Так сложилось, что я слушаю самую разную музыку. По большей части вкусы мои можно счесть консервативными, но они разнообразны, и если между первыми двумя участниками сегодняшнего обзора еще можно провести близкие параллели, то третий из них — иного поля ягода. Но все они замечательные музыканты, и пластинки у них отменного качества. Да, помимо традиционного CD и скачивания mp3 каждый из этих альбомов выпущен (или будет выпущен в самом скором времени) на виниле.
Евгений Маргулис — Туда-Сюда!
(Jam Records)
Евгений Маргулис — один из тех артистов старшего поколения, которые удивительно хорошо сохранились, как будто законсервировавшись физически, а в художественном отношении так и вовсе пребывая вне временных рамок. Теперь он умудряется сочетать в себе ведущего одной из тех телепрограмм, которые в какой-то степени оправдывают существование российского телевидения («Квартирник», если кто пропустил), и фронтмена собственного бэнда, в котором поет то, что считает нужным. То, что он считает блюзом.
«Туда-Сюда!» — шестой сольный альбом Маргулиса и первый, который можно назвать безупречным. Он очень качественно сыгран и спродюсирован, в нем удивляет фантастическое чувство формы: все композиции в среднем не длиннее трех с половиной минут, они удивительно разнообразны жанрово (от как бы «чикагского» блюза в «ЭрЖэДэ Блюз» до камерного ретро-вальса в «Где вы, мои девы», от полуциничного блюз-рока в «Бай-бай» до архаичного блюза в «Змее»)… Даже иронично-пародийный «Хит», сделанный в как бы техно-ритме, не выглядит чужим (Маргулис написал на обложке: «типа бонус»). А все вместе эти песни — яркое и цельное высказывание взрослого, умного и никуда не спешащего человека, знающего цену жизни и себе самому. Об этом — две песни: невероятно теплая и искренняя «Про Аню», посвященная спутнице жизни Маргулиса, и «Про себя», рассказывающая понятно о ком откровенно и с большим достоинством.
Oscar Benton — I’m Back
(Munich Records/V2 Benelux)
Имя этого артиста — Фердинанд ван Эйф, но мы знаем его как Оскара Бентона. Песня Bensonhurst Blues, прозвучавшая в фильме «За шкуру полицейского» (с Аленом Делоном в качестве режиссера и в главной роли), прокатилась некогда по просторам СССР и осталась в них навсегда. О том, как Бентона вытащили в Питер на Международный экономический форум и как его приняли питерские меломаны, я уже писал, а вот теперь до меня добрался альбом-камбэк Оскара под лаконичным и предсказуемым названием I’m Back.
Да, голос у него уже не тот, утрачены легендарные ревущие обертона, но задора и ума у хватает на то, чтобы недостатки возраста обратить в достоинства. Все тот же вечный Bensonhurst Blues превратился из разухабистого в камерный, почти печальный вальс, да и вообще по большей части он не поет, а мелодекламирует. И мелодекламация эта, вполне блюз-роковая, очень неплохо ложится на плотный ритм-н-блюз производства братьев Лапорте, гитаристов очень высокого класса (недаром в начале 90-х великий Альберт Коллинз, гастролируя по Голландии, записал с ними очень лихой альбом). Тексты, большая часть которых сочинена Джонни Лапорте, ироничны и даже самоироничны, а последний трек и вовсе носит название Old, but Happy. В общем, перед нами очень обаятельная пластинка блюзового ветерана, который снова показал нам, что хорошая музыка — прекрасное средство от старения. И радость для поклонников.
Sebastian Studnizky — KY Organic
(Contemplate Music)
Немецкого пианиста и трубача Себастиана Штудницки в России знают давно и хорошо. В 1990-х благодаря случайному знакомству в аэропорту Самары он стал трубачом группы «А-Студио»,первый альбом его группы Orbit Experience был выпущен отечественным лейблом Boheme Music… Сегодня Себастиан — один из известнейших берлинских джазменов; он выпускает сольные альбомы, играет в исландском фьюжн-составе Mezzoforte, преподает в Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и, наконец, руководит фестивалем Xjazz. В нашей стране он нередкий гость: нынешней зимой его концерт в московском «Нурбаре» был основан на альбоме Organic.
Музыка Штудницки, хоть и лежащая корнями в спокойном и понятном евроджазе, тесно связана с академической музыкой, минимализмом и с музыкой техно. Новый альбом заставляет подивиться тому, как точно участвующие в его записи музыканты подходят друг другу. Барабанщик Тим Сархан работает как драм-машина, но при всей механистичности и отточенности его партий слышно, что играет живой музыкант (в некоторых местах даже слышны колебания воздуха после того, как смолкла тарелка); гитарист Лоренца Карстена играет именно там и именно тогда, где и когда его хотел слышать лидер, а на басисте Пауле Клебере держится вся конструкция музыки, как на едином связующем элементе. Над всем этим парит труба, ей вторит рояль; в том же «Нурбаре» Себастиан играл одновременно на клавишных и трубе, и было это вполне органично.
Музыка KY (под этим псевдонимом Себастиан выпускает свои альбомы) — это рациональный и поэтичный джаз сегодняшнего дня, который интересно слушать и анализировать, следя за полетом мысли композитора — и под который так прекрасно танцуется.