Попыток скрестить «тёплый ламповый звук» с современными цифровыми технологиями в последнее время предпринимается немало. Наш нынешний испытуемый выделяется из общего ряда компактными размерами при вполне убедительной мощности, а также доступной для подобного класса техники ценой. Осталось лишь разобраться с качественными показателями, чем мы сейчас и займёмся.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕГРАТОР
При первом взгляде на усилитель может показаться, что эта одна из поделок с aliexpress – подобных там море и предлагаются они чуть ли не по цене металлического лома. На самом деле, Cayin Audio Distribution – компания серьёзная, выпускающая широчайший ассортимент аудиотехники от портативных плееров до стримеров, ЦАПов и CD-проигрывателей. И это современные продвинутые устройства отнюдь не начального уровня. В их числе, например, портативный Hi-Fi плеер N8, способный воспроизводить файлы с разрешением до 32 бита/384 кГц и DSD256.
Ток ламп регулируется подстроечными резисторами, выведенными под шлиц на верхней панели усилителя.
Ламповых усилителей в каталоге Cayin – на любой вкус и кошелёк, и наш испытуемый, интегральник CS-55A, по цене находится примерно в середине модельного ряда. Он выпускается с разными выходными лампами – EL34 и KT88, их тип указывается в названии модели. У нас второй, более солидный вариант, хотя при желании можно использовать любые из них – на задней панели имеется специальный переключатель. Это весьма полезная опция, т.к. упомянутые пентоды отличаются не только мощностью, но и характером звучания. «Тридцатьчетвёрки» — классика для гитарных комбиков Marshall, они же использовались в культовых оконечниках Dynaco и Marantz. Пузатые KT88 и их более стройные клоны 6550 появились позже, и при мощности 46 Вт на аноде быстро завоевали популярность как у разработчиков усилителей, так и у любителей Heavy Metal благодаря способности сохранять высокую разборчивость на музыке с плотным спектром.
В Cayin CS-55A (KT88) выходные лампы могут также переключаться из триодного режима в ультралинейный. Последний позволяет получить большую мощность (2 х 40 Вт против 2 х 22 Вт в триоде) с минимальными последствиями для качества звучания. В триоде спектр гармоник у выходных ламп короче, поэтому звучание субъективно кажется более прозрачным. Ток ламп регулируется подстроечными резисторами, выведенными под шлиц на верхней панели усилителя. Там же – круглый прибор для его контроля. Режимы выходного каскада стабильны: за три часа прослушивания стрелка не выходила из зоны оптимальных значений.
Для разделения фаз и раскачки KT88 используются двойные триоды 12AU7 (ECC82), а для предварительного усиления – пара 12AX7 (ECC83). Все лампы – с логотипом Cayin. Трансформаторы, включая широкополосные выходные, намотаны на Ш-сердечниках.
По всей видимости, в усилителе используется тот же чипсет с конвертером AK4497EQ, на котором строятся очень продвинутые ЦАПы класса High End.
В усилителе имеется MM-корректор со стандартным усилением 40 дБ. Скорее всего, он полупроводниковый, т.к. ламповых каскадов (а их нужно, как минимум, два на каждый канал) на него не хватает. Тем более, что низковольтное питание в схеме есть – для встроенного ЦАПа.
Портативный плеер Cayin N8 с поддержкой PCM 32/384 я выше упоминал не зря: по всей видимости, в усилителе используется тот же чипсет с конвертером AK4497EQ, на котором, кстати, строятся очень продвинутые ЦАПы класса High End. Вход у цифровой платы один – асинхронный USB 2.0.
Помимо проигрывателя винила, к усилителю можно подключить два источника с линейными выходами. Акустических клемм в каждом канале три – «нулевая» и раздельные для согласования с нагрузкой 4 и 8 ом. Спереди имеется выход на наушники со штекером 6,3 мм.
