Выход инновационных дизайнерских акустических систем Focal Kanta №2 год назад стал важным и заметным событием, ведь помимо необычной отделки, супертехнологий и очень смелых инженерных идей эти напольные колонки предложили ценителям и поразительное качество звучания. Интересно, а какие свойства лучше всего выражены в новой и еще более внушительной французской модели?
ПЕСНЯ ГОДА
Помните акустику Focal Electra? На протяжении многих лет французская компания выпускала эту серию, заполнявшую огромный ценовой разрыв между доступными хай-файными моделями и элитарными Utopia. Особо успешными «Электры», впрочем, не были. Желающих приобрести колонки с «переходным» набором характеристик – дизайном в духе флагманов, но с компромиссным для своей ценовой категории качеством звучания – находилось не много, да и те, в основном, представляли домашне-театральное, а не аудиофильское направление.
Смену парадигмы подчеркнули даже в названии новой серии, отказавшись от пафосных «электротехнических» имен в пользу аллюзии на итальянское слово la Cantare (поющий).
Видимо, это обстоятельство и заставило руководство Focal пересмотреть подходы. Первое, что они сделали – создали уникальную по дизайну линейку Sopra, в которую «упаковали» едва ли не все супертехнологии от «Утопий». Получилось очень круто, но все-таки достаточно дорого. После этого родилась мысль спроектировать еще одну линейку, развернув приоритеты в сравнении с «Электрой» ровно на 180 градусов. Иначе говоря, инженерам и дизайнерам предоставили полный карт-бланш в том, что касается выбора форм, отделки, драйверов и всего остального для будущей акустики, поставив одно «железное» условие – никаких компромиссов в качестве звучания. Смену парадигмы подчеркнули даже в названии новой серии, отказавшись от пафосных «электротехнических» имен в пользу аллюзии на итальянское слово la Cantare (поющий).
Обычно на реализацию столь смелых спонтанных проектов уходят годы одних только экспериментов. Но Focal неожиданно для всех выдала первенцев новой серии еще когда не улеглись страсти от дебюта Sopra! Такая скорость была бы невозможна, не будь у французской фирмы огромного портфолио собственных технологий. И именно так выглядели уже испытанные нами напольные Kanta №2 – симбиоз самых дерзких инноваций.
То, что мы будем слушать сегодня, смотрится не менее новаторски. Отделка – разнообразнейшая. Нижняя подковообразная часть корпуса на крупных настраиваемых ножках отформована из фанеры, верхняя же декорирована стеклом. Фанера для корпусов серии Kanta используется двух видов – из лиственной и хвойной древесины. Лицевая панель с раструбом фазоинвертора целиком отлита из полимера HDP, который на четверть лучшее гасит вибрации (новый материал на 70% плотнее и на 15% жестче обычного MDF).
В верхнем звене – уникальный бериллиевый твитер модели IAL3 (с компактной задней камерой, воплощающей идею «бесконечной акустической нагрузки».
В верхнем звене – уникальный бериллиевый твитер модели IAL3 (с компактной задней камерой, воплощающей идею «бесконечной акустической нагрузки», как у пищалок Sopra или Utopia). Басовые и среднечастотные диффузоры — из композита Flax. В их основе – легкие объемные волокна льна с их уникальными характеристиками акустического затухания. А нужную жесткость мембранам придает тончайшее армирование стекловолокном. Но в отличие от «льняных» драйверов младших серий, «кантовские» куда более продвинуты – они наделены магнитными системами NIC, в которых компенсируются вихревые токи, а в среднечастотной головке применяется еще и TMD-подвс (специальные утолщения на каучуковом кольце работают по принципу демпфера масс, гасят резонансы подвижной системы).
Еще одна особенность Kanta №3 – наличие второго скругленного порта Powerflow. Парные фазоинверторы встречается часто, но их редко выводят в разные стороны. Здесь же «мультипорт» смотрит и с лицевой, и с задней панели. Так сделано, как уверяют французские специалисты, для устранения «динамической компрессии», возникающей при обычном расположением портов.
Наша Kanta-«тройка» отличается калибром басовиков, габаритами и массой – колонки с 20-сантиметровыми басовиками шире и глубже своих младших братьев на 5 сантиметров и тяжелее на 11 кг. Формальное назначение – работа в более объёмных помещениях площадью 40 — 80 «квадратов». Но все мы знаем, что даже небольшая прибавка в размерах иногда драматически меняет характер звучания.
