Новая версия усилителя выпущена в красном цвете Ferrari, что стало неким контрапунктом его названию. На самом деле ничего странного здесь нет – эксклюзивное оформление было задумано, чтобы покорить японскую публику. На следующий день после прослушивания аппарат был отправлен на выставку в Осаку, где его с нетерпением ожидали. Но японцев одним цветом не проймёшь (да и нас тоже), поэтому пение «Чёрного Дрозда» в ярком оперении мы слушали долго и внимательно.
ПРАВИЛА ПЕРСПЕКТИВЫ
два пути создания ламповых (и не только, но здесь разница выражена наиболее явно) усилителей – технократический и аудиофильский. В первом случае всеми возможными способами достигаются высокие характеристики, как правило, ценой усложнения конструкции. Например, вводится глубокая общая обратная связь, а для компенсации падения усиления вводятся дополнительные каскады. Плюс расширенный сервис в виде дисплеев, микропроцессорной подстройки режимов ламп, автоматического переключения питающего напряжения и т.д. Всё это, безусловно, имеет право на существование, главное, чтобы в бюджете и на звук что-нибудь осталось. Впрочем, примеров сложных и при этом хорошо звучащих усилителей достаточно, чтобы не считать эту ветвь эволюции тупиковой.
С этой точки зрения новый проект Алексея Сёмина явно принадлежит ко второму типу и, как во всех проектах S.A.Lab, главное здесь не «что», а «как».
Второй путь подразумевает максимально возможную простоту звукового тракта, а класс усилителя определяется качеством применённых компонентов, энерговооружённостью и конструктивным исполнением. Здесь тоже есть свои крайности – однотактные выходные каскады, кенотронное питание и конденсаторы «бумага в масле». Они могут звучать очень музыкально и приятно, но только не с современной многополосной акустикой. Исключения, конечно, бывают и здесь, но они лишь подтверждают правило.
С этой точки зрения новый проект Алексея Сёмина явно принадлежит ко второму типу и, как во всех проектах S.A.Lab, главное здесь не «что», а «как». За основу взят один из ранних проектов – Blackbird SE, в который были внесены значительные изменения. Схема осталась столь же простой: каскад усиления на половинке триода 12АХ7, затем фазоинвертор с разделённой нагрузкой на второй половине, и двухтактный выход на лучевых тетродах 6П3С в ультралинейном включении. Это промежуточный вариант между пентодным и триодным режимом, позволяющий получить меньшие искажения, особо не жертвуя мощностью. Подобранные пары 6П3С (вместо них можно использовать 6L6 и КТ66 без каких-либо изменений в схеме) в классе «А» выдают в каждом канале на 6-омной нагрузке 25 Вт. Чтобы получить при полной мощности полосу 20 Гц – 20 кГц при минимальной глубине обратной связи (всего 6 дБ), были разработаны новые 18-секционные выходные трансформаторы на 600-ваттных витых сердечниках. В каждом из них намотано по 3,5 кг меди, а индуктивность между анодами порядка 130 Гн. Такое рекордное значение гарантирует глубокий бас, а секционирование снижает ёмкость трансформатора и тем самым расширяет рабочий диапазон вверх.
Несмотря на то, что называется модель Blackbird, цвет корпуса у него Ferrari Red – по желанию японского дистрибьютора, который собирался демонстрировать усилитель на выставке в Осаке.
Серьёзнее, по сравнению с предыдущей версией, организовано питание усилителя. После 800-ваттного тора и 20-амперного выпрямительного моста анодное напряжение сглаживается 16-ю конденсаторами EPCOS ёмкостью 220 мкФ каждый. Оба входных каскада и фазоинверторы питаются через индивидуальные стабилизаторы на высоковольтных MOSFETах. Силовой блок отделён от звукового тракта толстой стальной перегородкой. В качестве разделительных используются полипропиленовые конденсаторы.
Blackbird MK II рассчитан на подключение до трёх источников, в качестве регулятора громкости используется аудиофильский потенциометр ALPS RK27. Дистанционное управление не предусмотрено. Акустические клеммы — собственного производства, с контактами из чистого серебра. Масса усилителя 24 кг.
С цветом получилось интересно во всех смыслах. Несмотря на то, что модель называется Blackbird, цвет корпуса у него Ferrari Red – по желанию японского дистрибьютора, который собирался демонстрировать усилитель на выставке в Осаке. Туда он и был отправлен на следующий день после нашего прослушивания. Красятся детали действительно в сервис-центре Ferrari, и при желании можно заказать другие цвета из фирменной палитры суперкаров. Покраска одного комплекта обходится в 200 евро, но дело того стоит – покрытие очень качественное, красный буквально горит под лампами, а в тени приобретает глубокий пурпурный оттенок.
Усилитель придаёт бумажным диффузорам мгновенное ускорение, поэтому атака струны, рабочий барабан как в клубе с грамотной подзвучкой – удар по ушам получается самый настоящий.
Наш экземпляр был 100-вольтовый, для японской сети, поэтому питался через 2-киловаттный ЛАТР. Источник и акустика – те же, что были при недавнем прослушивании усилителя Black Knight на германиевых транзисторах.