Усилитель собран на стальном шасси с толстой алюминиевой лицевой панелью, которая может быть серебристого, либо чёрного цвета. Лампы закрываются решётчатым кожухом, трансформаторы – прямоугольными экранами. Желаемая громкость устанавливается моторизованным потенциометром, при этом положение регулятора отслеживается по светящейся риске на его торце. Справа- селектор входов и линейка светодиодов с их обозначениями.
Главное, что в звучании усилителя не было той слащавой винтажности, которой грешат китайские ламповые поделки.
Пульт ДУ – солидный алюминиевый, с которого, кроме регулировки громкости и выбора источника можно переключать режимы выходных ламп TR/UL.
Первое испытание – через вход Phono с проигрывателем Marantz TT-15S1. Корректор в усилителе вполне хай-файный, с ровным тональным балансом, плотным басом и лёгким, прозрачным верхом. Немного акцентирована нижняя середина, но это характерно для большинства вертушек с не слишком массивным столом. Главное, что в звучании усилителя не было той слащавой винтажности, которой грешат китайские ламповые поделки. Саунд собранный, быстрый, динамичный, с массой музыкальных подробностей. Никакого распущенного баса, гула или усыпляюще вялой подачи. Подходящий вариант для аутентичного воспроизведения пластинок, как архивных, так и новодельных.
Теперь послушаем усилитель с линейного входа, подключив CD-плеер Atoll MD100. Сначала — с солидной напольной акустикой Arslab Old School Stark. В триоде звучание получилось певучим, детальным, с насыщенным спектром и на редкость внятным басом. Высокая детальность не вызывала дискомфорта, поскольку нюансы не укрупнялись и не выпячивались. Сказывалась и деликатность твитеров, которые прекрасно передавали не только плотное облако, создаваемое тарелками, но и лёгкие отдельные прикосновения к ним.
Демпфирование в меру свободное: 12-дюймовые басовые диффузоры на резких ударах и быстрых дробях вели себя вполне раскованно, но без длительных инерционных колебаний после атаки. В усилителе имеется не слишком глубокая обратная связь, лишь для небольшого снижения выходного сопротивления — басовые ноты внятные, наполненные, не «подсушенные». Общая динамика впечатляет даже в триоде, в т.ч. и благодаря высокой чувствительности Old School Stark. Действительно, КТ88 при максимальной насыщенности саунда способны сохранить тембральные особенности отдельных инструментов. В пентодном режиме воспроизведение становится чуть жёстче, напористее, возможно, даже, немного грубее, но явно эмоциональнее.
Демпфирование в меру свободное: 12-дюймовые басовые диффузоры на резких ударах и быстрых сериях вели себя вполне раскованно.
Способность выстраивать пространство мы оценивали с полочниками Old School Monitor m1. В них установлена коаксиальная головка, по характеру излучения близкая к точечному источнику. С ними сцена получается достаточно компактная, но предельно чёткая с острой локализацией виртуальных источников даже на краях. Применительно к усилителю это означает фазовое согласование каналов, что, в свою очередь, говорит о полной идентичности выходных трансформаторов.
Последняя стадия испытаний – оценка встроенного ЦАПа. На MacBook Pro с плеером Amarra 4 Luxe были загружены в том числе, и рипы тех дисков, которые мы воспроизводили чуть раньше на CD-проигрывателе. При прямом сравнении тех и других, разница заключалась, как правило, в уровне громкости. Качественные отличия сводились к чуть более уплощённой сцене при декодировании файлов и некоторой формальности в передаче самых верхних обертонов. Но отличия столь незначительны, что их можно заметить лишь специально прислушиваясь. К хай-резам придраться было вообще сложно, тут о со сценой было всё в порядке, и с верхним диапазоном, и с наполнением нижнего регистра.
А в целом, CS-55A (KT88) при наличии фонокорректора и ЦАПа, реализованных на настоящем хай-файном уровне может стать неплохим вариантом для меломана с широкими запросами. Или для целой семьи, в которой у каждого свои представления о том, как и на чём нужно слушать музыку. И такая возможность, тем более, за вполне вменяемые деньги, в наше время предоставляется нечасто.
