Когда Focal начала выпускать одну аудиофильскую модель наушников за другой, наверняка какой-нибудь меломан, опробовав звучание открытых Elear, Clear или Utopia, тут же мечтательно вздыхал – вот были бы точно такие, только закрытые, точно бы взял. Что ж, теперь о них грезить не надо – они существуют.
ЗАКРЫТОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ
Прежде чем я открою коробку с новейшими «Элегиями», хочется донести три важных сообщения для всех, кто интересуется персональным аудио в целом и маркой Focal в частности. Первое: в этих моделях применена та же инженерно-технологическая база, что и в других наушниках Focal аудиофильской серии, собравших за последние два-три года уйму наград. Второе: параметры фирменных драйверов с М-куполами существенно изменены в сравнении с открытыми аналогами – пониженное с 80 до 35 Ом сопротивление при немного увеличенной чувствительности (105 дБ) открывает прекрасные возможности для применения наушников с любыми мобильными аудиоустройствами стандартной мощности. А третий (и, полагаю, самый приятный) мессидж заключается в том, что производитель сдержал свое обещание уложиться в ценовую категорию до 1000 евро и даже его немного перевыполнил в вашу пользу – рекомендованная цена Elegia оказалась еще ниже, чем у Elear – ближайших открытых одноклассников. Ну а теперь вскроем упаковку.
Конструкция оголовья такая же надежная и удобная, как и у других представителей Focal аудиофильской серии, а валики амбушюров отличаются только дизайном обшивки.
Сделаны новинки классно. Конструкция оголовья такая же надежная и удобная, как и у других представителей Focal аудиофильской серии, а валики амбушюров отличаются только дизайном обшивки – у «Элегий» она выполнена из микрофибры двух цветов со светлой уплотненной внутренней вставкой, что придает изделию довольно модный и запоминающийся вид. Если приглядеться, можно заметить и другое отличие – внутри корпусов нет характерного «прозрачного» периметра корзины драйвера, а сами овалы, несущие на себе герметичные крышки с металлической вставкой, выглядят не так громоздко, как у открытых моделей. Меньше, кстати, и масса – на 20 граммов в сравнении с Elear.
Но несмотря на относительную компактность эти новинки следует без сомнений отнести к наушникам настоящего охватывающего типа без каких-либо «накладных» компромиссов – в этом плане они более продвинуты всей Listen-серии. Размер, форма, сила и равномерность прижима мягких валиков к голове подобраны так, что достигается и хорошая звукоизоляция, и необходимый комфорт для долгого многочасового прослушивания, что высоко оценит каждый, кому приходится часто летать самолетами на дальние расстояния (если мне представится такая командировка, я точно смогу сказать, как долго можно просидеть с «Элегиями» на голове). Есть только маленькая проблема – в комплекте к наушникам нет самолетных адаптеров. И вообще, содержимое коробки минималистское: покупателю полагается только транспортный кофр, 1,2-метровый кабель с 3,5-миллиметровым джеком и переходник на четверть дюйма. Провод имеет нормальную Y-конфигурацию, сделан съемным и снабжен стандартными разъемами – заменить его на другой, в том числе и балансный, проблем не составит. Несложному демонтажу поддаются и амбушюры.
Они уникальны тем, что излучатель, отпечатанный из тонкого листа легкого алюминий-магниевого сплава и подвешенный на очень эластичном подвесе толщиной всего 110 микрон, имеет сложный профиль.
Главная фишка «Элегий» – это, без сомнения, головки. Они уникальны тем, что излучатель, отпечатанный из тонкого листа легкого алюминий-магниевого сплава и подвешенный на очень эластичном подвесе толщиной всего 110 микрон, имеет сложный профиль и в разрезе напоминает перевернутую букву М. Эта форма не только придает 40-миллиметровому диффузору дополнительную жесткость, но еще и образует тонкий внутренний бортик, на который и наматывается звуковая катушка. За счёт этого достигается минимальная подвижная масса.
В открытых моделях M-драйверы отличались также и бескамерной конструкцией магнитного привода. Аналогичное решение в общих чертах унаследовали и Elegia, но в данном случае считать головки «бескамерными» в силу закрытой конструкции самих наушников уже нельзя, к тому же полость по ту сторону излучающей мембраны дополнена крупной хитроумной вставкой с разнокалиберными сотами для подавления резонансов.
Это больше похоже не на воспроизведение с идеальной сценой и точным саундом, а скорее на живую игру с очень выразительной артикуляцией.
Словосочетание «первые закрытые», которое компания использует в представлении «Элегий», кого-то может отпугнуть, но его не стоит понимать буквально. Это относится только к аудиофильской серии. А вообще опыт разработки закрытых наушников у Focal как раз очень завидный, причем не только в бытовой, но и в профессиональной студийной сфере. Я бы очень удивился, если в новых моделях нашлись хотя бы какие-то акустические недоработки или компромиссы, свойственные «сырым» моделям. Вот их и нет. По первому впечатлению даже непрогретые «Элегии» звучат с роскошной полноценной динамикой без сжатия диапазона, свойственным иным закрытым моделям. По паспортным данным вносимые ими искажения совсем ничтожны – даже меньше, чем у открытых конструкций. Но главное, что у них нет ни выраженной «ракушечной» подкраски, ни резких локальных искривлений АЧХ, вызванных внутренними резонансами. Частотный диапазон реально огромен и по-фокаловски линеен – я на слух уловил только два слабовыраженных плавных подъема (примерно на 400 — 500 и на 1200 — 1400 Гц), которые, скорее всего, сгладятся после полноценного «прогрева» драйверов.
