Российские разработки попадают в наши тесты не часто и, конечно, это большое упущение – в прошлом ноябре на выставке «Российский Hi-End» демонстрировалось немало интересных экспонатов. Среди них были и трёхполосные системы Tower 10, в которых всё, включая динамики, произведены небольшой московской компанией. И каждый её проект реализуется в соответствии с собственной, сложившейся за долгие годы, концепцией.
ДРАЙВ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Вот чем мне всегда нравились наши Кулибины – они, как правило, делают не то, что легко и быстро продаётся, а воплощают в железе или дереве собственные идеи, ориентируясь исключительно на свои представления о том, что такое правильный звук. И то, что производство получается неудобное, затратное и долгое, их не смущает — зато на выходе будет то, что нужно. В этом весь блеск и вся нищета большинства российских производителей: выпуская небольшими партиями авторские изделия, он редко имеет доход, позволяющий организовать эффективное продвижение своей продукции на рынке. Но есть, конечно, и исключения.
Головки разрабатываются специально под разделительные фильтры первого порядка, которые, как считают разработчики, гарантируют наиболее верное звучание.
Объект нашего нынешнего исследования – акустические системы Tower 10 московской компании AllB Music. Tower – потому, что напольные, а 10 означает калибр низкочастотного драйвера. Все головки, как я уже упоминал, собственного производства. Они специально проектируются под разделительные фильтры первого порядка, которые, как считают разработчики, гарантируют наиболее верное звучание. Динамики других производителей, как правило, имеют разброс по характеристикам в пределах +/- 20%, поэтому возможны слишком большие нестыковки с простыми кроссоверами. Как известно, схема первого порядка состоит только из одного элемента (конденсатора или катушки индуктивности) и обеспечивает крутизну спада сигнала 6 дБ на октаву. При этом фазовые сдвиги и потери энергии в фильтре минимальны.
У НЧ-драйвера диффузор из пропитанной целлюлозы, который благодаря вогнутому пылезащитному колпачку имеет полусферический профиль. Усиленная корзина отлита из алюминия, поэтому не резонирует и не даёт посторонних призвуков. Подвес из вспененного полиуретана гарантирует симметричное смещение подвижной системы в обоих направлениях. Акустическое оформление НЧ-звена – щелевой фазоинвертор, выведенный вперёд. Благодаря этому колонки можно (но не рекомендуется) ставить близко к задней стене.
Выше 500 Гц начинает работать 5-дюймовый бумажный среднечастотник с деревянной фазовыравнивающей пулей. Напомню, что этот элемент конструкции ослабляет провалы, возникающие из-за фазовой интерференции на средних частотах, и расширяет диаграмму направленности. Динамик собран на шасси из композита на основе карбона. Магнитная система, так же как и у басовика – ферритовая. Средняя полоса ограничена сверху на частоте 6 кГц.
Акустическое оформление НЧ-звена – щелевой фазоинвертор, выведенный вперёд. Благодаря этому колонки можно (но не рекомендуется) ставить близко к задней стене.
Твитер с 28-миллиметровым титановым куполом имеет неодимовую магнитную систему с радиатором охлаждения. Перед ним установлена акустическая линза – колпачок с центральным отверстием, формирующим нужную диаграмму направленности. Верхняя граница твитера – 25 кГц.
Разделительные фильтры действительно первого порядка, но в цепях НЧ и СЧ полос добавлены цепочки Цобеля, устраняющие неравномерность частотной характеристики. Все индуктивности в схеме на воздушном сердечнике, плёночные конденсаторы — фирмы JB топ-класса. Входных клемм две.
Корпус солидных габаритов построен из HDF — МДФ высокой плотности. Толщина боковых стенок 20 мм, переднего щита — вдвое больше. Для СЧ головки
организован отдельный бокс, чтобы заднее излучение басовика не влияло на его работу.
В стандартном исполнении корпуса отделываются натуральным шпоном венге, но возможны и самые разные варианты по индивидуальному заказу. В разработке акустики участвуют два человека, изготавливается она вручную. Масса одной системы около 30 кг.
Характеристики Tower 10, приведённые в таблице, абсолютно реальные — все модели, имеющиеся в каталоге AllB Music, были измерены в безэховой камере МТУСИ. Замеры нашей конкретной модели показали: чувствительность 90дБ в диапазоне 35 — 25000 Гц при нелинейность частотной характеристики +/- 2,5дБ.
Готовые системы сравниваются по звучанию с акустикой других брендов. При окончательной доводке конструкции принимается во внимание мнение опытных слушателей.
Лёгкая подвижная система практически мгновенно реагирует на малейшие перепады уровня, за счёт этого нижний регистр обрёл скорость и детальность.
Учитывая предыдущий опыт, мы дополнили акустические системы супертвитером ST-10 (30 000 руб.). Не то, чтобы без него не хватало высоких – просто при расширении верхней полосы до 45 кГц в небольшой комнате с мягкой мебелью становится заметно лучше с объёмом сцены и «воздухом».
Десять дюймов – не такой уж большой калибр, но бумажный НЧ-драйвер, помещённый в оптимальный объём с правильно настроенным фазоинвертором, производит очень приятное впечатление. Лёгкая подвижная система практически мгновенно реагирует на малейшие перепады уровня, за счёт этого нижний регистр обрёл скорость и детальность. Бас свободный, не грузный, без посторонних призвуков, с натуральной атакой. Очень живо воспроизводится контрабас – каждая струна рельефно выделяется, слышны характерные вибрации с массой сопутствующих ревербераций. На некоторых фонограммах явно ощущается присутствие тектонических составляющих. Посторонние призвуки не заметны – корпуса инертны, фазоинверторы с такой площадью сечения абсолютно бесшумны.