Сразу же должен отметить, что основательность исполнения нового усилителя S.A.Lab сказалась на его звучании. Мне приходилось слушать достаточно двухтактных усилителей, в т.ч. и на 6П3С, и Blackbird MK II способен не только поспорить с изделиями самых именитых брендов, но и развеять некоторые заблуждения. Прежде всего то, что в пентодные усилители для удовлетворительного демпфирования нагрузки обязательна глубокая обратную связь, из-за чего звучание становится «транзисторным». Ультралинейный режим снижает выходное сопротивление, а качество выходных трансформаторов в Blackbird MK II таково, что широкая полоса усиления легко достигается при минимальной ОС и, соответственно, с предельно коротким шлейфом гармоник. На слух это воспринимается так: комфортное, свободное звучание с живыми тембрами акустических инструментов и прозрачным верхом. И бас совсем не «ламповый» — с хорошо читаемой структурой и инфранизкой составляющей, которую эффектно воспроизводят 16-дюймовые НЧ-драйверы Blumenhofer Genuin FS1 MK II. Усилитель придаёт бумажным диффузорам мгновенное ускорение, поэтому атака струны, рабочий барабан как в клубе с грамотной подзвучкой – удар по барабанным перепонкам получается самый настоящий.
Ощущение, что исполнители буквально в нескольких метрах от тебя – непередаваемо.
В чём проявляется ламповый характер усилителя, так это в передаче эмоциональной составляющей, особенно заметной на вокальных партиях, солирующих инструментах и небольших составах. Ощущение, что исполнители буквально в нескольких метрах от тебя – непередаваемо. И складывается оно из описанных выше факторов в совокупности с трёхмерной перспективой звуковой картины. Из записи извлекается вся пространственная информация, изначально в неё заложенная – объём концертного зала или студии, панорамные эффекты, эшелонирование. На диске Puff Daddy есть прекрасные фрагменты для теста, на которых около десятка солистов читают рэп и подают реплики одновременно. Казалось, что они реально в нашей комнате, настолько чётко каждый голос позиционировался по ширине и глубине сцены. Симфоническая музыка, этника со сложным ритмом – всё собранно, с плотным спектром, разборчиво, но без излишней контрастности. Усилитель буквально втягивает в музыку, но не назойливо, исподволь, а противостоять его «гипнозу» сложно.
Конечно, мы немного подыграли усилителю, подключив к нему чувствительную акустику с лёгкими бумажными диффузорами. Но, во-первых, даже при громкости, выкрученной не более чем на треть, разговаривать в комнате уже было невозможно. А во-вторых, подбор колонок к ламповому усилителю – обязателен, сколько бы он ни стоил. Blackbird MK II благодаря высокой энерговооружённости в этом отношении не капризен, но свой потенциал полностью раскроет, если найти колонки чувствительностью от 90 дБ с не слишком тяжёлыми басовиками. И не исключено, что после этого вы вообще забудете о существовании транзисторных усилителей.
Система:
- CD-проигрыватель Gryphon Scorpio
- Акустические системы Blumenhofer Genuin FS1 MK II
Кабели:
- межблочные Slonov Audio Design
- акустические Shinpy Logos
- сетевые S.A. Lab Power
Музыка:
- Puff Daddy & The Family, «No way Out». Bad Boy Records, 1997
- Frank Zappa & Captain Beefheart, «Bongo Fury». DiscReet Records, 1975
- Stanley Clarke, Al Di Meola, Jean-Luc Ponty, «The Rite Of Strings». Gai Saber, 1995
- Tchaikovsky, «The Nutcracker». Andre Previn and London Symphony Orchestra. Elite Classics, 1999
- Hugh Masekela, «Hope». Triloka Records, 1999
S.A.Lab Blackbird MK II
Входы: 3 х RCA || Входное сопротивление: 10 кОм || Выходная мощность (1 кГц): 2 х 25 Вт (6 Ом) || Чувствительность: 0,707 В || Искажения (50% мощности): 0,3 % || Отношение сигнал/шум (не взвешенное): -96 дБ || Диапазон усиливаемых частот (при неравномерности +/-0,7дБ): 20 Гц – 20 кГц || Потребляемая мощность: 250 Вт || Габариты: 190 х 460 х 460 мм || Масса нетто/брутто: 24/38 кг || Гарантия: 2 года || Цена: 380 000 руб.
Редакция благодарит московский салон «Нота+» за помощь в проведении теста
Комментарии [5]
Владимир
Тор не больше 200 ватт по габаритам, откуда 800 ватт взялось?
Николай ЕФРЕМОВ
Диаметр тора 160 мм. Возьмите линейку и прикиньте к носу
0393523@*******
Может нолик в цене отнять надо,а то пугает очень…
Денис Геннадьевич
Николай, доброго времени суток!
Исправьте массу усилителя в ТТХ — с 38 на 24 кг.
Николай ЕФРЕМОВ
38 кг — в упаковке, 24 — нетто