Настала пора по первой весенней слякоти отправиться в сторону живой музыки, благо концертная афиша располагает. Я, кстати, изучил несколько порталов, обещающих «самую полную афишу Москвы» — так вот, на них нет тех концертов, о которых мне вам хочется рассказать. А именно они, на мой взгляд, заслуживают внимания.
Таня Балакирская и Дмитрий Илугдин
(специальный гость Александр Бруни)
28 марта | Клуб Игоря Бутмана
Таню я знал как коллегу (она долго сотрудничала с порталом и журналом Jazz.Ru), но в 2011 году ко мне попал демо-диск с записью ее первого альбома, и я горжусь тем, что смог выступить в роли его выпускающего продюсера — мы отпечатали его в качестве приложения к журналу, с которым я тогда сотрудничал. С тех пор Таня выросла в значительного музыканта — не так много на нашей сцене певиц, работающих в столь непростой области, на стыке джаза и песенного жанра, и работающих так убедительно. Это красивая, сложная, изысканная музыка, и абсолютно логично, что Таниным соавтором в сценическом ее воплощении стал пианист Дмитрий Илугдин (экс-«Арсенал», Vision Of Sound, лидер собственного джазового трио), музыкант тонкий, небанальный, автор одного из самых интересных альбомов отечественного камерного джаза — «Отражение» (2017) (он, кстати, только что переиздан в Норвегии лейблом Losen Records). Дуэт выступит в клубе Бутмана вместе с замечательным флейтистом Александром Бруни.
Вежливый Отказ. «А вдруг?»
29 марта | Кафе «Март»
Недавно одна из самых интересных отечественных групп закрыла важную лакуну в своей биографии, выпустив впервые на каком-либо носителе первый альбом, «Опера» — доселе он существовал только в магнитоварианте. Удивительно, что спустя 34 года после основания «Отказ» остается едва ли не самым убедительным коллективом из числа убедительно экспериментирующих со сложной компонированной музыкой, заключенной в рок-форму, но передающую привет и фри-джазу, и еще множеству жанров. С каждым новым альбомом я убеждаюсь в абсолютной свежести восприятия Романа Суслова и его коллег, в абсолютной живости и органичности их творчества — и понимаю, что если молодая шпана, готовая смести их с лица Земли, и существует где-то, то мы еще долго о ней не узнаем.
Тосинори Кондо (труба, Япония)
29 марта | Культурный центр «Дом»
Тосинори Кондо не впервые в Москве, но со времени его предшествующего визита прошло почти тридцать лет. Он — один из тех небанально мыслящих музыкантов, кому все время не хватает предложенных обстоятельств, и кто создает их самостоятельно. В конце 1970-х Тосинори стал играть на электротрубе, но еще за несколько лет до этого он стал практиковать синтайдо, уникальную систему физических и артистических упражнений, основанную на традиционных боевых искусствах, китайской медицине и техниках буддийских медитаций. В Нью-Йорке, где Кондо много жил и работал, он сотрудничал с европейскими и американскими музыкантами, представителями импровизационного андерграунда — Биллом Ласвеллом, Дереком Бейли, Джоном Зорном, Хенри Кайзером, Фредом Фритом и другими — но остается при этом именно японским музыкантом, что и приводит к его возвращению на родину. Впрочем, он живет и в Амстердаме, экспериментирует с электроникой, эмбиентом, в рамках проекта Blow The Earth записывается в самых невероятных уголках планеты — от пустыни Негев до Гималаев… В общем, в «Доме» выступает музыкант непростой, ведущий свой диалог не только со слушателем, но и со всей планетой.
Стефано Бароне (гитара, Италия)
30 марта | Клуб Алексея Козлова
Стефано Бароне тоже не впервые приезжает в Россию, но новый его визит представляет нам несколько иного музыканта: от сложных, многочастных экспериментальных композиций гитарный виртуоз перешел к более лаконичным формам, не оставив, впрочем, стремления к экспериментам. Он работает теперь и с чужим материалом, переосмысляя известные композиции, вскрывая неведомые доселе пласты их внутренних структур — и в то же время, не забывая о собственном творчестве, в котором стал агрессивнее и проще — но не упрощеннее. Концерты Бароне — это диалог не только с музыкантом, но и с самим собой: насколько ты готов отвечать ему в этом диалоге?