Середина воспринимается достаточно линейной, 5-дюймовый излучатель и по скорости отклика, и по частоте хорошо согласуется с нижней полосой. Это слышно по вокальным партиям – и мужские, и женские голоса звучат естественно во всех своих октавах. Понравилось, что мелкие штрихи общей картины назойливо не выпячиваются, а просто подчёркивают особенности той акустической атмосферы, в которой исполнялась и записывалась музыка.
Задача твитеров в этой системе свелась не только к прорисовке верхнего спектра – они также формировали и объём воздуха практически на всех записях. Титановые купола звучат ярко, детально, на некоторых треках агрессивно – но именно в той мере, в которой этого хотел добиться звукорежиссёр. Лёгкий поворот супертвитеров внутрь делает картину чуть компактнее, но с более плотной атмосферой, и наоборот. Это эффективный инструмент для адаптации виртуальной картины к реальным условиям.
Даже столь габаритные системы на отдельных треках могут исчезать из воспринимаемой картины. При такой ширине лицевой панели – это реальное достижение.
Если говорить о масштабе звуковой сцены, то он будет зависеть от ширины стереобазы и положения слушателя. В каноническом варианте, когда все три объекта находятся в вершинах равностороннего треугольника, даже столь габаритные системы на отдельных треках могут исчезать из воспринимаемой картины. При такой ширине лицевой панели – это реальное достижение.
Но самое, на мой взгляд, важное — Tower 10 не равнодушны к музыке, преподносят её не формально, а наоборот, с драйвом, открывая с лучшей стороны и при этом почти ничего не приукрашивая. Они производят впечатление грамотно спроектированных систем, способных зажигательно отыгрывать любые жанры. Да и не только музыку – пара таких колонок отлично впишется во фронт домашнего кинотеатра, где вполне справятся и без сабвуфера.
СИСТЕМА
- CD-транспорт Pioneer PD-75
- DAC Lector Digitube 24/192 kHz
- Предварительный усилитель WBE Continuance No.84
- Оконечный усилитель WBE Fusion 400
- Кабели:
- межблочные AllB Music
- акустические Mogami Cables
- сетевые Acrolink 6NP4030
МУЗЫКА
- MJ Audio Technical Disc, vol. 8. MJ Records, 2018
- White Zombie, «Supersexy Swingin’ Sounds». Geffen Records, 1996
- Sweetbox. BMG/RCA, 1998
- Madonna, «Ray of Light». Warner Bros., 1998
- R.E.M., «Monster». Warner Bros., 1994
AllB Music Tower 10
Производитель: AllB Music (Россия)
www.allb-music.ru
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 35 — 25000 Гц || Чувствительность: 90 дБ (1 Вт/1 м) || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Частоты разделения полос: 500, 6000 Гц || Подводимая мощность номинальная/максимальная: 100/150 Вт || Bi-wiring: нет || Отделка: шпон венге || Габариты: 864 x 304 x 400 мм || Масса 1 шт.: 30 кг || Цена за пару: 120 000 руб.
Комментарии [4]
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Считаю удачным решением в данной акустике применение на НЧ именно фильтра первого порядка с цобелем вместо привычного 2го, частота верхнего среза-500Гц- также удачно выбрана. Давно пришел к такому решению, как наилучшему по звуку и сохраняющему слитность и одномоментность музыкальных событий.
Могу поспорить насчет применения пули в СЧ динамике и выбора частоты стыка сч и вч, но в целом задумка и исполнение — на высоте. К сожалению, пропустил демонстрацию этих колонок на РХЭ-2018, постараюсь в этом году наверстать. С уважением, АБ.
AllB music
Андрей, и при этом уложиться в 120000 рублей? Вы считаете это реальным? Да и такие динамики в флагманах использует мизерное количество брендов. Остальные — только бумагу. К тому же сначала всё-таки их надо послушать. И не на дешёвом усилении.
При сравнении в лоб скорее всего ваши Электры при стоимости в несколько раз больше сольются. Да и экономия на лицо, раньше диффузоры были покрыты с двух сторон, а теперь только снаружи. А это уже халтура :)) От Фокала я такого не ожидал :((
Kolyvan
«Фильтры не должны решать проблемы динамиков» — это слова Жака Мауля (Фокал ЖМ Лаб)
Разработчики, спроектировав и изготовив данные динамики, с задачу не уложились((
Предлагаю им обратиться к динамическим головкам из композита льна, а лучше, W-cone, спроектировав следующую модель колонок на них.
На вч два излучателя из титана спокойно заменит один из бериллия, я очень советую им использовать в дальнейшем. да, я фонат и владелец Фокалов.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
ВЧ динамики Фокал TRC и TRC-B (последний работал в серии Электра) мне понравились звучанием, несмотря на давнюю неприязнь к титану. Разработчикам удалось успокоить звук динамиков при достаточно ровной ачх.
Что касаемо слов Жака Мауля , то в той же серии Электра на борьбу с мощным пиком на ачх мида в районе 4 кгц брошен солидный набор деталей на фильтрах, что как бы
наводит на мысль о проблемных динамиках .Но мы об этом никому не скажем.