Появился шанс познакомиться с новым проектом Питера Норбека – главного конструктора компании PBN Montana. При создании этих систем мастер поставил задачу получить максимально реалистичную звуковую сцену с точной локализацией виртуальных образов в пространстве. Для этого была разработана конструкция с коаксиальной СЧ/ВЧ-секцией в рупорном оформлении и басовым звеном из пары 15-дюймовых драйверов. Сочетание многообещающее…
ПЕРЕМЕННАЯ ПОСТОЯННАЯ
С этой моделью связана и любопытная история – на основе M2!5 была сделана уникальная конструкция для актёра Киану Ривза. К стандартному варианту была добавлена вторая басовая секция, которая устанавливалась симметрично сверху, образуя гигантскую систему д’Аполлито. Можно только представить, в каком помещении эти башни собирались слушать.
Серийная Montana M2!5 рассчитана на гораздо более скромные условия, но и их малышами не назовёшь – высота колонки 1 м 35 см, масса каждой 127 кг. Несмотря на столь внушительные показатели системы двухполосные, с одной частотой раздела. И это не единственная их особенность.
Басовое звено построено на паре серьёзных головок с 15-дюймовыми бумажными диффузорами. Они построены на базе классических короткоходных драйверов JBL 2235H, которые давно сняты с производства. Норбек закупает старые корзины с магнитами, а специалист из JBL ставит новые диффузоры и катушки. «Родная» магнитная система SFG (Symmetrical Field Geometry, симметричная геометрия поля) массой 8,5 кг хороша тем, что обеспечивает чрезвычайно малые нелинейные искажения. Подобные решения раньше широко использовалась в профессиональной акустике: при малых смещениях подвижной системы звуковая катушка не выходит за пределы однородного магнитного поля, а диффузор не испытывает изгибных деформаций, постоянно работая в поршневом режиме. Необходимое же звуковое давление создаётся за счёт увеличенной площади излучения. Поскольку в Montana M2!5 таких драйверов два, с ударной волной проблем быть не должно. Тандем работает в фазоинверторном оформлении с щелевым портом-лабиринтом, выходящим через нижний вырез лицевой панели. Согласно описанию, низкая частота настройки позволяет системам воспроизводить бас от 25 Гц при неравномерности порядка 2 дБ.
Верхняя и средняя полосы воспроизводятся компрессионным драйвером JBL D2430H, причём раздел производится за счёт чисто акустических характеристик коаксиально расположенных мембран.
Верхняя и средняя полосы воспроизводятся компрессионным драйвером JBL D2430H, причём раздел производится за счёт чисто акустических характеристик коаксиально расположенных мембран. Общая звуковая катушка диаметром 76 мм рассчитана на огромную подводимую мощность, что не удивительно, поскольку изначально сборка разрабатывалась для профессиональных концертных систем. Отсюда вытекает и рупорное оформление, повышающее чувствительность и формирующее нужную диаграмму направленности. Кстати, четырёхлепестковый волновод для M2!5 позаимствован у мониторов JBL M2 Pro.
Кроссовер в этих системах совершенно уникальный. Он расположен в огромной нише на задней стенке корпуса и закрыт съёмным листом прозрачного оргстекла. Под ним я насчитал 12 высоковольтных плёночных конденсаторов Solen Fast, Clarity Caps и Audyn, а также пять бескаркасных катушек «на воздухе» (они мотаются вручную). Такое количество элементов понадобилось потому, что для раздела полос Норбек разработал фазолинейные фильтры пятого порядка с крутизной 30 дБ/октаву и центральной частотой 900 Гц. Нужно было, чтобы легкие бумажные басовики в нижней середине как можно меньше пересекались по диапазону с СЧ-мембраной компрессионного драйвера, т. е. для снижения интермодуляционных искажений. Но самое необычное то, что на плате кроссовера также установлены три 9-вольтовые батарейки. Их суммарное напряжение 27 В используется для подачи смещения на некоторые элементы схемы. Потребляемый ток настолько мал, что одного комплекта хватит на несколько лет. Предусмотрено раздельное подключение частотных полос через четыре винтовые клеммы.
На плате кроссовера также устанавлены три 9-вольтовые батарейки. Их суммарное напряжение 27 В используется для подачи смещения на некоторые элементы схемы.
Корпус выполнен в лучших традициях компании. Передний щит имеет толщину 45 мм, боковые стенки составлены из двух слоёв MDF. Внутреннее пространство секционировано перегородками, в нижней части имеется целая система распорок, увеличивающая жёсткость конструкции, удерживающей пару басовиков общим весом более 20 кг. Надёжная опора нужна и самим 127-килограммововым колонкам, поэтому у них не четыре, а пять точек контакта с полом.
Внешняя отделка M2!5 предусматривает более 20 вариантов натурального шпона плюс рояльный лак разных цветов. Индивидуально можно заказать любой цвет из стандартной таблицы RAL.
Сначала мы подключили колонки к усилителю darTZeel LHC-208, а к его встроенному ЦАПу – сетевой CD-транспорт Weiss MAN301, который сначала закачивает данные с диска в буфер, а затем после прецизионного тактирования выдаёт сигнал на цифровой выход. По очереди ставлю CD с самой разной музыкой.
