Вот дошла очередь и до флагмана этого маститого британского производителя. Конструкция его очень интересна – подвеска работает в двух плоскостях на разных резонансных частотах. И никаких дизайнерских заморочек – каждый элемент проигрывателя строго функционален, и это придаёт ему особый шарм.
Давайте сравним впечатления, полученные при прослушивании младших моделей с теми, что оставит Acutus SP – ценная возможность выяснить, как масса диска и качество демпфирования влияет на характер звучания.
ГРАВИТАЦИЯ
Каждый разработчик проигрывателей по-своему решает главную проблему, возникающую в любой конструкции – подавление вибраций, возникающих при работе двигателя, а иных вредных воздействий на иглу звукоснимателя. Конрад Мас, главный специалист в AVID, считает, что ни самые расчудесные маты, ни акриловые опорные диски не способны изолировать пластинку от подобных возмущений, делающих звучание на низких частотах невнятным и гулким. По мнению Маса, единственный действенный способ борьбы – увод резонансов в инфранизкую область, где они не смогут влиять на полезный сигнал. А низкий резонанс, это, прежде всего, тяжёлый диск и эффективная развязка тонарма от несущего шасси.
Модель Acutus была первой, выпущенной компанией, и в ней идеи Маса реализованы с минимальными компромиссами.
Этот принцип положен в основу всех проигрывателей AVID, которые при схожей архитектуре отличаются массой и конструкцией подвески. Модель Acutus была первой, выпущенной компанией, и в ней идеи Маса реализованы с минимальными компромиссами. Аппарат создавался буквально с нуля, ни один узел не был позаимствован у других производителей. Более доступные проигрыватели проектировались с последовательными упрощениями конструкции по мере снижения стоимости. Как мы знаем, даже проигрыватель начального уровня Diva II – отнюдь не доска с тоненьким диском.
Наиболее ответственная деталь Acutus — литое из алюминиевого сплава субшасси с переменной плотностью и разветвлённой системой рёбер жёсткости. В центре масс вертикально запрессована ось из закалённой стали. На неё надевается шахта, составляющая единое целое с 10-килограммовым диском. В торце оси сделано углубление, в которое закладывается сверхтвёрдый шарик из карбида вольфрама – на него и приходится вся нагрузка. Для уменьшения трения контакт с опорной поверхностью шахты осуществляется через сапфировый вкладыш.
Правая часть субшасси выведена наружу – это и есть площадка для установки тонарма. Весь этот узел буквально плавает, точнее мягко колеблется на амортизаторах с собственной частотой 2,5 Гц. Развязывающие демпферы находятся в трёх опорных колоннах, причём для гашения резонансов в горизонтальной и вертикальной плоскостях используется разный принцип. Базой проигрывателя служит алюминиевая плита толщиной 15 мм, в переднюю выступающую часть которой встроен круглый жидкостной уровень с пузырьком. Устанавливается горизонталь посредством крупных поворотных шайб в основании несущих колонн.
Весь этот узел буквально плавает, точнее мягко колеблется на амортизаторах с собственной частотой 2,5 Гц.
В одну из них встроен двигатель переменного тока, шкив которого имеет проточки для двух круглых пассиков. Двойной привод обеспечивает ускоренный старт тяжёлого диска и более стабильное вращение. Крутящий момент на валу – 0,14 Нм, т.е. примерно в 10 раз выше, чем у большинства проигрывателей среднего класса.
Для питания двигателя был создан продвинутый внешний источник DSP Vari-SPeed с мощным тороидальным трансформатором и высокостабильным задающим генератором. Выходное переменное напряжение 24 В с двумя переключаемыми частотами задаёт скорости вращения диска 33 и 45 оборотов в минуту с возможностью точной подстройки. Двигатели изготавливаются вручную на собственном заводе AVID, и для каждого из них индивидуально настраивается собственный блок питания.
Вращение от ведущего шкива передаётся на 10-килограммовый диск через закреплённый на нём вспомогательный обод из высокоплотного полимера. Этим обеспечивается дополнительная защита от вибраций, проникающих от двигателя через толстые пассики. С противоположной стороны диска имеется ещё один антивибрационный барьер – несъёмный эластичный мат, изолирующий пластинку от металлической поверхности. Мас считает, что при столь эффективной развязке преимуществ у 180-граммовых никаких нет, даже наоборот — поглощение вибраций в такой толще винила будет избыточным, и бас может получиться гулким и монотонным. Кстати, этот эффект проявляется и на обычных проигрывателях, из-за чего я давно перестал покупать аудиофильские новоделы.
Подача по характеру уже напоминала ту, что бывает у проигрывателей с роликовым приводом — атака стала резче, удар приобрёл какую-то упругую энергию, ритм считывался на слух чётче.
