© 2018 Opus Films / Apocalypso Pictures / MK Productions
Жанр: драма
Формат: Blu-ray 1080p / DTS HD Master Audio 5.1
Сценарий: Павел Павликовский, Януш Гловацкий, Петр Борковски
Режиссёр: Павел Павликовский
Оператор: Лукаш Зал
В ролях: Иоанна Кулиг, Томаш Кот, Борис Шиц, Агата Кулеша, Седрик Кан, Жанна Балибар и др.
Что. История страстной любви. Польша. Она участница народного музыкального коллектива, он пианист. Действие начинается в 1949 году и продолжается до 70-х. Он страдает от отсутствия творческой свободы, она просто поет и танцует. Он сбегает на Запад, она остается – то ли из любви к родине, то ли из упрямства. Он живет в Париже, играет джаз, сочиняет музыку для кино и подрабатывает аранжировками. Она гастролирует со своим коллективом, и это дает им возможность иногда встречаться. Формально между ними – железный занавес, но на самом деле их разделяет нечто в них самих, и мы можем только догадываться, что именно.
Говорят, что в основу сюжета легла история родителей режиссера – посвящение им есть в самом конце фильма. Именно в конце, а не в начале, как это принято, и это неспроста.
Кто. Польский режиссер Павел Павликовский получил в 2015 году «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке – это была «Ида». Годом ранее эта картина стала победителем в четырёх номинациях от Европейской киноакадемии. Кстати, одним из его соперников был тогда Андрей Звягинцев с «Левиафаном». Последняя его работа, «Холодная война» номинировалась в этом году на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, но получила в итоге лишь приз за лучшую режиссуру, что, на мой взгляд, равноценно.
Оператор Лукаш Зал снял «Иду», а позже – анимационную картину «Ван Гог. С любовью, Винсент» и фильм Алексея Германа-мл. «Довлатов».
Исполнительница главной роли, Иоанна Кулиг, у нас мало известна, в «Иде» она тоже играла, но эпизодическую роль. Снималась на Западе, но тоже в эпизодах. Думаю, после «Холодной войны» ее заметят – актриса мощная и харизматичная. И очень неплохая певица.
Композитора у фильма нет, хотя музыки в нем много, в основном, это польский фольклор в аутентичном исполнении и в джазовых обработках, просто джаз, в основном – классика 50-60-х годов прошлого века.
Как. Оценивать такие фильмы с профессиональной и технической точки зрения, на мой взгляд, неуместно. В мире снимается очень много добротных и даже великолепных по исполнению картин, но лишь немногие из них могут вызвать столь сильный эмоциональный отклик – естественно, у зрителей, которые на него способны, с этим сейчас есть проблемы. После каннской премьеры публика 18 минут аплодировала стоя. А ведь такую аудиторию трудно удивить. Когда есть такой мощный художественный результат, оценивать средства его достижения бессмысленно. Хотя, конечно, можно. Особенно операторскую работу – снято в ч/б в формате 4:3, красота тональных переходов и композиции просто невероятные. Вероятно, именно потому Лукаш Зал никак не может получить свой «Оскар» или награду в Каннах – изобразительный ряд слишком хорош и местами самодостаточен. Оператор не имеет права так сильно высовываться.
На чём. Как ни странно, но камерный и негромкий фильм, в котором нет эффектных динамичных сцен и ударных эпизодов, требует очень серьезной аппаратуры, не обязательно многоканальной, сойдет стерео. И обязательно – калиброванный дисплей. Цветное кино допускает неточности, поскольку мы не очень хорошо себе представляем, как картинка должна выглядеть по замыслу режиссера, но в ч/б всё предельно ясно: черный должен быть чёрным, а белый – белым, а самое главное – между ними должно быть как можно больше оттенков.
Изображение 10/10
Звук 9/10