У г-на ван ден Хула (A.J. van den Hul) богатый опыт во многих областях – он читал лекции по физике в университете, писал статьи для аудиожурналов, а сейчас разрабатывает кабели и головки звукоснимателей, проводит медицинские исследования, занимается диагностикой сложных заболеваний и активно продвигает «зелёные» технологии. Разговор, который состоялся у нас после презентации кабелей van den Hul на партнёрской конференции ГК DIGIS, длился около часа. Ниже – лишь некоторая его часть, имеющая непосредственное отношение к аудио.
ГРАФЕН, ПОМЕХИ И МАГНИТНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ
— Прошлый раз мы закончили на том, что вам удалось сделать уникальный кабель с проводником из нано карбона. Есть ли какой-то прогресс в этом направлении?
— Да, самая свежая разработка – проводник, который в 10 раз толще прежнего, и проводимость у него во столько же раз лучше. Он очень прочный и при этом гибкий, подобные структуры используются при производстве спортивного инвентаря и в космической промышленности, т.к. выдерживают колоссальные нагрузки и ускорения. Волокно изготавливается европейской компанией, имеющей большой опыт в использовании графена, а наконечники делаются в Японии. Для звука очень важно, что структура проводника абсолютно однородна даже при километровой длине – без границ между кристаллами, дефектов и т.д. Я не планирую выпуск акустических кабелей на основе этой технологии, т.к. они получатся очень дорогими,
— Сколько же стоят такие интерконнекты?
— В рознице – порядка 5 – 6 тыс. евро за комплект из двух кабелей.
— Терминация таких кабелей, очевидно, очень сложна.
— Невероятно. А теперь и того сложнее, т.к. проводник в 10 раз толще, и обжимать его, как мы это делали раньше, невозможно. Поэтому графен вставляется в трубку, в ней обжимается, а она припаивается к коннектору. Пережимать нельзя ни в коем случае — если слои волокон сдвигаются, резко растёт сопротивление.
— А как они с точки зрения звука?
— Лучше сделать невозможно. Нет границ между зёрнами, примесей, окислов – а в любом металле всё это есть, даже в золоте 24 карата. Carbon Nano Tube лучше.
— Знаю, что вы отрицаете существование монокристаллической меди, но кабели с такими проводниками, тем не менее, по-прежнему выпускаются.
— Реальность такова, что максимальная длина кристалла меди не превышает 15 мм, и если вы согнёте кабель, структура такого проводника разрушится. Теоретически монокристалл можно произвести, но как только вы смотали кабель в бухту – ему конец. Главная задача моей компании – создать наилучший материал проводника, а лучше СNТ пока ничего не существует. Одна жила имеет диаметр 15 микрон, всего же в одном кабеле их используется 19, и на сегодняшний день это лучший проводник.
— Лучше, чем 3Т?
— 3T – лучший проводник на основе металлов, имеющий полностью аморфную структуру без кристаллической решётки. Такой кабель можно многократно сгибать без малейшего влияния на качество звучания, и он используется некоторыми звукозаписывающими компаниями. Джерри, мой знакомый продюсер Channel Classics Studios, записывал CD голландской арфистки Lavinia Meijer. В процессе было задействовано шесть 20-метровых кабелей 3Т, и Джерри сказал: «Вот тот самый звук, который я давно искал». Китайцы, кстати, пробовали подделать эти кабели, у них даже был рецепт проводника, но ничего не получилось – при сравнении звучания их изделия просто провалили тест. Важен не только состав, но и тонкости производства.
— Насколько оправданно применение балансных кабелей в домашней технике?
— Зависит от окружающей обстановки, но балансные конструкции всегда лучше, т.к. в них шумы взаимно компенсируются. В обычных кабелях многие производители используют экран в качестве возвратного проводника, а это неправильно. Во-первых, оплётка – не лучший путь для движения электронов, во-вторых, она собирает на себя все внешние помехи. Из-за этого в коаксиальных кабелях звук убивается. Мой совет: хотите выжать из системы звук наивысшего качества – используйте балансные соединения. Такие кабели редко меняют, а вот обычные постоянно перебирают, т.к. их звучание сильно зависит от электромагнитной обстановки.
— С силовыми кабелями, очевидно, та же ситуация?
— Почти. Здесь главное не то, что они не должны собирать на себя помехи – они не должны их излучать, и тогда ваша техника не будет их принимать. Экранированные силовые кабели – хороший выход из положения. Мы же используем плотно свитые проводники, что увеличивает индуктивность и ёмкость, и получается фильтр с крутизной 12 дБ, обрезающий помехи из сети. Предвижу вопрос: как один метр кабеля может изменить ситуацию, если стенная проводка в зданиях имеет длину в несколько километров?
— Да, нам его всегда задают.
— Конечно. Как я уже сказал – важно, что этот метр не излучает. Мы не делали измерений в России, поэтому не знаем, каков уровень помех у вас в сети, но в Европе это реально работает. Сейчас ведь во всех домах есть Wi-Fi, который, помимо всего прочего, воздействует на силовой трансформатор аудио устройств и проникает в сеть. Для борьбы с этим я создал систему PIP – Progressive Indifference Protection. Но о ней мы поговорим в следующем интервью.
— Расскажите о ваших картриджах. Если честно, мне о них не много известно, кроме того, что они очень дорогие.
— И да, и нет. На изготовление головки я трачу в среднем пять с половиной часов. Младший сын, ему 23, мне сейчас помогает, и у него отлично получается. Он делает основную работу, а я – тонкий тюнинг в соответствии со вкусами клиента. Под классику и рок конструкции головок немного отличаются.
— В самом деле? И в чём же разница?
— В податливости подвижной системы. У меня 10 сортов резины с разными свойствами, этот демпфер устанавливается между катушкой и задним магнитом. Влияет также и сила магнитов – она максимальна у головок Colibri. С ними, кстати, был любопытный случай: один производитель проигрывателей в США купил шесть таких головок, и через некоторое время сообщил, что все они бракованные. Стали разбираться, и выяснилось, что фирма, изготавливающая для него опорные диски, вопреки спецификациям, использовала магнитный сплав, и головки намертво на них залипали. Пришлось менять диски в проигрывателях, отгруженных покупателям на нескольких континентах. Аналогичный случай был с клиентом из Краснодара – головка The Frog отказалась работать, я заменил одну, затем вторую, и с ней повторилась та же история. Пришлось ехать и смотреть, в чём дело. Под матом дорогого проигрывателя оказался дешёвый стальной диск! Раньше, кстати, для этого использовался цинк, но сейчас он полностью уходит в автопром для антикоррозийного покрытия кузовов.
— Знаю, что вы занимаетесь не только аудио. Какие ещё у вас интересы?
— У меня сейчас несколько главных проектов, включая разработку графеновых кабелей, очистку воды, медицину и защиту окружающей среды. Я счастлив, что этим занимаюсь, несмотря на массу конфликтов с теми, у которых из-за моих изобретений страдает бизнес. Зато я помогаю людям, а это главное.