Вылет шпинделя – с резьбой, на которую навинчивается тяжёлый прижим, распрямляющий пластинку. Стартует Acutus и впрямь очень быстро, почти как транскрипционный грамстол. Двигатель абсолютно бесшумен, в паузах не слышно ни рокота, ни каких-либо других механических призвуков — только поверхностный шум пластинки.
На проигрывателе была установлена та же головка Ortofon Cadenza, с которой мы слушали AVID Sequel SP, а тонарм даже классом пониже – SME Model 309 вместо SME IV. Остальной тракт был практически идентичен прошлому, поэтому какой-то серьёзной разницы в звучании системы я услышать не рассчитывал. Но она оказалась совершенно очевидной. Прежде всего, подача в верхнем басе по своему характеру уже напоминала ту, что бывает у проигрывателей с роликовым приводом — атака стала резче, удар приобрёл какую-то упругую энергию, ритм считывался на слух чётче. Это странно, ведь и двигатель, и пассики у Acutus точно такие же, как у Sequel SP, и пластинки я ставил примерно те же самые. Самовнушение? Вряд ли, ведь явно изменилась и картина в басовом регистре. Тональный баланс опустился ниже, но став глубже, бас не потерял ни в ударной силе, ни в артикуляции — полное ощущение, что мы заменили головку на гораздо более дорогую, с высокой податливостью. Никогда бы не подумал, что приращение массы диска и соответствующее снижение резонансной частоты может дать такой эффект.
Укрепился фундамент, на котором строится саунд, заметно повысилась разборчивость, в сложных звуковых нагромождениях стало больше порядка и гармонии.
Самое ценное, что изменилось и общее восприятие музыки – на крупных симфонических произведениях появилась какая-то особая плавность и распевность, субъективно улучшилось разделение инструментов по планам в глубину. С роком ещё лучше: поскольку бас ушёл в глубину, укрепился фундамент, на котором строится саунд, плюс заметно повысилась разборчивость, в сложных звуковых нагромождениях стало больше порядка и гармонии. И не за счёт упрощения картины, а исключительно благодаря наполнению, телесности каждого виртуального образа. Такая подача информативна, эмоциональна и комфортна одновременно, хотелось переслушать все взятые с собой пластинки.
Вот таким притягательным оказался 19-килограммовый Acutus. Кстати, это не самая дорогая модель AVID, есть ещё Acutus Reference, с хромированным опорным диском. И такая отделка не только для красоты – Конрад Мас уверяет, что гальваническое покрытие улучшает переходные характеристики конструкции на высоких частотах. Понимаю, что кое-кто отнесётся к этому скептически, но качественный скачок базовой версии Acutus относительно Sequel SP показал, что в этой сфере мелочей не бывает.
Производитель: AVID Hi-Fi Ltd. (Англия)
www.avidhifi.com
Привод: двойной пассиковый || Скорости: 33/45 об/мин || Масса опорного диска: 10 кг || Главный подшипник: инвертированный из нержавеющей стали || опорный узел: вольфрам – сапфир || Подвеска: трёхточечная пружинная || Двигатель: 24 В АС асинхронный 0,14 нм || Блок питания: DSP Vari-SPeed || Питание от сети: 100 – 240 В 50/60 Гц 20 ВА || Габариты проигрыватель/БП: 460 x 400 x 210 мм/ 250 x 215 x 95 мм || Масса проигрыватель/БП: 19/3,5 || Цена без тонарма: 1 230 564 руб.
СИСТЕМА
- Тонарм SME Model 309
- Картридж: Ortofon Cadenza
- Фонокорректор EAT E-Glo
- Предварительный усилитель Accuphase C2850
- Усилитель мощности Accuphase A70
- Акустические системы TAD Evolution One
- Кабели:
- межблочные Siltech Empress XLR
- акустические Siltech LS180iQ
- силовые Siltech Ruby Hill II
МУЗЫКА
- The Rolling Stones, «Let It Bleed». ABKCO Music and Records, 1986
- Creedence Claerwater Revival, «Cosmo’s Factory». Liberty, USA 1970
- Sly & the Family Stone, «Fresh». Epic Records, 1973
- Kenny Burrell & Coleman Hawkins, “Bluesey Burrell”. Moodsville Records, 1962
- Crosby, Stills, Nash & Young, «4 Way Street». Atlantic Records, 1973
- Igor Stravinsky, «The Firebird». London Symphony Orchestra, Claudio Abbado, Deutsche Grammophon, 1975
Редакция благодарит салон «Проектная Мастерская Звука» за помощь в проведении прослушивания.
Комментарии [3]
Dolmatoff56
Я думаю ещё не помешает мраморная плита дюймов на 7!
и будет порядок со всеми антивибрационными системами.
dmitriy5100@*******
я так понял стол выжал еще больше из этой головки чем в sequel
Николай ЕФРЕМОВ
Я бы сказал так: он создал ей лучшие условия для работы.