И, по всей видимости, так оно и случилось. Сначала мне вообще показалось, что у тандема Focal-Denon нет шансов – в звучании выявились все признаки «несварения» баса. Но затем выяснилось, что это не усилителю PMA-2500NE трудно держать под строгим контролем нижний регистр, а сама Kanta №3 при инсталляции требует к себе тех же особых подходов, как и системы-великаны. Очень низкие настройки портов, частоты которых могут совпасть с модами помещения, заставляют особо тщательно искать точки установки, вымеряя их с точностью до сантиметра. В этом деле, по моему опыту, решающее влияние на качество и точность баса имеет не только отдаление АС от передней стены, но также расстояния от осей фазионверторов до боковых стен. Если вы сумеете найти золотое соотношение этих отступов (мне, кстати, понадобилось на это втрое больше времени, чем в случае с Kanta №2), то вы получите ни с чем не сравнимую глубину и силу проработки всего басового регистра. Он покорит вас не только динамикой и фундаментальностью. В музыкальном полотне появится мощная основа для визуализации всей сцены – это как раз про такое звучание говорят, что его можно смотреть, а не слушать!
На любой классике, оперной и симфонической, возникает поразительный эффект растворения слушателя в окружающей атмосфере. «Отрисовка» органных композиций, как и любых живых концертных исполнений, такова, что вмиг покрываешься мурашками. Обескураживают и старые записи, где несмотря на сильный шумовой фон абсолютно отчетливо формируется и солирующий инструмент/голос, и вся сцена. Будто пересаживаешься ближе к оркестру, и все промежуточные заслоны исчезают. Внятность воцаряется даже в периферийной части сцены – слышно все, что происходит сбоку и сзади. Полагаю, эта пространственная правдивость достигается не в последнюю очередь высочайшими характеристиками пищалок и среднечастотных головок. Они, кстати, безупречны в чистоте и тембральном богатстве подачи. Вот буквально – песня!
На любой классике, оперной и симфонической, возникает поразительный эффект растворения слушателя в окружающей атмосфере.
Однако согласование всех полос между собой – как, кстати, и в Kanta №2 – несколько специфическое. Системы очень охотно воспроизводят все яркие субгармоники, что придает звучанию немного слащавые или даже «кислотные» оттенки, убирая на второй план силовые составляющие, что немного ослабляет драйв и темперамент современного рока, джаза или электронной музыки. При этом нет агрессии – рисунок на ВЧ даже чуть мягче, чем у Sopra. Но я не вижу в этом проблемы. Просто придется подобрать такие акустические кабели, которые смогут «успокоить» яркость в середине, но не ослабят фантастического разрешения в средне-высокой полосе (я бы смотрел в сторону японских изделий из монокристаллической меди).
Впрочем, еще больше на акустику такого высокого аудиофильского класса, как Kanta №3, влияет выбор усилителя. Когда мы попробовали колонки вместе с усилителями Naim, тут же основным лейтмотивом в звучании стала мягкость и интеллигентность. А с McIntosсh, изменилась вся основа! Если во всех предыдущих пробах было отчетливо слышно, что тандем составляют два настоящих мастера своего дела, то теперь в системе установились очень правильные дипломатичные отношения. Ни одного лишнего оттенка. Образы стали чуть меньше по масштабу, а вся сцена – чуть компактнее (с первого ряда слушателя отсадили обратно на четвертый-пятый), но телесность и «зримость» при этом никуда не пропала. Заодно появилась взвешенность в общем балансе, почти студийная нейтральность в основной полосе, прибавилось естества и конкретики в басе. И все это не выглядело как формальное техническое улучшение – живость и страстность звучания возросла, а микродинамический рисунок, напротив, немного даже «подчистился».
И все это не выглядело как формальное техническое улучшение – живость и страстность звучания возросла, а микродинамический рисунок, напротив, немного даже «подчистился».
Хотите больше куража и эмоциональности при прослушивании любой драйвовой динамичной музыки? Используем на «Макинтоше» выходы под 2-омную нагрузку. Надо добавить пространственной масштабности или проникновенности? Возвращаемся на выходы под 4- или даже 8-омную акустику. С таким усилителем Kanta и начинает выглядеть очень разносторонней акустикой, лояльной к любым музыкальным жанрам.