Теперь перейдем к частностям. От стандартного выхода ноутбука звучание простовато и немного грубовато – я сразу узнал в них все «косяки» не слишком мощного усилителя, встроенного в Macbook Air (он частенько «радует» недостаточно разборчивым басом, грязной серединой и подкрашенными верхами). Тем не менее, «Элегии» в таком подключении показали достаточно высокий запас по громкости и неплохую детальность.
Со смартфонами они тоже совместимы по всем критериям, но больше всего меня удивила чуткость к смене девайса. С одной моделью, которая, как мне всегда казалось, отличается достаточно мощным выходом, Elegia прозвучала на удивление лирично и мягко, а с другой моделью, которая едва вытягивала даже чувствительные вставные мониторы, саунд резко прибавил в динамике и богатстве тембров. Третье сочетание дало баланс между силой и гармонией. Правда, ни в одном случае нельзя было говорить о тонкой деталировке. Стандартный класс усилителей «Фокалы» аудиофильской серии показывают сразу, ничего не скрывая. И это следует учесть при подборе достойного источника для наушников, хотя делать заключения о возможностях «Элегий» на основании прослушиваний от смартфонов точно не стоит – вы будете слышать, на что способны их чипсеты, а не наушники.
Самый строгий тест на чистоту и правдивость – проигрывание хорошо записанных рояльных композиций – «Элегии» проходят с блеском, показывая потрясающий реализм, «воздух» и «бархат».
С переключением на портативный усилитель/ЦАП Denon DA-10 результат куда интереснее. Чуть выделенная «подогретая» середина остается и скрадывает бас, отчего он кажется немного сухим и сдержанным, но в целом звучание гораздо богаче и не в пример воздушнее. Оно будто сконцентрировано – много деталей и тональных оттенков, выражены и динамические доминанты, и тонкие реверберации. Это больше похоже не на воспроизведение с идеальной сценой и точным саундом, а скорее на живую игру с очень выразительной артикуляцией. На фоне такого плотного музыкального рисунка может показаться, будто верхняя звонкая часть диапазона передается недостаточно остро и выразительно, но пока подождем с выводами. Точно могу сказать, что для «Элегий» предпочтительна нормальная установка уровня выхода. Переключение на High Gain нежелательна — теряем прозрачность и структурированность, а громкость подскакивает до таких значений, которые попросту опасны для слуха. Но даже в последнем случае я не заметил искажений или грязи. Перегрузочная способность у наушников очень высокая.
От интегрального усилителя с отдельным телефонным каскадом (да еще и с встроенным патентованным кроссфейдом) получаем самый сбалансированный и вовлекающий саунд. Пространство сцены кажется более компактным, но это уже действительно пространство с трехмерными признаками, а не собранные в голове мнимые источники на одной оси – читаются удаленные планы, лучше локализация, у каждого инструмента есть тело. Середина по-прежнему несколько выделена, но басовая область наполнена изумительно – есть и сила, и скорость, и сложная колоритная текстура у послезвучий. Об акцентах и подкраске в основной полосе можно не беспокоиться – они выражены в такой ничтожной степени, что о них забываешь сразу. Самый строгий тест на чистоту и правдивость – проигрывание хорошо записанных рояльных композиций – «Элегии» проходят с блеском, показывая потрясающий реализм, «воздух» и «бархат». Но хотя весь саунд оставляет впечатление цельного, есть одно маленькое «но», которое касается только верхней полосы. В этом регистре новые наушники все-таки не так искусны и нейтральны, как старшие открытые модели Clear или Utopia. В них угадывается прямолинейный характер более доступных Elear.
Это не претензия, а просто констатация факта. Я не знаю, стоит ли ждать от Focal выпуска еще более дорогих закрытых моделей с продвинутыми бериллиевыми драйверами, но уровень «Элегий» и так достаточно высок, чтобы уже сегодня подарить себе возможность слушать музыку с образцовым качеством не только дома.
Focal Elegia
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)
Сопротивление: 35 Ом || Акустическое оформление: закрытое || Воспроизводимый диапазон: 5 — 23 000 Гц || Чувствительность: 105 дБ/1 мВт || Искажения: менее 0,1% || Масса: 430 г || Цена за пару: 74 900 руб.
СИСТЕМА
- Источники
- смартфоны Apple iPhone 8S, Nokia Lumia 930, Redmi 6A
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Усилитель/ЦАП Denon DA-10
- Усилитель интегральный McIntosh MA7200
- Кабели
- USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- силовые InAkustik Referenz AС-1502 и Referenz Power Bar AС-1502-P6