КОМПОНЕНТЫ
- Источники: проигрыватель винила Marantz TT-15S1, CD-проигрыватель Atoll MD100,
- ноутбук MacBook Pro с плеером Amarra 4 Luxe
- Акустические системы: Old School Stark, Old School Monitor m1
- Кабели: InAkustik Referenz High Speed USB 2.0, Studio Connections Reference Plus
МУЗЫКА
- Винил:
- Ella & Oscar. Pablo Records, 1976
- Creedence Claerwater Revival, «Cosmo’s Factory». Liberty, USA 1970
- Tchaikovsky, «The Nutcracker». 2LP, CBS, 1979
- Wishbone Ash, «Just Testing». MCA Records, 1979
- CD:
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
Cayin CS-55A (KT88)
Производитель: Zhuhai Spark Electronic Equipment (Китай)
Входы: 2 х RCA, Phono, асинхронный USB 32/384 || Сопротивление по входам линейным/Phono: 100/47 кОм || Чувствительность линия/Phono: 270/3 мВ || Точность RIIA кривой: +/- 0,25 дБ || Выходная мощность: в триодном режиме 2 х 22 Вт, в пентодном (ультралинейном) 2 х 40 Вт || Коэффициент гармоник: 1% (1 кГц) || Полоса пропускания тракта: 5 — 44 000 Гц || Отношение сигнал/шум: 92 дБ, 68 дБ Phono || Выходы: 6,3 мм на наушники, 6 винтовых клемм || Потребляемая мощность: 270 ВА || Габариты: 360 х 180 х 334 мм || Масса: 17 кг || Цена: 119 200 руб.
Комментарии [24]
Евгений
Здравствуйте.
Насколько я понял, современная линейка ламповых усилителей у Cayin начинается с модели MT-12N (EL84EH). Что скажете по этому усилителю, особенно в сравнении с представленной в данном обзоре? За что с точки зрения звука (субъективно Вашей конечно) переплатит покупатель, предпочтя более дорогую модель? Разница в технических характеристиках — это понятно, но возьмем конкретные условия эксплуатации: помещение 20 м.кв., громкость умеренная (возможность общаться, не повышая заметно голос), требования к звуку тоже умеренные (слушать приятно, частоты все различимы, но без ярко выраженных требований типа «хрустальные верха»), какие-либо эсперименты со звуком не предполагаются.
И быть может тут вообще имеет смысл говорить о более бюджетных усилителях ?
Николай ЕФРЕМОВ
EL84 — хорошая по звуку лампа, аналог нашей 6П14П. Существует также масса клонов от других производителей. За это я её люблю и сам слушаю усилитель на американских аналогах 6BQ5. В Вашем случае всё зависит от чувствительности акустических систем — если есть хотя бы 89 — 90 дБ, двухтактника на EL84 будет вполне достаточно. Искать что-то более дорогое смысла не вижу.
Евгений
Спасибо!
У меня заявленная чувствительность АС составляет 87 дБ. Наверное надо пробовать.
Владислав
Николай, подскажите пожалуйста, какой всё же из этих двух лучше будет по звуку и качеству изготовления. Line Magnetic LM-211ia или Cayin CS-55? Спасибо.
Николай ЕФРЕМОВ
Мне не довелось слушить усилитель Line Magnetic, поэтому не имею ни малейшего представления, как он звучит. Тем не менее, я бы выбрал Cayin CS-55 — КТ88 всё-таки более мощные и более убедительные по звучанию (прежде всего, по басу) лампы, чем EL34.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Так скажем, какой-то теплоты ждать от пушпулла с общей оос на КТ-88 не стоит, это свойство присуще однотактам на прямонакалах без оос. Зато , собранный , плотный и хлесткий звук — главное достоинство пушпулла, равно как способность работать с любой акустикой, без оглядки на ламповую начинку.