Звучание несколько непривычное: даже на самых энергичных композициях басовые диффузоры практически не движутся, их ход ощущается лишь прикосновением руки. При этом бас очень даже внушителен и по глубине, и по энергетике, и в нём нет ни тяжести, ни монотонности, он чрезвычайно пластичен и подробно текстурирован. По скорости и управляемости отклик очень хорош, такой чёткий и насыщенный гармониками удар редко услышишь от акустики с длинноходными драйверами. Если нужен реальный панч, удар в грудь – прибавляйте громкость, и колонки выдадут весь драйв, имеющийся в записи. И даже при этом подача остаётся деликатной, без попсового «мяса», которое всегда притягивает публику на выставках, но быстро надоедает дома. M2!5 — колонки интеллигентные, но с каким-то нереальным потенциалом. Две «пятнашки» при общей чувствительности 95 дБ составляют настоящую гремучую смесь, реакция которой прекрасно контролируется усилителем.
Второй важный момент – абсолютная, профессионально-мониторная линейность тонального баланса. Отсюда, собственно, и упомянутая деликатность: ни лишней яркости, ни малейшей окраски, ни акцента на каком-нибудь участке диапазона. Все инструменты в оркестре абсолютно гармоничны, ни одна группа не пытается доминировать. И, в придачу, колоссальная детальность, благодаря которой ухо легко раскладывает на составляющие любую запись с плотным спектром.
И даже при этом подача остаётся деликатной, без попсового «мяса», которое всегда притягивает публику на выставках, но быстро надоедает дома.
Верхний диапазон, несмотря на наличие металлического твитера, подаётся мягко и интеллигентно. Обертонов вполне достаточно для создания воздушной атмосферы, стыковка со среднечастотной мембраной идеальная. В середине потрясающая детальность и полное отсутствие рупорной окраски. Очень живо передаются струнные акустические инструменты, вокал и деревянные духовые. И всё это красиво контрастирует с рельефными басовыми нотами и лёгким серебристым звоном в самой верхней октаве.
И, конечно, главное преимущество коаксиальных излучателей – формирование пространства. Даже не подозревал, что колонки таких габаритов способны полностью растворяться в звуковой сцене. Тем не менее, это так. И расположение каждого мнимого объекта совершенно однозначно фиксируется и по ширине, и по двум-трём планам за передней линией. Эффект ощущается из разных точек прослушивания.
Теперь переключаем акустику на мощные однотактники Aries Cerat. В звучании системы меняется многое, но не настолько радикально, чтобы советовать для M2!5 какой-то определённый тип усилителя. С лампой уже не такая безукоризненная структура баса, но всё, что выше примерно 200 – 250 Гц приобретает какую-то фантастическую естественность и гармонию. Акустика уже не кажется такой нейтральной как раньше, это вариант для любителей джаза, оперы и других изысканных жанров. Рок 70-х, кстати, тоже отыгрывается на редкость аутентично – с массой тембральных нюансов, живой ритм-секцией и вокалистами буквально перед вами. Надо же, я чуть было не упустил этот важный момент: благодаря своим габаритам акустика правильно передаёт масштаб источников звука – бочка огромная, и вибрации рояльной струны в контроктаве показывают натуральную величину инструмента. Всё это относится и к предыдущему варианту прослушивания с darTZeel.
Благодаря своим габаритам акустика правильно передаёт масштаб источников звука – бочка огромная, и вибрации рояльной струны в контроктаве показывают натуральную величину инструмента.
И, наконец, меняем источник на проигрыватель винила Thales TTT Slim с оптической головкой DS-W2 от японской DS Audio. И тут уже саунд изменился радикально. Субъективно бас ушёл вниз, получил больше свободы, не потеряв в скорости. Рельефнее прописалась середина, в характере подачи появилась даже некоторая бойкость. При этом не пострадала ни деликатность, ни линейность воспроизведения. Колонки живо отозвались на присутствие в системе аналогового звена высокого класса и тем самым продемонстрировала класс собственный.
Вывод напрашивается сам собой: при составлении системы лучше всего подбирать электронику к этой акустике, а не наоборот. Просто вынести M2!5 за скобки, как постоянную величину во всех частях уравнения.
СИСТЕМА
- Cетевой сервер/CD-транспорт Weiss MAN301
- Проигрыватель винила Thales TTT Slim
- Интегральный усилитель/стример darTZeel LHC-208
- Интегральный усилитель Aries Cerat
- Магнитная изолирующая платформа Relaxa 530
- Кабели:
- межблочные Shinpy SST, Kimber Kable Select 1016 1 м
- акустические Shinpy Logos, Kimber Kable Monocle X / WBT 0861 2 м
- силовые Fisch Performance-7
Montana M2!5
Производитель PBN Audio (США)
pbnaudio.com
Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: Фазоинвертор/рупор || Диапазон воспроизводимых частот: 25 — 20 000 Гц (±2 дБ) || Чувствительность: 95 дБ (2.83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное): 3,5 – 9 Ом || Частота раздела полос: 900 Гц || Отделка: более 20 вариантов натурального шпона, рояльный лак (шкала RAL) || Габариты с основанием: 457 х 1346 х 584 мм || Масса: 127 кг || Цена за пару: 36 000 USD в рублях по курсу.
Комментарии [3]
Александр Ростов-на-Дону
5й порядок фильтров и крутизна 30 дБ на октаву внушают священный ужас.
Так и хочется поверить в безупречное звучание колонок. Но внутренний голос шепчет обратное. Такой наворот наталкивает на мысль о неких пороках рупорного драйвера, к которым притянуты совершенно замечательные по звуку и протяженные по частоте басовики. Сколь угодно примеров, когда навороченные фильтры ведут к совершенно неважному звучанию. Но автору, конечно виднее. Как говорится, кто бы тут вякал. Умолкаю.
Денис
Мне кажется усилители нужны то , что ставят к JBL профи акустике .
Andre
Николай, в тех. характеристиках забыли диапазон подводимой мощности указать.