Но главное все же не это. Оценивая компоненты высокого уровня, мы привыкли искать в звучании что-то новое и неизвестное – находить какие-то особенные детали, ловить новые нюансы исполнения, слышать ранее непонятные отголоски и обострено чувствовать акустику концертного зала. Но добиваясь всего этого от системы, мы нередко приходим к воспроизведению, которое не слишком интересно слушать повторно, просто в свое удовольствие. Это особенно актуально для тех случаев, когда включаешь фонограммы, записанные в не самых продвинутых студиях – в рафинированном тракте они часто звучат ужасно.
Системы Kanta – одни из немногих, что выходят за аудиофильские рамки. Они способны дать все необходимое самому взыскательному слухачу, проиграть очень музыкально даже убитые и кривые записи, не потеряв ни живости, ни смысловой составляющей. Правда, до этого придется изрядно повозиться, чтобы поставить французской акустике правильный «голос».
СИСТЕМА
- Источники
- проигрыватель Denon DCD-2500NE и стример DNP-800NE
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Интегральные усилители/DAC Denon PMA-2500NE и McIntosch MA7900
- Предварительный усилитель Naim NAC 252
- Усилитель мощности Naim NAP 300 DR с блоком питания NAP 300 PS
- Кабели
- межблочные InAkustik Referenz NF-2404 RCA и Naim Hi-Line DIN
- акустические InAkustik Referenz LS-2404 Air
- цифровые USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0 и Oehlbach XXL 80 TOSLink
- силовые InAkustik AС-1502
- фильтр питания InAkustik Reference Power Station AC-3500P
Focal Kanta №3
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)
www.focal.com/ru
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 33 — 40 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 26 Гц || Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/3 Ом || Частоты раздела полос: 250 и 2500 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 400 Вт || Отделка: черный, белый, желтый, кремовый, серый или голубой глянец, слоновая кость (передняя панель), черный рояльный лак или шпон ореха (корпус) || Габариты: 386 х 1280 х 520 мм (без опор) || Масса: 46 кг || Цена за пару: 944 900 руб.
Комментарии [3]
Kolyvan
Появление серии Electra 1000 Be связано со стремлением французских инженеров соз-дать высококачественную акустику классаHigh End, более доступную по цене и в то же время не менее технически совершенную, чем ее предшественница Electra Be, которая была создана по образу и на основе технологий, применяемых в Utopia.
При высокой точности, аутентичности музыкального высказывания, звук Electra 1027 Beвоспринимается как ярко индивидуальный, он имеет свое лицо. Пожалуй, наиболее характерная его черта—это изящество (хочется сказать, французское изящество). Впечатление возникает благодаря глубине,пластичности, живости тембров,гибкости, как бы «выглаженности» мелодических деталей,шелковистости и остроте верх-него регистра, уверенной графике штриха, удивительно тонкой микродинамической нюансировке при которой музыкальные голоса и реверберационные волны зала или студии доходят до полного, «молекулярного» истончения и лишь затем растворяются в тишине. Нам было не-просто найти такое положение колонок, при котором они перестают восприниматься как источники звука, и сцена становится вполне однородной по плотности. Достигнуть в общем приемлемого результата
удалось, установив акустические оси АС почти параллельно боковым стенам; рассто-яние между колонками было меньше, чем от них до слушателя, они стояли довольно далеко от задней и боковых стен. В разных комнатах варианты инсталляции должны варьироваться.По многим признакам формального иэмоционального свойства Electra 1027 Be—АС очень высокого класса. Мнение автора данного материала: звук колонок стоит своих и даже больших денег.
Артём Аватинян, журнал Стерео&Видео, рубрика HI END, февраль 2006 года
Руслан Тарасов
На тот момент Electra была очень передовой акустикой. Но звучание — сильно на любителя. Первые бериллиевые пищалки с обратным куполом, кстати, тоже были далеко не идеальны.
Юрий
Прошло 12 лет. Electra получила новый корпус из цельногнутого куска многослойной фанеры, переднюю панель из полимера высокой плотности, с элементами технологии Focus time? технологии заимствованные — у Sopra: TMD, — подвес с демпфером масс, NIC кольца Фарадея , новую версию Бериллиевого твитера IAL 3. и получилась Канта,