EL-34 превосходная лампа для двухтактных схем, мощная и легкая в раскачке, с красивым звуком. Уважаю эту стройняшку.
Анна
Здравствуйте, ищу замену Triode VP-300BD для колонок apertura ariana. Что можете посоветовать?
Николай ЕФРЕМОВ
А что случилось с Triode VP-300BD? Хороший усилитель, ему аналог подобрать непросто. Посмотрите каталог Audio Note
Анна
Triode дороговат, хотелось найти замену подешевле. Слушали Unison Research Preludio не впечатлил, может быть можете посоветовать что-то.
Николай ЕФРЕМОВ
Параллельных сингл-ендов на 300В совсем немного на рынке. Если такая архитектура не обязательна — тогда послушайте Ayon, тот же Cayin — у них несколько интегральников в каталоге.
Анна
А если сравнить Triode c Jadis ORCHESTRA что можете сказать?
Николай ЕФРЕМОВ
Хороший вариант, и по звуку, и внешне.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Есть АудиоНот Conquest — однотакт без оос на спаралеленных 300В , с автосмещением. 18 ватт на 4 Омах. Одно плохо: частотная характеристика на вч на клеммах 4 Ома откровенно провальная, а на клеммах 8 Ом выходное сопротивление высокое, по памяти,- Ома 4. Но этот усилитель работает в паре с AN-E, которые и настроены под такое выходное. Звучит неплохо.
В линейке AN есть удачная модель,Meishu , тоже на 300в, но одиночной, усилитель -звучный , красивый , есть в нем изюмина.
Andre
Н-да, искренне завидую людям, у которых на один только усилитель 6000 евро есть. Тут блин уже 20 лет как мечтаешь за половину этой суммы купить…
Владислав
А вообще, Николай, как аппарат? По качеству звука, сильно ли гудят трансформаторы, есть ли фон в акустике? У меня ламповый усилитель T.A.C. T-22. Вот и хотелось узнать Ваше мнение, проводили ли Вы сравнение с какими-нибудь ламповиками. Мне этот Каин понравился дизайном, что у него имеются режимы ультралинейный и триодный, можно ставить лампы , как 88 так и 34, сзади имеется переключатель выбора ламп, с пульта можно переключить режимы триод и ультралинейный, а на самом аппарате я так понял нет этого переключателя?
Николай ЕФРЕМОВ
Владислав, прямого сравнения с другими усилителями не делали. Сетевой трансформатор не гудит, фона нет, переключение режимов только с пульта.
Владислав
Стоит к рассмотрению? Вроде удобный функциональный аппарат. Только вот звук как, по сравнению с моим T.A.C. T-22.
Николай ЕФРЕМОВ
Стоит. Насчёт Вашего ничего сказать не могу, не слушал.
Владислав
Николай, скажите пожалуйста, сетевой трансформатор у него тороидальный?
Николай ЕФРЕМОВ
Экраны я не снимал, но, судя по их форме, трансформаторы на Ш-железе. Торы обычно стаканами закрывают.
Вячеслав
«Для настройки уровня громкости задействован высококачественный регулятор Alps. Блок питания оснащен тороидальным трансформатором» ( (с) Аудиомания)
Владислав
Здравствуйте, как он по сравнению с ламповым усилителем T.A.C. T-22? В плане звука?
Денис Геннадьевич
Аппараты на EL34 звучат, как правило, «теплее» в СЧ-полосе и «ершистее» на ВЧ. Инфраниз поджат, акцент на средний и верхний бас. КТ88/90/120/150 — это более линейный и нейтральный саунд, более динамичный. Хотя тот самый «тёплый ламповый» окрас выражен не так сильно либо вообще не выражен, если мы говорим о двухтактной конструкции усилителя.
Николай ЕФРЕМОВ
Это зависит от режима, в котором работают лампы. При большом токе и малом напряжении 34-ки звучат мягче и комфортнее, при высоком анодном появляется отмеченная Вами ершистость. Кроме того, лампы от разных производителей играют очень по-разному.