системы в референсный аудиофильский тракт и не прибегали к настройке громкости на колонках (она была установлена в максимальное положение), а уровень регулировали на предварительном усилителе. Но вообще-то сигнал для PM0.5d можно брать из любой линии напряжением от 0,5 до 8 вольт, используя установленные сзади потенциометры либо для регулировки чувствительности, либо для коррекции громкости/баланса. Если вы рассматриваете акустику Fostex для домашней студии на базе компьютера, то лучше всего построить тракт с USB-ЦАПом с регулируемым балансным или линейным выходом, либо для той же цели использовать USB-усилитель для наушников.
Нужен ли для такой системы еще сабвуфер? Fostex выпускает такое устройство – PM-SUBmini2. Однако он предназначен для поддержки самых маленьких мониторов, а наша модель в нем, судя по заявленному частотному диапазону, не нуждается. И так, в общем-то и есть, потому что с первых же звуков удивляешься тому, насколько PM0.5d ровно и мощно отыгрывают басовый регистр вниз вплоть 50 — 40 Гц. Впрочем, вся тональная картина приведена к отличному студийному балансу. Нет ни явных корпусных оттенков, ни окраски в середине, ни даже на ВЧ, хотя в силу специфики недорогих импульсных усилителей ее можно было ожидать. Это говорит о том, что электронная часть согласована с параметрами головок очень грамотно. Даже скажу так: от пассивных домашних двухполосников сравнимого размера получить столь же ровную отдачу, да еще в такой широкой полосе, какую удалось достичь специалистам Fostex, у вас, скорее всего, не получится даже с самым навороченным усилением.
Мониторы легко и мощно «качают» комнату среднего размера и по субъективным ощущениям свободно выдает уровни SPL близкие к 100 дБ, что уже достаточно громко.
Мониторы легко и мощно «качают» комнату среднего размера и по субъективным ощущениям свободно выдает уровни SPL близкие к 100 дБ, что уже достаточно громко. Следов искажений или перегрузки преобразователей нет ни на средних, ни на повышенных уровнях. Линейность воспроизведения с изменением громкости не меняется, а к незначительным минусам могу отнести разве что снижение телесности мнимых образов при малой или фоновой громкости. В этом случае в сцене появляется упрощенность и какая-то схематичность: вторые планы сдвигаются к удаленным, кажущиеся источники на переднем краю выходят менее контурными. И это, пожалуй, единственный признак экономичного цифрового усиления, потому что других явных погрешностей – мертвого баса, безжизненной середины и жестких оттенков на ВЧ – в воспроизведении нет.
Если судить о PM0.5d по самым взыскательным аудиофильским меркам, то можно отметить некоторую привязку ВЧ, что слегка нарушает стройность пространства, и в недостаточно тонкой деталировке фоновых звуков. Проблемы здесь не вижу, поскольку это качество может внезапно обратиться в достоинство, если акустику Fostex придется подключать к несовершенному аудиотракту, который деталировкой и так не блещет, зато щедро добавляет свою аппаратную «грязь» – в исполнении PM0.5d она станет менее заметной.
Поскольку у мониторов нет типичной для маленьких колонок динамической зажатости, то они нормально переваривают и самую энергичную музыку.
Но при этом у малышей очень приличное гармоническое разрешение. Середина не обеднена на колоритные тембры и подается живо, основные образы достаточно цельные и «спелые», в верхнем регистре нет явного дефицита воздуха, а в нижней полосе даже не теряется информативность! О том, что PM0.5d обладают высоким музыкальным разрешением говорит и такой факт: пробуя разные подключение, мы достаточно отчетливо слышали разницу не только между разными входами, но и между кабелями разного класса. Так что абы чем подключать эту акустику явно не стоит.
А заодно обязательно проследите, чтобы обе колонки были подключены к электросети в одинаковой фазе. К смене полярности вилки они не чувствительны, предпочтительное включение на слух определить сложно, но если вам покажется, что в сцене маловато глубины и нет должной остроты локализации, проверьте в первую очередь силовые кабели – питание крайне желательно брать из одной точки.
Итак, что в остатке? PM0.5d однозначно можно отнести к универсалам – подключай к чему угодно и слушай что угодно. Они достаточно линейны для классических и акустических жанров. А поскольку у мониторов нет типичной для маленьких колонок динамической зажатости, то они нормально переваривают и самую энергичную музыку.
Площадь помещения особой роли играть не будет при расстановке АС по «консольной» схеме, когда они находятся относительно вас в ближнем поле и удалены от всех стен, друг от друга отстоят не далее, чем на 1,4 — 1,8 метра и ориентированы строго на точку прослушивания. Их можно поставить и по канонам классической стереофонии, когда вы и акустика находится в вершинах равнобедренного треугольника – правильное заполнение сцены они обеспечат даже при расширенной до 2 — 2,5 метров базе. Вариант на полках у стены наименее предпочтителен для объемности воспроизводимого пространства, зато именно он сделает звук плотнее, мощнее и подчеркнет панч ударных. Комбинируйте как хотите – любой из построенных на этой акустике аудио миров будет вас только радовать.
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Linn Klimax DSM
- Предварительный усилитель Linn Klimax Kontrol
- Кабели:
- межблочные RCA InAkustik Referenz NF-102
- межблочные XLR Tchernov Classic XS MKII и Accuphase Super Refined Cable ASLC-10
- силовые Furutech Power Reference, Furutech FP-α3
Fostex PM0.5d
Производитель: Foster Electric Co., Ltd. (Япония)
www.fostexinternational.com
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Входы: RCA, TS/XLR || Входное сопротивление: 10 кОм || Выходы: нет || Диапазон воспроизводимых частот: 55 — 30 000 Гц || Мощность встроенных усилителей: 35 и 23 Вт (на НЧ и ВЧ) || Частота раздела полос: 2000 Гц || Отделка: черная, белая || Габариты: 165 х 270 х 215 мм || Масса 1 шт.: 4,5 кг || Цена за пару: 32 490 руб.
Комментарии [1]
sheich
Получается, у каждой колонки свой отдельный линейный вход. Как тогда пару таких колонок подключить к ЦАПу? Нужно искать модели с 6,3 выходами? Или можно просто использовать линейный RCA выход ЦАПа, раздельно подключая левый/правый канал?